ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Организация и проведение ремонта объекта капитального строительства проводится с соблюдением процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 3. ст. 4 Градостроительного кодекса к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Проведение ремонта объекта капитального строительства являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленным объектом культурного наследия, подлежит особому детальному регулированию соответствующим законодательством. Основными нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность по сохранению объектов культурного наследия являются Закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также закон Республики Башкортостан от 07.11.2005 г. №224-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан».
Учитывая особый статус объектов капитального строительства, являющихся объектами культурного наследия, наличие вызванных этим статусом обременений, проведение работ по ремонту зданий-памятников требует от собственников и пользователей данных объектов, заказчиков и подрядных организаций, проводящих ремонтные работы, выполнения целого ряда обязательных условий, направленных на максимальное сохранение предметов охраны, послуживших основанием для включения объектов культурного наследия в реестр, предотвращение разрушения памятников и причинения им вреда.
Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует градостроительные отношения, в число которых входит строительство объектов капитального строительства, их реконструкция, а также их капитальный ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 4).
Наличие у объекта недвижимого имущества статуса объекта культурного наследия вводит данный объект в сферу действия отношений по сохранению объектов культурного наследия и сужает возможность непосредственного применения норм градостроительных отношений. Так невозможным оказывается строительство на территории памятника, запрещена реконструкция объектов культурного наследия, поскольку невозможно изменение параметров здания-памятника, составляющих его предмет охраны (одним из предметов охраны практически всегда выступает объемно-пространственная композиция здания).
В сфере действия отношений по сохранению объектов культурного наследия непосредственно под сохранением объекта культурного наследия, согласно статьям 40-44 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимаются меры направленные на обеспечение физической сохранности памятника, ремонтнореставрационные работы, в том числе:
консервация объекта культурного наследия — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы;
ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (т.е. это работы, не затрагивающие непосредственно предмет охраны);
реставрация памятника или ансамбля — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко — культурной ценности объекта культурного наследия;
приспособление объекта культурного наследия для современного использования — научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Следует обратить внимание, что законодательство об охране объектов культурного наследия не предполагает дифференциацию понятия «ремонт памятника» на текущий и капитальный, поскольку и в том и другом случае, процедура проведения работ остается единой.
В практике организации работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в собственности поселений и городских округов, наиболее часто проводится ремонт (капитальный ремонт), либо ремонт с приспособлением объекта для современного использования.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Проведение ремонтных работ на объектах культурного наследия, в отличие от других объектов капитального строительства, связано необходимостью выполнения следующих основных требований, изложенных в ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» :
1. Для производства любых ремонтных работ, вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности необходима разработка проектной документации. Данное положение закреплено уже в самом определении понятия «ремонт памятника», включающего кроме, собственно, производственных работ, научно- исследовательские и проектные работы и представляющего собой единый и неразрывный процесс. Требования к составу проектной документации определяются как органами охраны объектов культурного наследия в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, так и нормами действующего федерального законодательства.
2. Проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению памятника возможно только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия
3. Любые работы по сохранению объекта культурного наследия, включая ремонт памятника, проходят на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом государственной власти, уполномоченным в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Организация проведения работ по сохранению объектов культурного наследия и их проведение состоит из следующих обязательных этапов:
1. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением, установленного образца, о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В задании с учетом мнения заявителя указывается содержание работ, а также требования к составу проектной документации.
Порядок выдачи задания утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016г. №1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»
2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением, установленного образца, о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы).
Порядок выдачи разрешения утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 г. №2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, влаченного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».
3. Разработанная проектная документация по объекту культурного наследия должна пройти государственную историко-культурную экспертизу (ст. 28 Федерального закона) на предмет определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
4. Акт государственной историко-культурной экспертизы и проект документации подлежат согласованию в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
5. Согласованная проектная документация, в случаях, предусмотренных в ст. 49 Градостроительного кодекса, направляется на государственную экспертизу проектной документации.
6. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и экспертиз один экземпляр проектной документации направляется в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан для постоянного хранения.
7. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (производственные работы).
8. Организация имеющая лицензию — исполнитель работ по сохранению объекта культурного наследия, обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (производственные работы).
Обязательные условия выдачи разрешения:
наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия с соответствующими разрешенными видами выполняемых работ (производственные работы);
наличие проектной документации, согласованной органами государственной охраны объектов культурного наследия;
наличие договора авторского (технического надзора).
9. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан осуществляет контроль за ходом производства работ. При выявлении нарушений установленного порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия контролирующим органом может быть выдано предписание заказчику и исполнителю работ об их приостановлении. Возобновление работ возможно только после устранения выявленных нарушений и ликвидации опасности разрушения памятника на основании письменного разрешения контролирующего органа.
10. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические или юридические лица, осуществлявшие научно-методическое руководство работами, сдают в трехмесячный срок отчетную документацию, включая отчет о выполненных работах.
11. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан производит приемку выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Учитывая, что объекты культурного наследия являются особым видом недвижимого имущества, существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при формировании планов и программ проведения ремонтов объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности и в собственности поселений и городских округов, а также учитывать при проведении процедуры размещения государственного или муниципального заказа:
1. В титуле объекта, на который в бюджете предусматривается целевое финансирование, необходимо обязательно отражать его особый статус, т.е. давать указание «объект культурного наследия» либо «памятник истории и культуры». Аналогичное указание необходимо давать и в документации по размещению заказа в пункте «предмет контракта».
2. В документации по проведению торгов необходимо указывать на соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, а именно, наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
При выполнении указанных выше условий при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в торгах комиссия должна отказать в доступе к участию в торгах организации, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
Источник
Условия ремонта объектов культурного наследия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по эксплуатации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия (далее — Методические рекомендации), разработаны в целях сохранения объектов культурного наследия в процессе современного использования.
1.2. Под сохранением объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее — объект культурного наследия) в целях положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее — Федеральный закон 73-ФЗ) подразумеваются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
1.3. Эксплуатация объекта культурного наследия — комплекс работ по содержанию, обслуживанию и ремонту здания (сооружения), являющегося объектом культурного наследия. Эксплуатация здания (сооружения) включает в себя: техническое обслуживание, санитарное содержание, ремонтные работы с учётом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
1.4. Техническое обслуживание здания (сооружения): периодические плановые осмотры ответственными лицами несущих конструкций и инженерного оборудования — с целью оценки его технического состояния и выявления несоответствия установленным нормам и требованиям в сфере сохранения объектов культурного наследия, пожарной и технической безопасности, а также технический мониторинг состояния здания, в том числе с использованием автоматизированных систем наблюдения.
1.5. Санитарное содержание здания (сооружения) — это уборка придомовой территории, содержание и уход за элементами озеленения, обрезка деревьев, обслуживание водостоков, дренажной канализации в целях исключения влияния природных и техногенных факторов на сохранение объектов культурного наследия.
1.6. Ремонт памятника — научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Ремонт проводится в целях компенсации физического и морального износа объекта, приведения исторического здания (сооружения) или его отдельных конструктивных элементов в первоначально существующее техническое состояние или восстановление изношенных элементов здания (сооружения) проектными решениями, реализованными в процессе реставрации и приспособления к современному использованию.
1.7. Состав и виды работ, проводимых на объекте культурного наследия, определяются в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, выдаваемого соответствующим органом охраны объекта культурного наследия.
1.8. Допускается состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия определять актом технического состояния объекта культурного наследия, составляемого собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта.
2. Основные причины разрушений и потерь объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов культурного наследия
Состояние сохранности объекта культурного наследия во многом зависит от влияния различных природных, техногенных и антропогенных факторов, способных привести к деградации составляющих его конструкций и материалов, и в дальнейшем угрозой технической безопасности при современном использовании.
1. Среди природных факторов выделяются следующие:
— эпейрогенические движения земной коры;
— абразия берегов рек, озер, водохранилищ, морей и океанов;
— выветривание (физическое, химическое, биологическое);
— ветровая и водная эрозия;
— биопоражение различных видов;
— оползни, солифлюкция и др. экзогенные процессы.
2. В числе техногенных факторов могут быть выделены:
— нарушения геологической среды в результате хозяйственной деятельности в ходе активного освоения прилегающей территории;
— загрязнение воздушного бассейна промышленными выбросами, автотранспортом и коммунальным хозяйством;
— загрязнение поверхностных и подземных вод;
— физическое нарушение почвенного покрова (распашка, мелиоративные работы и т.д.);
— химическое загрязнение почв и грунтов;
— деградация растительности (вследствие вырубки лесов, распашки целинных земель, пастбищной и рекреационной дигрессии, строительных работ и пр.);
— шум, вибрация и другие нарушения естественных физических параметров среды, в том числе при движении различных видов транспорта;
— визуальное нарушение ландшафтов и нерегламентированная застройка.
3. В качестве антропогенных факторов, способствующих разрушению объектов культурного наследия, могут быть выделены:
— отсутствие собственника, пользователя или иного законного владельца;
— производство работ по сохранению объектов культурного наследия без наличия согласованной проектной документации и разрешений на проведение работ по сохранению, выданных соответствующими государственными органами охраны объектов культурного наследия;
— несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах культурного наследия;
— сверхнормативный рост посещаемости объектов культурного наследия;
— сверхнормативный постоянного присутствия или единовременного посещения объектов культурного наследия;
— избыточное развитие туристской инфраструктуры на территориях объектов культурного наследия, оказывающее воздействие, как на физическое, так и внешнее состояние объекта культурного наследия;
— насильственное разрушение объектов культурного наследия или их частей в результате различных видов вандализма;
— вандализм, проявлявшийся в хищении или разрушении элементов памятников из цветных металлов;
— коммерциализация культурного наследия вследствие развития международного туризма и роста спроса на различные объекты и явления культуры в составе культурного турпродукта.
3. Меры противодействия разрушительным явлениям
Физическое разрушение объекта культурного наследия вследствие воздействия техногенных, антропогенных и природных факторов представляет угрозу его сохранению, снижая историко-культурную ценность.
Общие меры приостановления процессов разрушения:
— эффективная эксплуатация зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, в соответствии с требованиями нормативных документов и охранных обязательств и положениями проектной документации по сохранению объекта культурного наследия;
— сокращение источников загрязнения и вибрации в охранной зоне объекта культурного наследия (отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи памятников; вывод промышленных предприятий, оздоровление и реновация индустриальных земель);
— снижение уязвимости исторических построек с помощью квалифицированной эксплуатации и ухода за конструкциями, защиты строений от погодных условий, устранения дефектов, ослабляющих структуру, допускающих проникновение и капиллярное движение вод, препятствующих дренажам;
— запрет на применение непригодных и вредных материалов в реставрации, консервации и ремонте;
— физическая защита (усиление дверей, видеонаблюдение, центр контроля и т.п.);
— систематические противопожарные мероприятия.
Рекомендуется обеспечить страхование рисков утраты (гибели), повреждения, хищения объектов культурного наследия, содержания и эксплуатации объектов культурного наследия с учетом особенностей этого вида недвижимости.
4. Требования к содержанию объектов культурного наследия
При содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
5) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
— под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
— под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
— под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
6) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, утвердивший охранное обязательство, обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
7) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
5. Рекомендации для собственников или иных законных владельцев по обеспечению грамотной эксплуатации объекта культурного наследия с целью поддержанию его в надлежащем состоянии
5.1. Нормативные сроки службы частей и элементов здания
Интервал капитальных ремонтов (в годах)
1. Фундаменты: бутовые и кирпичные, на известковом растворе
2. Капитальные кирпичные стены (при толщине в 2,5-3,5 кирпича)
— междуэтажные перекрытия — деревянные по деревянным балкам, оштукатуренные
Источник
Особенности приемки и оплаты дополнительных работ, возникших при исполнении государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия
Особенности проведения приемки и оплаты дополнительных работ, возникших при исполнении государственного контракта на выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее — Закон N 73-ФЗ) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Пунктом 8 статьи 45 Федерального Закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия» установлено, что Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Пункт 7 предписывает после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Министерства культуры РФ от 25 июня 2015 г. N 1840
утвержден состав и Порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядок приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы", согласно которому Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия включает
1) научный отчет о выполненных работах, на которые выдавалось разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
2) опись рабочей документации*, предназначенной для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, разработанной на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (далее — проектная документация);
3) опись актов на скрытые работы с указанием их реквизитов;
4) опись исполнительной документации, отражающей фактическое исполнение проектных решений и состояние объекта культурного наследия в процессе производства работ по мере завершения определенных в проектной документации работ;
5) альбом фотографических материалов, фиксирующий состояние объекта культурного наследия до проведения работ по сохранению, в процессе научно-исследовательских, изыскательских и производственных работ, а также по итогам завершения работ по сохранению;
6) копия журнала авторского надзора при проведении работ на объекте культурного наследия с отметкой о завершении работ по сохранению объекта культурного наследия и их соответствии требованиям, установленным статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В свою очередь Научный отчет о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия должен содержать следующую информацию:
— о принятых проектных решениях на основании комплексных научных исследований и их реализации в процессе производства работ (подтверждение корректности ранее проведенных исследований или обоснование внесенных изменений в проектную документацию на основе проведенных дополнительных исследований в процессе производства работ; оценка полноты реализации проектных предложений по каждому разделу проектной документации);
— фотографические материалы проводимых исследований и работ, характеризующие объект культурного наследия до начала, в процессе и после завершения работ на объекте культурного наследия;
— описание использованных научных методов исследования и работ по сохранению объекта культурного наследия;
— графические материалы, подтверждающие внесенные изменения в исследовательскую и проектную документацию (в случае внесения изменений в процессе производства работ);
— научные выводы о результатах работ по сохранению объекта культурного наследия и рекомендации по функциональному использованию и технической эксплуатации объекта культурного наследия.
Если при исполнении контракта возникают дополнительные работы, не предусмотренные технической документацией, работы должны производиться в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального Закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия», с включением необходимых сведений и проектных решений, изменений в Отчетную документацию. Право на оплату дополнительных работ у Подрядчика возникает после утверждения органом охраны объектов культурного наследия Отчетной документации и выдачи им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику и обосновать необходимость немедленных действий в интересах заказчика. При этом с учетом положений ст. 8 , ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком, также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Применительно к подрядным работам на объекте культурного наследия с учетом особенностей производства и приемки таких работ, вопрос годности и прочности результата отнесен к стадии утверждения Отчетной документации и выдачи Акта выполненных работ органом охраны. Соответственно, решение вопроса обоснованности проведения дополнительных работ отнесено к компетенции органа охраны. В случае отказа в утверждении Отчетной документации, Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия не выдается.
Требование о взыскании стоимости дополнительных работ не может быть удовлетворено, если Отчетная документация органом охраны не утверждена, акт выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия не выдан.
Источник
Приложение. Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия
Порядок
выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия
С изменениями и дополнениями от:
1. Настоящий порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее — Порядок) определяет процедуру выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), или выявленного объекта культурного наследия (далее — Разрешение), органами исполнительной власти, осуществляющими функции в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее — Орган охраны объектов культурного наследия) в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 9, 9.1, 9.2 и 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
2. Прием документов, необходимых для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия (далее — объект культурного наследия) могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. Выдача Разрешения осуществляется:
1) федеральным Органом охраны объектов культурного наследия — в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 759-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 23, ст. 2856; 2010, N 25, ст. 3204; N 50, ст. 6746; 2011, N 25, ст. 3647; N 48, ст. 6981; 2012, N 51, ст. 7279; 2013, N 23, ст. 2965; 2014, N 4, ст. 398; N 33, ст. 4627; 2015, N 2, ст. 549);
2) региональным Органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
3) муниципальным Органом охраны объектов культурного наследия — в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Информация об изменениях:
Пункт 4 изменен с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
4. Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (далее — Заявитель) осуществляется в соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденным приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 г. N 683 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2012 г., регистрационный N 25212) с изменениями, внесенными приказом Минкультуры России от 24 июля 2013 г. N 1040 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30385), и Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30 июля 2012 г. N 811 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2012 г., регистрационный N 25658), с изменениями, внесенными приказом Минкультуры России от 24 июля 2013 г. N 1041 (зарегистрирован Минюстом России 5 декабря 2013 г., регистрационный N 30545).
Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия Заявителю осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработанными региональными Органами охраны объектов культурного наследия на основании подпункта 4 статьи 9.2 Федерального закона и во исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2017, N 1, ст. 12) (далее — Закон N 210).
Выдача разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения Заявителю осуществляется в соответствии с административными регламентами, разработанными муниципальными Органами охраны объектов культурного наследия на основании подпункта 2 статьи 9.3 Федерального закона и во исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 210.
Информация об изменениях:
Пункт 5 изменен с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
5. Выдача Разрешения по форме (приложение N 1 к Порядку) осуществляется соответствующим Органом охраны объектов культурного наследия на основании следующих документов:
5.1. В случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия:
1) заявление о выдаче Разрешения по форме (приложение N 2 к Порядку), подлинник в 1 экземпляре*(1);
2) копия договора на разработку проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитая и пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;
3) схемы (графический план), изображающие места проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей, подлинник, в 1 экземпляре.
5.2. В случае проведения работ на объекте культурного наследия, связанных с сохранением историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающих реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования прилагаются:
1) заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 3 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия*(2), прошитые и пронумерованные, заверенные в установленном порядке, со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим Органом охраны объекта культурного наследия, в 1 экземпляре;
3) копия договора на проведение авторского надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение авторского надзора*(3) (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);
4) копия договора на проведение технического надзора и (или) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение технического надзора*(3) (прошитая, пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре);
5) копия приказа о назначении ответственного лица за проведение научного руководства, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;
Информация об изменениях:
Подпункт 6 изменен с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
6) копия договора подряда на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия со всеми изменениями и дополнениями, приложениями, существующими на момент подачи заявления, прошитая, пронумерованная, заверенная, в 1 экземпляре (при наличии);
Информация об изменениях:
Подпункт 5.2 дополнен подпунктом 7 с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
7) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих авторский надзор и научное руководство, в случае проведения работ по реставрации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя);
Информация об изменениях:
Подпункт 5.2 дополнен подпунктом 8 с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
8) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих проведение работ по реставрации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя).
5.3. В случае проведения консервации объекта культурного наследия, в том числе комплекса противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимых в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия представляются:
1) заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 4 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) документы, указанные в подпунктах 3-6 пункта 5.2 Порядка;
3) проектная документация (рабочая документация) по проведению консервации и (или) противоаварийных работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами, подлинник, в 1 экземпляре*(4);
Информация об изменениях:
Подпункт 5.3 дополнен подпунктом 4 с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
4) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих авторский надзор и научное руководство, в случае проведения работ по консервации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя);
Информация об изменениях:
Подпункт 5.3 дополнен подпунктом 5 с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
5) документы в соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 45 Федерального закона, подтверждающие аттестацию лиц в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), осуществляющих проведение работ по консервации объекта культурного наследия (предоставляются по желанию заявителя).
5.4. В случае проведения работ, связанных с ремонтом объекта культурного наследия, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны:
1) заявление о выдаче Разрешения по рекомендуемому образцу (приложение N 5 к Порядку), подлинник, в 1 экземпляре;
2) документы, указанные в подпунктах 3, 5 и 6 пункта 5.2 Порядка;
3) проектная документация (рабочая) либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ, согласованная с заказчиком, подлинник, в 1 экземпляре*(4).
6. Отказ в предоставлении Разрешения осуществляется Органом охраны в следующих случаях:
1) отсутствие у Заявителя в лицензии на право осуществления деятельности по сохранению объектов культурного наследия видов работ, указанных в заявлении о выдаче Разрешения;
2) прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для предоставления Разрешения;
3) несоответствие представленных документов пунктам 5.3 и 5.4 Порядка требованиям статей 5.1, 36, 40, 41, 42, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона;
4) несоответствие видов работ, указанных в заявлении о выдаче Разрешения, ранее согласованной проектной документации по сохранению объекта культурного наследия;
5) некомплектность представленных документов, перечисленных в пункте 5 Порядка, или недостоверность указанных в них сведений;
6) приостановление деятельности (ликвидация) юридического лица — заявителя.
Отказ в предоставлении Разрешения не является препятствием для повторного обращения за предоставлением Разрешения.
Отказ в выдаче Разрешения оформляется в письменной форме.
7. Внесение изменений в выданное Разрешение не допускается.
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 15 октября 2017 г. — Приказ Минкультуры России от 4 мая 2017 г. N 695
8. В случае изменения одного или нескольких документов, указанных в подпунктах 5.1 — 5.4 Порядка, и послуживших основанием для выдачи Разрешения, в соответствующий Орган охраны объектов культурного наследия представляются заявление для выдачи Разрешения и измененные документы.
9. Факт выдачи Разрешения Заявителю (его представителю) регистрируется ответственным исполнителем или должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в Журнале учета выдачи Разрешений (приложение N 6 к Порядку).
10. Соответствующий Орган охраны объектов культурного наследия имеет право принять решение о приостановлении действия Разрешения.
11. Решение о приостановлении действия Разрешения принимается в ходе проведения контрольных мероприятий соответствующего Органа охраны по выявленным нарушениям при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия:
1) невыполнение условий выданного Разрешения;
2) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения Разрешения;
3) проводимые работы не соответствуют согласованной проектной документации;
4) проводимые работы не предусмотрены выданным Разрешением;
5) не предоставление лицу, уполномоченному на осуществление государственного надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, доступа на объект культурного наследия;
6) прекращение действия одного или нескольких документов, на основании которых было выдано Разрешение.
12. В случае выявления нарушений выдается предписание о приостановлении работ на объекте культурного наследия и устранении нарушений на основании статьи 11 Федерального закона.
*(1) Предоставляется отдельно на каждую организацию, осуществляющую работы по сохранению объектов культурного наследия.
*(2) не представляются, если заявитель является субподрядчиком и ранее данная документация была представлена генподрядчиком.
*(3) не представляются, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанные документы были представлены генподрядчиком.
*(4) не предоставляется, если заявитель является субподрядчиком и ранее указанная документация была представлена генподрядчиком.
Источник
<Письмо> Минкультуры России от 24.03.2015 N 90-01-39-ГП <О порядке проведения и приемки работ по сохранению объекта культурного наследия>
В связи с вступлением в действие с 22.01.2015 Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого устанавливают особый порядок проведения и приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, Минкультуры России разъясняет.
Обоснованное решение о влиянии видов работ на конструктивную надежность и безопасность объекта культурного наследия принимает государственный заказчик (застройщик, технический заказчик) по представлению проектной организации, осуществляющей подготовку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которая в соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации несет ответственность за качество проектной документации, а также в соответствии со статьей 60 указанного кодекса несет ответственность по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков в работе по подготовке проектной документации.
До начала проектных работ проектная организация, которая имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Лицензия) в части разработки проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению, воссозданию и инженерному укреплению объектов культурного наследия, подготавливает Акт определения влияния видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (далее — Акт).
Акт является неотъемлемой частью исходно-разрешительной документации раздела «Предварительные работы», если научно-проектная документация разрабатывается в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», или раздела 1 «Пояснительная записка» проектной документации, если документация разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
При составлении Акта необходимо учитывать информацию о физическом состоянии объекта культурного наследия, отраженную в акте технического состояния объекта культурного наследия к охранному обязательству собственника или иного законного владельца. Заверенная организацией копия Лицензии прикладывается к Акту.
В случае если работы на объекте культурного наследия проводятся с учетом сохранения его исторически сложившейся конструктивной схемы и объемно-планировочной структуры и связаны только с заменой и (или) восстановлением строительных конструкций объекта или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, с устройством, заменой и (или) восстановлением систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения, а также заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановлением указанных элементов, такие работы относятся к работам по сохранению объектов культурного наследия. При этом в Акте указывается, что предполагаемые к проведению виды работ не оказывают влияние на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия.
В этом случае подготовка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», а работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению к современному использованию проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.
В случае если предполагаемые к проведению работы на объекте культурного наследия связаны с изменением его исторически сложившейся конструктивной схемы и объемно-планировочной структуры, то есть с изменением параметров объекта, его частей (площади, объема), а также заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов, такие работы относятся к работам, затрагивающим конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом в Акте указывается, что предполагаемые к проведению виды работ оказывают влияние на конструктивные и других характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия.
В таком случае подготовка проектной документации осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а производственные работы проводятся с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подразумевает под собой получение градостроительного плана земельного участка, технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, осуществление государственного строительного надзора, выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также наличие свидетельства о допуске к проведению указанных работ, выданного саморегулируемой организацией. Работы проводятся при условии обязательного соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
определения влияния предполагаемых к проведению видов
работ на конструктивные и другие характеристики надежности
и безопасности объекта культурного наследия (памятника
истории и культуры) народов Российской Федерации
«__» ____________ 20__ г.
Мы, нижеподписавшиеся, представители проектной организации ________________________
Лицензия на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ________________________
составили настоящий акт на предмет определения влияния предполагаемых к проведению видов работ на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации:
(Историко-культурное значение и наименование объекта культурного наследия)
Источник