Коксовыталкиватели
В заключение необходимо остановиться на оборудовании, применяемом для вспомогательных операций в коксовом производстве.
Для решения проблемы использования плохо спекающихся углей, из которых обычным образом нельзя было получить прочный кокс, на заводах Верхней Силезии (Германия) в самом конце XIXв. была разработана и внедрена технология, применяемая с той же целью и в наши дни – производство кокса с трамбованием.
Для этого уголь не загружали, как обычно, сверху в печь, а засыпали в металлический ящик специальный конструкции, напоминающий по форме и размерам камеру коксования. При загрузке уголь трамбовался слоями так, что после снятия откидных стенок ящика плотная масса угольной шихты подкатывалась на специальной тележке по рельсам к печи и задвигалась в камеру коксования.
Для помещения трамбованного угля в печь, а также для извлечения из неё готового кокса использовалась специальная машина – коксовыталкиватель. Он представлял собой платформу, перемещавшуюся по рельсам вдоль коксовой батареи, на которой была смонтирована выдвигающаяся штангой с зубчатой рейкой, на конце рейки был прикреплён чугунный щит. После окончания коксования двери с обоих концов камеры снимались и щит, толкаемый штангой, упирался в коксовый пирог и выталкивал его из камеры.
Коксовыталкиватель с паровым приводом, конец XIX века
Первоначально коксовыталкиватель приводился в движение от ворота, вращаемого вручную, позднее, особенно с увеличением размеров печей, стали применять привод от паровой машины. Сторона коксовой батареи, вдоль которой перемещается коксовыталкиватель, получила название машинной. Противоположную сторону, на которую выталкивается кокс, стали называть коксовой.
С коксовой стороны батареи располагалась специальная площадка («коксовая рампа») шириной не менее 12 м, с небольшим уклоном (для стока воды), выложенная хорошим кирпичом или чугунными плитами. На эту площадку и падал выталкиваемый из камер коксовый пирог. Поблизости были расположены гидранты для подачи воды для тушения кокса, который заливался водой, после чего его грузили в вагоны (обычно вагоны располагались ниже площадки и кокс в них сгребали с площадки). Позднее выгрузку стали осуществлять в специальный «коксоприёмный» вагон, который перемещался в тушильную башню, где кокс заливался водой.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Коксовыталкиватель является наиболее сложной машиной, обслуживающей коксовые печи. Кроме своей основной работы — выталкивания кокса, он выполняет также другие операции. Перед выталкиванием коксового пирога установленный на коксовыталкивателе механизм — двересниматель 19 снимает и отводит дверь с машинной стороны камеры, а после выталкивания этим же механизмом дверь устанавливается на свое место и производится уплотнение зазоров. При выталкивании коксового пирога, по мере продвижения штанги коксовыталкивателя воздухом, проходящим через устройство, прикрепленное на верху пресса штанги, выжигается отлагающийся на своде печей графит. [1]
Коксовыталкиватель состоит из опорной конструкции и имеет механизм передвижения, планирования шихты, выталкивания кокса, установки дверей и устройство для выжига графитовых отложений. [2]
Коксовыталкиватель ( рис. 124) является самой сложной и ответствен-иой из машин, обслуживающих коксовые печи. Он служит для выдачи ( выталкивания) готового кокса из печей, для разравнивания ( п л а -: н и р о в а н и я) шихты в загруженных печах и для открывания дверей печных камер с машинной стороны батареи. [4]
Коксовыталкиватель представляет собой мощную клепаную конструкцию, передвигающуюся по специальным путям, проложенным вдоль печей с машинной стороны. На этой конструкции расположены: механизм для выдачи кокса, механизм для планирования, механизм для открывании и съема дверей, для открывания планирных люков, механизм для передвижения коксовыталкивателя и некоторые другие вспомогательные устройства. [6]
Коксовыталкиватель является самой сложной и ответственной из машин, обслуживающих коксовые печи. Он служит для выдачи ( выталкивания) готового кокса из печей, для разравнивания ( планирования) шихты в загрузочных печах и для открывания дверей печных камер с машинной стороны батареи. [8]
Коксовыталкиватель представляет собой мощную клепаную кон — струкцию, передвигающуюся по специальным путям, проложенным вдоль печей с машинной стороны. На этой конструкции расположены: механизм для выдачи кокса, механизм для планирования, механизм для открывания и съема дверей, для открывания планирных люков, механизм для передвижения коксовыталкивателя и некоторые другие вспомогательные устройства. [10]
Коксовыталкиватель с трамбованием шихты применяют не только для операций, выполняемых типовым коксовыталкивателем, но и для загрузки коксовой печи угольным пирогом из предварительно утрамбованной ( уплотненной) шихты. [12]
Коксовыталкиватель передвигается на шестнадцати ходовых колесах 15, из них восемь приводных. [13]
Коксовыталкиватели передвигаются по рельсовому пути, уложенному вдоль машинной стороны коксовой батареи. [15]
Источник
Машины, обслуживающие коксовые печи
Углезагрузочный вагон – это машина, выполняющая весь комплекс операций по набору шихты из угольной башни, а также операции связанные с доставкой и загрузкой шихты в камеру коксования:
- открывание и закрывание затворов угольной башни для набора шихты в бункера;
- автоматический набор шихты в бункеры вагона до заданных норм;
- взвешивание шихты, если происходит набор по массе;
- доставку шихты к загружаемой печи;
- открывание и закрывание загрузочных люков, опускание телескопов;
- загрузку шихты в печь в заданном порядке;
- устраняет зависание и ускоряет сход шихты в камеру;
- выполняет чистку стояков, колен от графита;
- выполняет управление крышками стояков, гидрозатворами клапанных коробок и кранами пароинжекции;
- выполняет уборку рассыпавшейся шихты в печь.
На рисунке 1.4 представлен общий вид углезагрузочной машины.
Рисунок 1.4 – Общий вид углезагрузочной машины: 1 – кабина машиниста; 2 – механизмы открывания и закрывания затворов угольной башни; 3 – телескоп; 4 – механизмы чистки стояков; 5 – бункеры.
Управление всеми механизмами осуществляется из кабины машиниста углезагрузочного вагона, за исключением механизма чистки стояков.
Техническая характеристика углезагрузочного вагона коксовых батарей № 3, 4 КХП ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 – Техническая характеристика углезагрузочного вагона
– для порожней машины
– для груженной машины
Коксовыталкиватель
Коксовыталкиватель – технический агрегат, обслуживающий коксовые печи с машинной стороны. Коксовыталкиватель предназначен для: отвинчивания и завинчивания ригельных винтов дверей, отвода и установки дверей, выталкивания кокса из коксовых камер, очистки дверей и рам, выжигания сжатым воздухом графита со сводов камер и стояков, открывания и закрывания планирных лючков, планирования шихты в камере коксования. Дополнительно коксовыталкиватель может быть оборудован устройствами для точной установки по оси камеры, для уборки концов, отпуска гаек анкеража, площадками-лифтами для обслуживания дверей и др.
Управление всеми механизмами осуществляется из кабины машиниста коксовыталкивателя.
На рисунке 1.5 показан общий вид коксовыталкивателя.
Рисунок 1.5 – Общий вид коксовыталкивателя: 1 – механизм открывания-закрывания планирной дверцы; 2 – механизм сталкивания шихты; 3 – стойка планирной штанги; 4 – планирная штанга; 5 – обезграфичивающее устройство; 6 – опорная металлоконструкция верхней площадки; 7 – верхние основные продольные балки; 8 – привод планирного устройства; 9 – опорная рама портала; 10 – кабина пускорегулирующей аппаратуры; 11 – нижние продольные балки; 12 – механизм передвижения; 13 – воздухосборник; 14 – устройство двересъёмное; 15 – кабина машиниста; 16 – выталкивающая штанга; 17 – бункер планирной шихты; 18 – нижняя опорная балка; 19 – балансирная тележка.
Операции по выдаче кокса и планированию шихты при загрузке автоматизированы и выполняются по заданной программе. На коксовыталкивателе предусматривается автоматическая система регистрации времени и силы тока при выдаче кокса. Для контроля над величиной замедленной скорости при выдаче и планировании – высокочастотные преобразователи.
Планирное устройство коксовыталкивателя представляет собой планирную штангу прямоугольного сечения, приводимую в движение двумя раздельными тросами, намотанными на общий барабан. Барабан приводится во вращение электромотором через редуктор и открытую зубчатую передачу.
В таблицах 1.2 и 1.3 приведена техническая характеристика коксовыталкивателей коксовых батарей № 1-2 и № 3-4 ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог».
Таблица 1.2 – Техническая характеристика коксовыталкивателя коксовых батарей № 1-2
Таблица 1.3 – Техническая характеристика коксовыталкивателя коксовых батарей № 3-4
Двересъемная машина
Двересъёмная машина – технический агрегат, обслуживающий коксовые печи с коксовой стороны. Машина предназначена для снятия и установки коксовых дверей, направления коксового пирога в тушильный вагон, чистки дверей и рам.
Управление всеми механизмами осуществляется из кабины машиниста двересъёмной машины.
Коксонаправляющая ванна устанавливается на отдельной прицепной тележке, которая может располагаться справа или слева от двересъёмной части машины.
Коксонаправляющая ванна состоит из двух боковых стенок, горизонтальных стальных полос и дна облицованного броневыми плитами. На верхней части ванны со стороны тушильного вагона подвешивают стальной лист, который способствует обрушению верхней части коксового пирога в тушильный вагон.
Рабочий цикл двересъёмного устройства состоит из следующих операций: подвод двересъёмной штанги к двери, захват двери за карманы, отвинчивание ригельных винтов, вывод ригелей из крючков рамы, срыв двери (подъём её на 10-15 мм на захватах), отвод двересъемной штанги от печи с дверью, подъем двери на 300-400 мм для удобства чистки, подвод двересъёмной штанги к печи для установки двери, установка ригелей на крючья рамы, опускание двери на порог рамы, завинчивание ригельных винтов, отвод двересъёмной штанги в исходное положение.
На рисунке 1.6 показан общий вид двересъёмной машины рычажного типа, а в таблице 1.4 приведена техническая характеристика двересъёмной машины коксовых батарей № 1, 2 ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог».
Рисунок 1.6 – Общий вид двересъёмной машины рычажного типа: 1 – ограждение; 2 – механизм чистки рами брони; 3 – механизм чистки дверей; 4 – механизм отвинчивания и завинчивания ригельных винтов; 5 – верхняя опора; 6 – кабина контакторных панелей; 7 – упорные ролики; 8 – корзина; 9 – лестница; 10 – каркас; 11 – дисковый скат; 12 – тележка; 13 – кабина машиниста; 14 – нижняя опора; 15 – металлоконструкция; 16 – приводное ходовое колесо; 17 – двухосная ходовая тележка; 18 – нижний захват; 19 – тяга; 20 – двересъёмная люлька; 21 – механизм срыва двери; 22 – верхний захват; 23 – угловой рычаг; 24 – кронштейн троллей; 25 – поворотная рама; 26 – механизм отвода и подъема двересъёмного устройства; 27 – задняя стенка; 28 – механизм поворота рамы двересъёмного устройства.
Таблица 1.4 – Техническая характеристика двересъёмной машины коксовых батарей № 1, 2
№№ п/п | Наименование параметра | Ед. изм. | Величина параметра |
1 | Скорость передвижения двересъемной машины | м/с | 1,4 |
2 | Угол поворота двересъема | градус | 90 |
3 | Величина отвода двери от кромки кладки печи | мм | 990 |
4 | Скорость перемещения захвата механизма срыва, м/с | м/с | 0,01 |
5 | Ход захвата механизма срыва | мм | 130 |
6 | Частота вращения головки механизма обслуживания ригельных винтов | об/с | 0,16 |
7 | Скорость поворота двересъема | м/с | 0,024 |
8 | Скорость перемещения щеток механизма чистки дверей | м/с | 0,23 |
9 | Скорость перемещения скребков механизма чистки рам | м/с | 0,4 |
10 | Скорость передвижения механизма чистки рам | м/с | 0,114 |
11 | Величина перемещения механизма чистки рам | мм | 950 |
12 | Ход механизма чистки рам | мм | 2823 |
Для обеспечения беспылевой выдачи кокса предусматривается оснащение коксонаправляющей зонтом специальной конструкции и устройством для присоединения зонта к коллектору установки беспылевой выдачи.
Коксотушильный вагон и электровоз
Коксотушильный вагон служит для приёма выдаваемого из камер коксования раскаленного кокса, его транспортировки под башню тушения и выгрузки потушенного кокса на коксовую рампу.
Коксотушильный вагон состоит из платформы (рамы) с ходовыми тележками, кузова с разгрузочными затворами и механизмов управления вагоном. Кузов вагона состоит из металлического каркаса с днищем, наклоненным под углом 28 о , облицованным внутри жароупорными плитами.
Коксотушильный вагон должен быть оборудован: механизированными затворами для выпуска кокса на рампу, устройствами для торможения, автоматической смазки, сигнализации и автоматического включения насосов для подачи воды на тушение.
На рисунке 1.7 показан общий вид коксотушильного вагона, а в таблице 1.5 приведена техническая характеристика коксотушильного вагона коксовых батарей № 1, 2 ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог».
Рисунок 1.7 – Общий вид коксотушильного вагона: 1 – датчики-сигнализаторы (6 шт.); 2 – металлоконструкция; 3 – шарниры; 4 – механизм управления затворов разгрузочных люков; 5 – автоцепка; 6 – двухосные поворотные тележки; 7 – воздухопровод для подвода воздуха к пневмоприводам механизмов и тормозам; 8 – защитные сетки; 9 – перегородка; 10 – днище под углом 28о; 11 – съёмные плиты; 12 – желоба для сбора шлама и воды; 13 – рама; 14 – сигнализатор для точной установки вагона возле коксонаправляющей двересъемной машины.
Таблица 1.5 – Техническая характеристика коксотушильного вагона коксовых батарей № 1, 2
Источник
Коксовыталкиватель – конструкция
В процессе планирования, часть угольной шихты выгребается штангой из печи. Чтобы шихта не рассыпалась по площадкам печей, под передней частью штанги устанавливается откидной железный желоб. Верхний конец желоба откидывается и упирается в дверь под планирной дверцей. Когда штанга окончательно выходит из печи, вместе с нею отходит каретка, канат, соединяющий ее с желобом, натягивается, и желоб втягивается в машину.
Бункер для выгребаемой шихты укрепляется на коксовыталкивателе, и имеет снизу затвор секторного типа. После каждого захода, коксовыталкиватель подходит к угольной башне и выгружает шихт в приемный бункер скипового подъемника, который поднимает ее на верх печей и загружает в загрузочный вагон.
Двересъемное устройство состоит из горизонтальной штанги коробчатого сечения, к нижней поверхности которой прикреплена стальная зубчатая гребенка. На переднем конце штанги закреплена вертикальная головка металлической конструкции, несущая на себе механизм для передвижения захватов. Штанга опирается на два ходовых ролика, катящихся по направляющим шинам.
Хвостовая часть штанги зажимается сверху и снизу направляющими роликами, препятствующими расцеплению зубчатой рейки штанги с приводной зубчатой шестерней. Чтобы обеспечить плавный ход штанги без толчков и ударов, в ней установлен пружинный компенсатор. Кстати, сальниковый компенсатор можно купить по ссылке тут
Устройство для подъема двери состоит из двух массивных захватов из кованой стали, насаженных на рычаги, концы которых шарнирно закреплены на головке двересъемной штанги. Эти рычаги связаны между собой двумя вертикальными стяжками, стягиваемыми регулировочной гайкой. Рычаг верхнего захвата через тягу соединен с угловым рычагом, имеющим на конце гайку. При наворачивании гайки на горизонтальный винт угловой рычаг перемещается и поднимает или опускает верхний захват, который тянет за собой нижний. Когда захваты поднимаются кверху, они заходят в карманы, находящиеся на поверхности двери, и подвешивают ее. При движении захватов вниз дверь освобождается.
Механизм передвижения захватов состоит из электромотора, фрикционной муфты и редуктора, вращающего винт.
Обезграфичивающее устройство состоит из компрессора, нагнетающего сжатый воздух в резервуар, из которого воздух по трубам поступает в гибкий шланг. Шланг наматывается на барабан и соединяется с трубкой, уложенной по верху выталкивающей штанги. Трубка подводит воздух к головке штанги, на которой устанавливаются выпускные сопла.
При движении выталкивающей штанги вперед гибкий шланг разматывается, а при возвращении штанги — заматывается на барабан. Прожигание графика воздухом продолжается 1-2 минуты.
Все моторы работают на постоянном токе напряжением 220 вольт, имеют ход взад и вперед (реверсивные) и выполняются закрытого типа для предохранения от пыли.
Блокировка механизмов. Все ручные приводы блокируются с электромоторами таким образом, чтобы в случае внезапного появления электротока электромоторы, во избежание несчастных случаев, оставались выключенными.
На всех штангах устанавливаются конечные выключатели, автоматически выключающие электромоторы, как только штанги достигают своих крайних положений.
Сигнальные и тормозные устройства. Все механизмы снабжены электромагнитными тормозами. Для сигнализации при передвижении машины имеется гонг. Между коксовыталкивателем с одной стороны батареи и двересъемной машиной с другой стороны устанавливается звуковая и световая сигнализации.
Пусковые и электроизмерительные приборы. Все приборы размещаются в кабине управления. Электрический ток от троллейных проводов подводится к электрораспределительному щиту с автоматическим выключением главного электропровода. Щит размещается в специальном шкафу. Моторы запускаются через реостаты, устанавливаемые в специальном отделении кабины. Моторы включаются при помощи контроллеров со штурвальным управлением. В кабине управления устанавливаются следующие электроизмерительные приборы: вольтметр, амперметр и регистрирующий амперметр (или ваттметр). По показаниям регистрирующего амперметра можно судить о ходе той или иной печи при выдаче, что очень важно при тугом ходе печей.
Источник
detector