Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава
2.23.При работе подвижного состава в условиях, отличающихся от указанных в п. 2.3, производится корректирование нормативов с учетом конкретных условий эксплуатации:
ресурсное (на общесоюзном, отраслевом и внутриотраслевом уровнях) — для создания автотранспортным предприятиям сопоставимых условий работы;
оперативное (на внутриотраслевом и хозяйственном уровнях) — для обеспечения эффективного использования на АТП трудовых и материальных ресурсов.
2.23.1. Корректирование производится путем изменения:
количественного значения нормативов технического обслуживания ремонта;
перечня операций технического обслуживания;
соотношения между объемами работ технического обслуживания и текущего ремонта за счет включения в техническое обслуживание характерных, часто повторяющихся операций текущего ремонта.
Таблица2.7. Классификация условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации | Условия движения | ||
За пределами пригородной зоны (более 50 км от границы города) | В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне | В больших городах (более 100 тыс. жителей) | |
I | Д1 — Р1, Р2, Р3 | — | — |
II | Д1 — Р4 Д2 — Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 — Р1, Р2, Р3 | Д1 — Р1, Р2, Р3, Р4 Д2 — Р1 | — |
III | Д1 — Р5 Д2 — Р5, Д3 — Р4, Р5 Д4 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1 — Р5 Д2 — Р2, Р3, Р4, Р5 Д3 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д4 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д1 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 Д2 — Р1, Р2, Р3, Р4 Д3 — Р1, Р2, Р3 Д4 — Р1 |
IV | Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 | Д2 — Р5 Д3 — Р4, Р5 Д4 — Р2, Р3, Р4, Р5 Д5 — Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
V | Д6 — P1, Р2, Р3, Р4, Р5 |
Д1 — цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Д2 — битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом);
Д3 — щебень (гравий) без обработки, дегтебетон;
Д4 — булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, зимники;
Д5 — грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытия;
Д6 — естественные грунтовые дороги; временные внутрикарьерные и отвальные дороги; подъездные пути, не имеющие твердого покрытия
Тип рельефа местности (определяется высотой над уровнем моря):
P1 — равнинный (до 200 м);
Р2 — слабохолмистый (свыше 200 до300 м);
Р3 — холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Р4 — гористый (свыше 1000 до 2000 м);
Р5 — горный (свыше 2000 м).
2.23.2. Оперативное корректирование нормативов, связанное с уточнением в конкретных условиях эксплуатации перечней операций технического обслуживания, производится только после внедрения на автотранспортном предприятии рекомендаций Положения и при наличии достоверной информации о наработках на случай текущего ремонта, о затратах на выполнение работ предупредительных и по потребности (прил. 9). При этом используются результаты диагностирования технического состояния автомобилей.
Таблица2.8. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации — К1 *
Категория условий эксплуатации | Нормативы | |||
Периодичность технического обслуживания | Удельная трудоемкость текущего ремонта | Пробег до капитального ремонта ** | Расход запасных частей *** | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,00 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,10 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 | 1,40 |
V | 0,6 | 1,6 | 0,6 | 1,65 |
* После определения скорректированной периодичности технического обслуживания проверяется ее кратность между видами обслуживания с последующим округлением до целых сотен километров.
** При корректировании нормы пробега до капитального ремонта двигателя коэффициент К1 принимается равным: 0,7 — для III категории условий эксплуатации; 0,6 — для IV категории и 0,5 — для V категории.,
*** Соответственно коэффициент К1 корректирования норм расхода запасных частей для двигателя составляет: 1,4 — для III категории условий эксплуатации; 1,65 — для IV категории и 2,0 — для V категории.
Скорректированные нормативы технического обслуживания и ремонта подлежат согласованию с вышестоящей организацией.
2.24.Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава в зависимости от условий эксплуатации осуществляется в соответствии с их классификацией (табл. 2.7), которая включает пять категорий условий эксплуатации.
Категория условий эксплуатации автомобилей характеризуется типом дорожного покрытия (Д), типом рельефа местности (Р), по которой пролегает дорога, и условиями движения.
2.25.Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, корректируются с помощью коэффициентов, приведенных в табл. 2.8 — 2.12, в зависимости от:
условий эксплуатации автомобилей — К1;
модификации подвижного состава и организации его работы — К2;
природно-климатических условий — К3;
пробега с начала эксплуатации — К4 и К¢4;
размеров автотранспортного предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава — К5;
2.25.1. Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0, принимается для:
первой категории условий эксплуатации;
базовых моделей автомобилей;
Таблица2.9. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы — К2
Модификация подвижного состава и организация его работы | Нормативы | ||
Трудоемкость ТО и ТР | Пробег до капитального ремонта | Расход запасных частей | |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Седельные тягачи | 1,10 | 0,95 | 1,05 |
Автомобили с одним прицепом | 1,15 | 0,90 | 1,10 |
Автомобили с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы при работе на плечах свыше 5 км | 1,15 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы с одним прицепом или при работе на коротких плечах (до 5 км) | 1,20 | 0,80 | 1,25 |
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами | 1,25 | 0,75 | 1,30 |
Специализированный подвижной состав (в зависимости от сложности оборудования) * | 1,10 — 1,20 | — | — |
* Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта специализированного подвижного состава уточняются во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава.
Таблица2.10. Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий — К3 = К¢3 К²3
Источник
Выбор исходных нормативов режима ТО и ремонта и корректирование нормативов
Для выполнения технологического расчета принимается группа показателей из задания на проект и исходные нормативы режима ТО и ремонта.
Из задания на проектирование принимается:
· тип подвижного состава (марка, модель);
· среднесписочное количество автомобилей (прицепов, полуприцепов);
· среднесуточный пробег автомобилей;
· категория условий эксплуатации;
· природно-климатические условия эксплуатации;
· количество рабочих дней в году;
· режим работы автомобилей на линии.
Исходные нормативы ТО и ремонта принимаются из Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и заносятся в таблице 6.1, форма которой представлена ниже.
Корректирование нормативов выполняется по следующим формулам:
L н 1(2) | — исходная периодичность первого (второго) ТО; |
L1(2) | — скорректированная периодичность первого (второго) ТО; |
k1 | — коэффициент корректирования, учитывающий категорию условий эксплуатации; |
k3 | — коэффициент корректирования, учитывающий природно- климатические условия; |
L н кр | — исходная норма пробега до КР; |
Lкр | — скорректированная норма пробега до КР; |
k2 | — коэффициент корректирования, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы; |
t н ЕО (1,2) | — исходная трудоемкость ежедневного (первого, второго) ТО; |
tЕО (1,2) | — скорректированная трудоемкость ежедневного (первого, второго) ТО; |
k5 | — коэффициент корректирования, учитывающий размеры АТП и количество технологически совместимых групп подвижного состава; |
t н ТР | — исходная удельная трудоемкость ТР; |
tТР | — скорректированная удельная трудоемкость ТР; |
k4(ср) | — коэффициент корректирования, учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации; |
d н ТОиТР | — исходная норма дней простоя в ТО и ТР на 1000 км пробега; |
dТОиТР | — скорректированная норма дней простоя в ТО и ТР на1000 км пробега; |
k 1 4(ср) | — коэффициент корректирования, учитывающий пробег подвижного состава с начала эксплуатации; |
Величины коэффициентов корректирования в этих формулах принимаются соответственно из табл. 2.8; 2.9; 2.10; 2.11; 2.12 Положения.
В формулах (6.4 ) и (6.5 ) величины k4(ср) и k 1 4(ср) предварительно рассчитываются следующим образом:
где А1, А2. Аn — количество автомобилей, входящих в группу с одинаковым пробегом с начала эксплуатации;
k4(1), k4(2), k4(n) — величины коэффициентов корректирования, принятые из табл. 2.11 Положения для соответствующей группы автомобилей с одинаковым пробегом с начала эксплуатации.
Величина k 1 4(ср) определяется по аналогичной формуле с заменой величин на
Значения величин коэффициентов корректирования и скорректированных нормативов рекомендуется представить в виде таблицы.
После корректирования периодичности ТО проверяется ее кратность между ТО-1; ТО-2 и среднесуточным пробегом с последующим округлением до сотен километров.
После корректирования периодичности ТО проверяется ее кратность между ТО-1; ТО-2 и среднесуточным пробегом с последующим округлением до сотен километров.
Источник
Приложение N 6. Значения коэффициентов корректирования и порядок их применения для снижения норм наработки машин до очередного капитального ремонта или списания
Приложение N 6
к пункту 3.2 Положения об
организации ремонта, нормах
наработки (сроках службы) до
ремонта и списания техники,
вооружения, агрегатов,
оборудования и имущества в
Министерстве Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных
бедствий
Значения коэффициентов корректирования и порядок их применения для снижения норм наработки машин до очередного капитального ремонта или списания
К коэффициентам корректирования норм наработки машин относятся:
— коэффициент, характеризующий дорожные условия эксплуатации автомобилей и учитывающий рельеф местности, дорожное покрытие, условия движения. Его значение находится в пределах от 0,6 до 1,0 и указано в таблице N 1.
— коэффициент, учитывающий природно-климатические условия. Его значение находится в пределах от 0,7 до 1,0 и указано в таблице N 2.
— коэффициент, учитывающий тип машин и характер их использования (интенсивность, загруженность). Его значение находится в пределах от 0,6 до 0,95 и указано в таблице N 3.
Итоговый коэффициент корректирования нормы наработки до капитального ремонта и списания К определяется перемножением коэффициентов , , .
Скорректированная норма наработки до капитального ремонта и списания автомобильной техники не должна быть ниже 60% от нормы, установленной в таблицах 1 и 2 настоящего Положения.
Источник
Принципы корректирования нормативов ТО и ремонта
Нормативы ТО и ремонта, установленные «Положением . », относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными.
За эталонные условия принята работа базовых моделей автомобилей, имеющих пробег с начала эксплуатации в пределах 50 . 75 % от нормы пробега до капитального ремонта, в условиях эксплуатации 1-й категории и в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При работе в иных условиях эксплуатации изменяется безотказность и долговечность автомобилей, а также трудовые и материальные затраты на ТО и ТР. Поэтому нормативы корректируются. Существует два вида корректирования: ресурсное и оперативное.
При ресурсном нормативы корректируются в зависимости от изменения уровня надежности автомобилей, работающих в различных условиях эксплуатации. При этом учитываются следующие пять групп факторов.
Категория условий эксплуатации – определяется сочетанием типа дорожного покрытия, рельефа местности и условий движения. Учитывается с помощью коэффициента K1и влияет на нормативы периодичности ТО, ресурса до КР, удельной трудоемкости ТР и расхода запасных частей.
Модификация подвижного состава и особенности организации его работы учитываются с помощью коэффициента K2 и влияют на нормативную трудоемкость ТО и ТР, нормативный пробег до КР и расход запасных частей.
Закономерности влияния природно-климатических условийучитываются с помощью коэффициентаK3. Этот коэффициент используется при корректировании периодичности ТО, трудоемкости ТР, норм пробега до КР и расхода запасных частей. КоэффициентK3определяется как произведение двух коэффициентов: .
определяется по климатическому региону;
– учитывает агрессивность окружающей среды.
Закономерность влияния наработки на изменение показателей качества автомобилей учитывается коэффициентом K4. Он влияет на норматив удельной трудоемкости ТР и норматив простоя в ТО и ТР. Наработка автомобиля с начала эксплуатации оценивается в долях нормативного пробега до капитального ремонта.
Уровень концентрации подвижного состава в АТП, а также разномарочность парка учитываются с помощью коэффициента K5и влияют на трудоемкость ТО и ТР.
При корректировании используются следующие формулы:
;
; (11.11)
;
;
, (11.12)
где – скорректированный и базовый нормативы периодичности ТО;
– скорректированный и базовый нормативы ресурса до КР;
– скорректированный и базовый нормативы трудоемкости ТО;
– скорректированный и базовый нормативы удельной трудоемкости ТР;
– скорректированная и базовая нормы расхода запасных частей.
В соответствии с «Положением …» оперативное корректирование проводится непосредственно на АТП с целью повышения работоспособности автомобилей путем изменения состава операций ТО с учетом конструкции, условий работы автомобиля и особенностей данного АТП.
Этот вид корректирования основывается на объективных данных действующей системы учета неисправностей, затрат на ТО и ТР, а также результатах диагностических работ (Д-1 и Д-2). При этом в перечень профилактических операций могут вноситься часто повторяющиеся операции ТР. Нехарактерные для конкретных условий операции ТО могут исключаться. Затем все изменения просчитываются технико-экономическим методом.
В промышленно развитых странах, как правило, нет единых систем ТО и Р автомобилей, таких как была разработана в СССР и изложена в «Положении …». Поэтому используются системы, разработанные фирмами, производящими автомобили.
Такие системы обычно предусматривают корректирование периодичности обслуживания в зависимости от дальности перевозок, а иногда и от сезона эксплуатации. При этом часто оговаривается как наработка между обслуживаниями, так и время между обслуживаниями.
Так, например, для грузовиков «Мерседес», выполняющих дальние поездки, периодичность технического обслуживания составляет 100 тыс. км. Для автомобилей, работающих «на коротких плечах» – 60 тыс. км, в тяжелых условиях – 30 тыс. км.
Инструкция по эксплуатации и ремонту автомобилей Daewoo ESPERO также предусматривает снижение наработки между ТО до 5000 км или 3 месяцев в сложных условиях эксплуатации (в обычных условиях – 10000 км или 6 месяцев).
Наиболее полно учитываются условия эксплуатации в системе ТО фирмы «Мицубиси». Периодичность корректируется в сторону уменьшения при эксплуатации в пыльной местности, с повышенной нагрузкой, при буксировке прицепа, продолжительной работе на холостом ходу или низкой скорости, частых поездках на расстояния менее 6 км при отрицательной температуре окружающего воздуха, напряженном городском движении. При этом периодичность обслуживания определяется как в единицах наработки, так и в единицах времени. Если через определенный интервал времени наработка не достигла нормативной периодичности, то обслуживание обязательно проводится. Например, 5000 км или 3 месяца, 10000 км или 6 месяцев, 25000 км или 12 месяцев и так далее.
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 369 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник