Капремонт за счет средств фонда содействия реформированию ЖКХ: новые правила – 2017
Как известно, ранее согласно Закону N 185-ФЗ средства финансовой поддержки за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ выделялись на проведение будущего капитального ремонта МКД. В 2017 году в силу новых Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 (далее – Правила), предполагается предоставление управляющим МКД поддержки в связи с уже выполненными работами. Из настоящей статьи можно получить общее представление о том, как получить бюджетные средства, а также узнать об их расходовании управляющим домом согласно новому порядку.
Капремонт за счет средств фонда. Цели предоставления финансовой поддержки
Если ранее финансовая поддержка предоставлялась на финансирование определенных услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД до их оказания и (или) выполнения, то теперь средства фонда предоставляются на возмещение части расходов:
– на уплату процентов за пользование займом или кредитом, полученным в валюте РФ и использованным в целях оплаты услуги (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (за исключением неустойки (штрафа, пени) за нарушение условий такого договора);
– на оплату услуг и (или) работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществленных в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД.
Обратите внимание: средства предоставляются на возмещение части расходов, а не на финансирование тех или иных работ. То есть первоначально расходы должны быть осуществлены (точнее, должен быть проведен ремонт, а также при необходимости должен быть заключен договор займа и сумма займа должна быть использована на оплату выполненных работ по капитальному ремонту).
Размер и условия предоставления финансовой поддержки
Размер финансовой поддержки для каждого дома ограничен одновременно следующими показателями:
Источник
Статья 190 ЖК РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
1. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
3. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
1. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, если собственники помещений формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то последний и обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки выполненных работ. Такой акт должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в нем).
3. Выплата аванса при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возможна, однако согласно ч. 3 комментируемой статьи он не может превышать тридцати процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Каждый субъект Федерации принимает нормативный акт, которым устанавливается размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не входящих в число обязательных (см. комментарий к ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса), осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Источник комментария:
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
С.П. Гришаев, 2018
Приведенные фондом в кассационной жалобе доводы об отсутствии у него обязанности по оплате работ со ссылкой на то, что работы не были приняты комиссионно в нарушение пункта 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств необоснованного отказа заказчика от приемки работ и недоказанности невозможности использования результата выполненных обществом работ по назначению нельзя признать состоятельными.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 711, 720, 723, 740, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходили из непредставления Фондом доказательств невозможности использования результата ремонтных работ по назначению.
При установленных по делу обстоятельствах суды правомерно на основании статей 711, 740, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации признали обоснованными требования общества. Довод заявителя о нарушении судами пункта 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено согласование с органами местного самоуправления и с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений.
Источник
Факторинг по 615-ПП: как получить финансирование капремонта
Факторинговое финансирование становится все более популярным, проникает в новые сферы. При этом его использование в отраслях, которые регулируются законодательно, часто вызывает вопросы как у заказчиков, так и у самих получателей средств.
Сегодня мы расскажем, как оформляется факторинг по договорам с фондами капремонта, которые заключают контракты в рамках 615-ПП.
Необходимость в факторинге по контрактам с фондами капремонта
Своевременный капитальный ремонт многоквартирных домов, в том числе ремонт и замена лифтового оборудования – серьезная проблема для нашей страны. В России огромное количество «многоэтажек», построенных несколько десятков лет назад, и сейчас они сильно изношены и постоянно нуждаются в ремонте. При этом деньги на капитальный ремонт поступают из взносов жителей – физических лиц, и далеко всегда собираемость платежей соответствует необходимым затратам.
Значительная часть договоров по капремонту заключается с длительной отсрочкой платежа, что очень неудобно для подрядчиков – им приходится надолго отвлекать средства из оборота. Ухудшается ликвидность бизнеса, за счет уменьшения размеров оборотного капитала могут возникать кассовые разрывы.
Есть и другая проблема — заключая договор с подрядчиком, регоператор не может быть до конца уверен, что деньги поступят вовремя и в нужном объеме, а значит, и своевременность оплаты контракта оказывается под угрозой. В результате страдает качество исполнения договора, нарушаются сроки – не получая деньги вовремя, подрядчик не имеет возможности оплатить услуги персонала, закупить сырье и материалы и приостанавливает выполнение работ.
Выходом из положения может стать факторинг: финансирующая организация открывает лимит на фонд капремонта, и его подрядчики могут в рамках установленной суммы получать оплату исполненных контрактов (и даже их отдельных этапов) без отсрочки, сразу же после оформления закрывающих документов. Таким образом, деньги всегда поступают именно в тот момент, когда они нужны, исключаются простои в работах и услугах.
Кроме того, возможно факторинговое финансирование по контрактам, которые еще не исполнены – с помощью такой услуги подрядчик получает деньги на исполнение договора (своеобразный аналог контрактного кредитования). Это очень удобно, когда необходимые затраты на исполнение контракта превышают финансовые возможности подрядчика или заставляют его отказываться от других договоров, пока не придет оплата по текущему – ему не придется отвлекать средства из оборота.
Привлечение финансирования является важным инструментом для обеспечения непрерывности исполнения контрактов. Онлайн-факторинг — эффективный способ, который позволяет подрядчикам получать оплату по договору под уступку денежных требований, быстро пополнять оборотный капитал и снижать риск кассовых разрывов, а фондам капремонта – обеспечить бесперебойность исполнения контрактов и производить оплату по договорам с необходимой им отсрочкой платежа. При этом, если сравнивать с кредитованием, факторинг является более доступным и быстрым механизмом получения финансирования – нет необходимости в залоге, поручительстве, а финансирующая организация оценивает платежеспособность не подрядчика, а его заказчика – фонда капремонта.
Нормативное регулирование закупок фондов капремонта
Фонд капитального ремонта представляет собой «копилку», в которой аккумулируются денежные средства для обслуживания здания, проведения капитального ремонта многоквартирного дома. Для каждого отдельного дома создается собственный фонд, формируемый из взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений, начисленных банками процентов, доходов от сдачи общего имущества в аренду и т.д.
При этом все контракты, которые заключаются фондом капремонта с непосредственным исполнителями (подрядчиками), четко регламентируются законодательством – закупки должны происходить по требованиям Постановления Правительства 615 от 1 июля 2016 года.
Согласно 615-ПП, региональный оператор не может просто выбрать по собственному желанию подрядчика, эта процедура должна происходить в виде тендера, в котором может участвовать любая организация, подходящая под начальные требования.
Такая схема привлекательна для обеих сторон: фонд капремонта увеличивает конкуренцию в закупках, может выбрать самое выгодное предложение, а для бизнеса подрядчиков (в особенности субъектов МСП) открываются новые возможности – контракты с надежными крупными заказчиками становятся для них более доступными.
Как стать подрядчиком фонда капремонта?
Чтобы участвовать в закупках фондов капремонта, подрядчику необходимо:
Пройти бесплатный предварительный отбор, который дает право на участие в закупках по 615-ПП. В каждом регионе есть органы, ответственные за ведение Реестра квалифицированных подрядных организаций (РКПО). Отбор в реестр производится на постоянной основе на ЭТП госзакупок – как минимум раз в квартал.
Проверить свою компанию на соответствие требованиям к участникам закупок по 44-ФЗ, а также условиям по количеству специалистов, объемам неисполненных контрактов, отсутствовать в реестре недобросовестных подрядчиков.
Подать заявку на участие – полный список закупок можно найти на ЭТП и ЕИС.
Принять участие в электронном аукционе (для этого нужно получить аккредитацию на площадке и предоставить обеспечение заявки).
Заключить договор о проведении капитального ремонта.
Факторинг по контрактам, заключенным в рамках 615-ПП
Фонды капремонта часто обращаются к заемному финансированию, чтобы планы и государственные программы исполнялись в срок. Наряду с привычными кредитами все большую популярность набирает факторинг – финансирование подрядчика под уступку права требования. По сути, исполнитель контракта продает факторинговой компании свою дебиторскую задолженность и сразу же получает деньги – вне зависимости от того, какая отсрочка установлена в договоре, и имеет ли фонд капремонта возможность его оплатить.
Финансирование под уступку права денежного требования (факторинг) регулируется Гражданским Кодексом РФ:
· Глава 24 ГК РФ «Перемена лиц в обязательстве» — общее регулирование уступки права требования (цессии).
· Глава 43 ГК РФ «Финансирование под уступку денежного требования» — регулирование факторинга (уступки денежных требований).
Уступка подрядчиком третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства по контракту, заключённому в рамках Постановления Правительства от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» полностью легальна и соответствует действующему законодательству – ст. 382 ГК РФ закрепляет за кредитором право совершать такие уступки, в том числе без согласия должника. Ст. 828 ГК РФ прямо указывает, что «уступка финансовому агенту денежного требования является действительной, даже если между клиентом и его должником либо между клиентом и лицом, уступившим ему право требования, существует соглашение о ее запрете или ограничении».
Государственная поддержка факторинга в сфере капремонта
Эффективность использования заемного финансирования в сфере капремонта для своевременного исполнения контрактов отмечена и на уровне власти – в разнообразных государственных инициативах часто указывается на необходимость расширения практики использования кредитов, факторинга и других видов финансирования в закупках фондов капремонта.
Так, например, 21 декабря 2020 года было принято Постановление Правительства России №2202 об изменениях в предоставлении финансовой поддержки субъектам на проведение капремонта и замену лифтов. В частности, постановление описывает порядок предоставления государственных субсидий на оплату процентов по факторингу или кредитованию. Финансовая поддержка предоставляется в отношении лифтов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2021 года, производства исключительно на территории Российской Федерации, а также имеющих высокие характеристики энергетической эффективности.
На GetFinance можно получить финансирование контракта по 615-ПП от 17 крупных факторинговых компаний в режиме онлайн. Чтобы узнать условия для вашей компании, подайте заявку на сайте или свяжитесь со специалистом по телефону 8 (800) 500 55 52
Источник
Нужен ли договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта?
Пришла составить договор для оплаты взносов в фонд капитального ремонта, а мне было отказано. Правомерно ли мне отказано?
Светлана
Взносы на капитальный ремонт являются составной частью платы за жилое помещение наряду с платой за содержание жилого помещения и потребляемые коммунальные услуги (ст. 154 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность по уплате взносов возникает у собственника помещения в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капремонта, в силу закона. Обязанность по уплате взносов не ставится в зависимость от наличия договорных отношений между собственниками, региональным оператором или владельцем специального счета.
Точку в весьма длительных дебатах по вопросу правомерности взимания с граждан взносов на капитальный ремонт поставил Конституционный Суд РФ своим постановлением от 12.04.2016 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы».
Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ положение п. 1 ст. 169 ЖК РФ, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах.
Ранее ст. 181 ЖК РФ действительно устанавливала обязанность собственников помещений заключить договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации его проведения. Эта норма действовала до конца 2014 года. На сегодняшний день закон не требует заключения интересующего вас договора.
Источник
Статья 190 ЖК РФ. Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
1. Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме).
3. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 настоящего Кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
1. Как следует из ч. 1 комментируемой статьи, если собственники помещений формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то последний и обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
2. Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки выполненных работ. Такой акт должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в нем).
3. Выплата аванса при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме возможна, однако согласно ч. 3 комментируемой статьи он не может превышать тридцати процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе работ по разработке проектной документации или отдельных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
4. Каждый субъект Федерации принимает нормативный акт, которым устанавливается размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не входящих в число обязательных (см. комментарий к ч. 1 ст. 166 настоящего Кодекса), осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Источник комментария:
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
С.П. Гришаев, 2018
Приведенные фондом в кассационной жалобе доводы об отсутствии у него обязанности по оплате работ со ссылкой на то, что работы не были приняты комиссионно в нарушение пункта 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом установленных по делу обстоятельств необоснованного отказа заказчика от приемки работ и недоказанности невозможности использования результата выполненных обществом работ по назначению нельзя признать состоятельными.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 711, 720, 723, 740, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходили из непредставления Фондом доказательств невозможности использования результата ремонтных работ по назначению.
При установленных по делу обстоятельствах суды правомерно на основании статей 711, 740, 746, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации признали обоснованными требования общества. Довод заявителя о нарушении судами пункта 2 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено согласование с органами местного самоуправления и с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений.
Источник