Не день жестянщика. Почему 80% автосервисов в России разорятся через месяц
По данным агентства Автостат, в нашей стране работает более 76 000 независимых автосервисов. Без учета самозанятых в нише трудоустроено более 2 млн человек. Общая емкость рынка составляет более 589 млрд рублей, а объем продаж автозапчастей уже превысил отметку 1,3 трлн рублей.
Высокий сезон превратился в низкий
Одним из главных негативных факторов для рынка стало то, что пандемия пришлась на период повышенного спроса. Автосервисный бизнес, как и многие другие сферы услуг, характеризуется сезонностью. Резкий спад интереса к услугам СТО обычно наблюдается в январе-феврале. На февраль по статистике приходится повышение спроса на кузовной ремонт и ремонт двигателя (следствие аварий на зимних дорогах и неисправностей, вызванных низкими температурами), однако без крайней необходимости водители все же стараются дотерпеть с посещением автомастерских до весны. Второе снижение клиентского потока приходится на сезон летних отпусков, когда состояние дорог прощает мелкие неисправности.
Самые активные периоды в сфере — это март-апрель и октябрь-ноябрь, когда клиенты массово готовят автомобили к лету или зимним морозам. Исследования говорят о том, что обычно в это время продажи автосервисов увеличиваются на 30-50% от среднегодовых, но в этом году всплеска замечено не было.
Причины очевидны: существенно поднялся курс доллара относительно рубля, из-за чего сильно выросла стоимость запчастей, расходных материалов и шин. Это стало дополнительной головной болью как для автосервисов, так и для автовладельцев. Но главной проблемой для бизнеса стало введение режима самоизоляции — ведь СТО не могут оказывать услуги в удаленном формате. Из-за карантина клиенты не могут добраться до ремонтных точек, а большинство дистрибьюторов запчастей просто не работает. Неудивительно, что, по данным исследований автосервисов, на первой неделе апреля выручка в среднем упала на 90%.
Сценарии развития ситуации
В данный момент прогноз для рынка совсем не оптимистичен. В первую очередь под угрозой полного разорения находятся небольшие самостоятельные СТО, но и крупным сетевым игрокам есть чего опасаться. Как и многие другие ниши, сфера автосервисов не была пока внесена в список пострадавших от пандемии коронавируса. Однако отрасли, не связанные напрямую с общепитом, ретейлом или туризмом, также страдают. К примеру, IT-компании уже запросили помощь у государства, также о бедственном положении открыто заявили книжные магазины.
В данный момент среди части предпринимателей в нише сформировалось мнение, что в ближайшем будущем возможны два варианта событий. В первом случае государство решает принять меры для поддержки авторемонтной отрасли (как это уже произошло в случае с IT-компаниями), и сфера успешно справляется с последствиями кризиса. В пессимистичном варианте российский рынок без помощи со стороны правительства может потерять большую часть автосервисов.
Глобальные решения
Многим предпринимателям в этой нише стало очевидно, что сейчас не время для соперничества и жесткой конкуренции. Поэтому крупные сетевые бренды объединились с единичными СТО и написали официальное письмо на имя председателя правительства Михаила Мишустина.
В своем обращении автосервисы попросили правительство о поддержке и принятии ряда решений для минимизации удара кризиса по сфере авторемонта. Речь идет о смягчении налогов на имущество, НДФЛ и аренду за землю. Также дилеры и независимые СТО предлагают введение арендных каникул, запрет на расторжение арендных договоров (за исключением обоюдного согласия) и продление сроков арендных договоров на период каникул.
Кроме того, автосервисы предложили государству закрепить ряд послаблений в отношении кредитования: отменить применение пени, штрафов и других санкций, ограничить максимальную ставку кредитования 8% годовых, а также предоставить каникулы по выполнению обязательств по кредитным договорам.
Похоже, активные действия со стороны как дилеров, так и независимых СТО постепенно приносят свои плоды: 3 апреля Министерство промышленности и торговли опубликовало официальное письмо, в котором содержатся рекомендации для глав регионов по снятию ограничений для работы в этой отрасли. К сожалению, запрет на функционирование автосервисов снят еще не во всех регионах, хотя в ближайшее время ситуация может измениться.
Локальные решения
Ожидая помощи от государства, малый бизнес может применить решения, позволяющие оптимизировать издержки хотя бы на первое время. В сфере услуг есть две крупные статьи расходов — затраты на фонд оплаты труда (ФОТ) и аренду помещений.
Одна из выраженных проблем в отрасли авторемонта — большие затраты на ФОТ. По данным, предоставленным автосервисами, в среднем они составляют 80% от стоимости работ. Однако при грамотной автоматизации бизнес-процессов, их оптимизации, а также при внедрении корректной предпринимательской системы мотивации эта цифра может быть снижена до 50%. Если автосервисам не разрешат работать, вполне логично предположить, что многие из них будут вынуждены уволить сотрудников, тем самым максимально сократив расходы на персонал.
Для снижения издержек по аренде помещений автосервисы готовят официальные письма для арендодателей с целью получить арендные каникулы или скидки для автосервисов. Например, в Москве 14 марта мэр издал указ о том, что пандемия коронавируса официально классифицируется как обстоятельство непреодолимой силы. Поэтому в письмах для собственников помещений компании опираются на пункты о форс-мажоре и сообщают о пагубном влиянии эпидемии, делая запрос о снижении арендной платы. Многие идут им навстречу.
В условиях кризиса автосервисам, как и другим, требуется поддержка со стороны государства. Однако нельзя недооценивать и вклад других игроков рынка. Ведь чем более сплоченными будут действия компании, тем больше шансов выжить. Радует одно: ниша автосервисов — одна из немногих, которые смогут достаточно быстро восстановиться. В послекризисное время население столкнется с дефицитом доходов и скорее будет отдавать предпочтение ремонту старых авто, чем приобретению новых. При этом прогнозируется, что клиенты продолжат уделять повышенное внимание личному транспорту как наиболее безопасному способу передвижения.
Источник
Анализ рынка автосервисов 2019
Объем рынка услуг по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств по праву считается неиссякаемым. Ежегодно количество новых автомобилей, оформляемых счастливыми автовладельцами, растет. К емкости рынка следует прибавить оборот автомобилей вторичного сегмента, нуждающегося в более серьезном сервисе. Корректировка объема предоставляемых автосервисами услуг происходит только в момент утилизации средств передвижения по государственным программам и в период оформления трейд-ин.
📊Динамика емкости рынка
Согласно данным, публикуемым агентством «Автостат», на 1 января цифра авто, числящихся по учетам государственной инспекции безопасности дорожного движения приближается к 45 миллионам. Это, не считая грузовых авто, которые также нуждаются в своевременном и качественном сервисе.
В разрезе имеющегося парка легковых авто десятая часть представлена транспортом, не используемым по прямому предназначению. Примерно пятая часть средств передвижения эксплуатируется периодически, — это пенсионеры и другие лица, сильно зависимые от бюджета на содержание движимого имущества. Три четвертых – превалирующая часть автопарка всегда на ходу, именно на эту категорию ждут в автосервисах в 2019 году.
👥Участники рынка в 2019 году
Ожидаемую пересортицу исполнителей волеизъявления автовладельцев на 2018 год можно считать состоявшейся. Клиенты сервисов становятся более разборчивыми. Уход после окончания гарантии в частные предприятия можно считать предрешенным, поскольку стоимость запасных частей и самого ремонта у дилеров оставляет желать лучшего. Объем продаж в официальных центрах на 2019 год ожидается на уровне 43 миллиардов рублей против 49 и 46 миллиардов в 2017 и 2018 годах соответственно.
Уход же в альтернативные сервисы никак не влияет на емкость рынка, смещение объемов происходит в независимые СТО и частные гаражные зоны. Выбор потребителя вынуждает официальных дилеров пересматривать свою политику ведения бизнеса. Превалирующая часть компаний «отыгрывает» потери за счет сокращения персонала, вменения дополнительных услуг. Примером грамотной клиентоориентированной программы является подача Mitsubishi, предлагающая ощутимое снижение цен на запасные части и сервисное обслуживание. Правда, общая тенденция продаж сохраняется, — на весь 2019 год уже озвучено повышение всеми без исключения заводами.
💰Объемы продаж в разрезе сегментов
Пока официальные дилеры теряют своих клиентов, уставших от завышенных расценок, автовладельцы обращаются к среднему сегменту рынка – независимым компаниям. Уровень обслуживания, удобство и средний чек довольно быстро определяют выбор владельца, тем более что на таких СТО можно выбрать комплектующие, перечень работ.
Несмотря на существующее давление в отрасли дилеры продолжают получать обновленные прайсы в связи с последним повышением налога на добавленную стоимость. В связи с этим средний чек в среднем и младшем сегментах рынка продолжает расти.
Пока в рыночном секторе продолжается пертурбация, потенциал рынка остается в зоне невнимания. Агрессивный маркетинг, заключающийся в гарантированном сервисе, уже не помогает, потребитель тратит на обслуживание ровно столько, сколько считает необходимым, нередко предпочитая дорогому сервису обмен авто на вторичном рынке. Единственной надеждой официальных и независимых СТО остается предоставление уникального сервиса, связанного с необходимостью выполнения высокоточных работ, требующих высокой квалификации персонала и специализированного оборудования. А специфичной электроникой сегодня оснащается 95 процентов всей продукции автопрома.
🥇Лидеры авторынка продаж в 2018 году – целевой ориентир автосервисов на 2019 год
Для того чтобы показывать высокие объемы продаж, операторам автомобильного ремонта необходимо понимать рынок и его структуру. Следуя данным продаж новых автомобилей начинает активироваться и вторичный рынок, на котором обращаются наиболее популярные и практичные марки авто.
Первое место по итогам продаж 2018 года за KIA RIO, — более 100 тысяч новеньких машин вышло за ворота дилерских центров. В это число вошли сборки X Line, покорившие сердца отечественных пользователей образом кроссовера. Цифра вполне логичная, тем более что в прошлом году было продано всего на тысячу машин меньше.
Второе и третье места остаются за ставшей народной для России маркой Hyundai, — это Creta и Solaris соответственно. В 2018 году было реализовано свыше 65 тысяч обеих марок, правда за последний отчетный период умелым маркетологам удалось пересадить приверженцев корейского автопрома на кроссоверную платформу.
Ситуация на 2019 согласно прогнозам аналитиков, выглядит неоднозначной. В стремлении пересадить автовладельцев с седанов на более высокий клиренс производители слегка увлеклись ценами. Вполне возможно, что в ожидании потребителей, нацеленных на смену авто, будет бум на более бюджетный сегмент. Это аналоги некогда популярных малолитражек Getz и Picanto.
Реальный потенциал недооцененности видится за нижней строчкой ТОП- 10 Renault Sandero.
📈Перспективы роста на 2019 год
Рынок автосервисов в текущем году продолжит забирать на себя внушительную долю потребления. Сервисное обслуживание, ремонт и замена деталей, восстановительный ремонт после дорожно-транспортных происшествий, тюнинг и другие популярные услуги остаются в зоне внимания автовладельцев. Совмещение сервиса с паркингом, мойками, шиномонтажом, кафе и детской зоной безусловно увеличит посещаемость центров.
Со стороны потребителя главными в спектре услуг остается качество и оптимальная стоимость услуг сервисных услуг, совмещенные с минимальным ожиданием. Поведение автовладельцев нередко выливается в поиск верного и надежного СТО вне зависимости от принадлежности к тому или иному рыночному сегменту. А пока что качество производителя и сервиса остается на должном уровне, ведь некоторые модели автомобилей продолжают использоваться более 20 лет.
Источник
Ремонт вместо покупки: россияне меняют модель потребления
Финансовые проблемы 2020 года вынудили россиян чаще обращаться к услугам мастеров по ремонту различной техники, также растет число заездов автомобилей на ремонт. Пандемия привела к отказу от сложившейся в нулевые годы модели — заменять сломанное новым, а также избавила россиян от гонки за внешними атрибутами состоятельности и позволила сконцентрироваться на функциональной достаточности, считают экономисты.
В пандемию россияне стали внимательнее относиться к домашней технике, к примеру, осенью 2020 года спрос на ремонт бытовых электроприборов (микроволновки, кухонные комбайны и прочее) вырос на 73%, в сравнении с осенью прошлого года, следует из исследования «Авито». Крупную бытовую технику — холодильники, стиральные машины — на починку стали отправлять на 43% чаще.
Ожидаемо негативно отразилась пандемия, и связанный с ней переход на удаленную работу, на состоянии оргтехники. Ремонт домашних компьютеров, аудио-систем, обновление программного обеспечения потребовалось россиянам этой осенью на 27% чаще, нежели в аналогичный период предыдущего года.
«В отсутствие привычных развлечений дети и родители стали чаще играть дома — причем как в настольные игры, так и в компьютерные. Активное использование приставок привело и к росту спроса на их ремонт — в апреле-июне он вырос в два раза», — отмечают аналитики «Авито».
Объявления об услугах по оказанию ремонта различной техники увеличились как по итогам года, так и по сравнению с началом года. Особенно популярной подработкой в этом году стал ремонт компьютерной техники: количество объявлений мастеров в январе-октябре выросло более чем вдвое (104%) по сравнению с прошлым годом и почти в полтора раза (46%) по сравнению с весной и началом лета.
Осознанное потребление — один из трендов последних лет, который укрепился в пандемию, полагает руководитель маркетинговых проектов «Авито Услуги» Иван Чулков.
«При наличии пары часов свободного времени, которые освободились, когда в офис ехать не нужно, и возможности найти мастеров недалеко от дома на онлайн-платформах, ремонт техники перестал казаться сложной задачей.
Рост спроса стимулирует и увеличение количества предложений — чем больше выбор мастеров, тем легче найти «своего», — заметил собеседник.
Онлайн-платформы в пандемию, по мнению эксперта, очень выручили многих граждан обратившихся к ним в поисках заработка. Сыграла свою роль и популяризация государством режима самозанятых, который в 2020 году распространился на новые регионы.
Эксперты констатируют, что с одной стороны после снятия жестких карантинных ограничений у людей появилось больше свободного времени, чтобы заняться починкой имущества, а с другой выросла нагрузка на электроприборы, компьютеры и прочую технику. Кроме того, сразу после окончания жестких карантинных ограничений у россиян резко выросла потребность в починке автомобилей.
В «Авито» отмечают, что
спрос на услуги по ремонту автомобилей (слесарные работы, покраска и перетяжка салона) скакнул в целом за десять месяцев этого года на 76%.
По сравнению с весной и первым месяцем лета 2020 года поиск мастеров по авторемонту вырос на 24%, в сравнении с осенью (с сентября по первую неделю ноября). В период локдауна у многих станций техобслуживания (СТО) и их клиентов просто не было возможности ремонтировать автомобили, поэтому автовладельцы во многих регионах совместили ремонт с подготовкой к зимнему сезону, подчеркнули в «Авито».
В сети автосервисов «Вилгуд» количество заездов в октябре в сравнении с прошлым годом увеличилось на 5%, а средний чек вырос на 14%, отмечает сооснователь сети Барно Турсунова.
«Мы связываем это с тем, что в условиях пандемии личный транспорт остается самым безопасным средством передвижения, и многие клиенты стали внимательнее подходить к техническому состоянию своих автомобилей, — поделилась мнением в беседе с «Газетой.Ru» Турнусова.
— Цены на услуги нам удалось сохранить на докризисном уровне, однако из-за роста курса доллара и евро стоимость комплектующих выросла в среднем на 10-20%».
По словам директор департамента послепродажного обслуживания ГК «АвтоСпецЦентр» Игоря Серебрякова, официальные дилеры не ощущают рост спроса на услуги по ремонту автомобилей, поскольку это явление в большей степени касается выбывших с гарантии автомобилей. В то же время рост обращений по поводу ремонта косвенно говорит об увеличении пробегов между заменами автомобилей, а это означает, что гарантийный парк дилеров вымывается, считает он.
«Этот тренд отражает общую экономическую ситуацию в стране: рост цен на автомобили до 12% с начала года, и, как следствие, снижение покупательской способности населения. Те, кто хотел бы купить новый автомобиль продолжают использовать старый», — рассказал «Газете.Ru» Серебряков.
Снижение доходов населения напрямую влияет на число обращений россиян к услугам мастеров по восстановлению и ремонту той или иной техники, соглашается доктор экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. Сейчас как раз наблюдается тренд обратно противоположный модели потребления «нулевых» годов: «сломалось — замени новым», уверен экономист.
«Еще ведь непонятно, что будет дальше. Люди стали создавать финансовые ресурсы и экономить на потреблении. Кроме того, не без помощи пандемии у людей происходит сдвиг в сознании, что не стоит гнаться за внешними признаками состоятельности. Важна не форма, а функции, которые выполняет тот или иной объект домашнего хозяйства», — резюмировал Смирнов из НИУ ВШЭ.
Источник
Исследование рынка обслуживания автотранспортных средств в России
Коняхина, Т. Б. Исследование рынка обслуживания автотранспортных средств в России / Т. Б. Коняхина, И. В. Панасенко, О. Н. Недзельская, Ю. С. Анохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 336-338. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49947/ (дата обращения: 15.06.2021).
Одна из самых массовых отраслей является автомобильный транспорт. В России в рыночных отношениях он является одной из наиболее быстро растущих подотраслей национальной экономики.
Функционирование транспорта славится своей надежностью, которая является необходимым условием целостности страны и обеспечение национальной безопасности.
Также в соответствии с положением «Транспортной стратегии до 2020 г.» повышение конкурентоспособности транспортной системы Российской Федерации будет способствовать формированию в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и изменению роли транспортной отрасли в формировании валового национального продукта. Проекты комплексных инфраструктур, направленные на повышение привлекательности российских транспортных коридоров, позволяет получать дополнительные доходы в размере более 6 миллиардов $.
Основной задачей Министра РФ является повышение доступности транспортных услуг для населения. Транспортная стратегия предполагает, что на 10 российских семей будет приходиться по 8 автомобилей.
Подразумевается сокращение числа дорог, не соответствующих техническим требованиям, на 13 %. К этому времени значительно возрастет подвижность населения. На данный момент в среднем каждый человек за год проезжает или проходит примерно 4 тысячи километров, а к 2020 году показатель должен возрасти до 6 тысяч километров.
Экономичная и эффективная работа автомобильного транспорта обеспечивается рациональным использованием многомиллиардного парка подвижного состава — легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.
На 1 января 2016 года, по данным ГИБДД, в России было зарегистрировано 33 млн. ед. автомототранспортных средств, в этом числе 4,7 млн. грузовых автомобилей, 770 тыс. автобусов и 24 млн легковых автомобилей. Это является говорящим фактором массовой автомобилизации страны. Плюсы в том, что данный факт обеспечивает более высокое качество жизни населения и развитие экономики, а минусы — загрязнение окружающей среды, перегрузка автомагистралей и рост числа ДТП.
Всемирная организация здравоохранения прогнозирует к 2020 г., что дорожно-транспортный травматизм может стать третьей среди причин гибели людей и представлять серьезную проблему для здоровья, чем туберкулез и СПИД.
В России и за рубежом аварийность определяется уровнем автомобилизации.
Одна из причин проблем на дорогах — неисправный транспорт, основа лежит на водителях, но также внимательными должны быть и пешеходы.
Каждый год, на дорогах погибает около 35 тыс. человек. Такое положение обусловлено слабым контролем за тем, в каком техническом состоянии транспорт выезжает на дорогу. Актуальным становится вопрос о современном и качественном техническом обслуживании и ремонте транспорта. Условиями, определяющими условия увеличения срока службы и повышения производительности автотранспортных средств, является грамотное техническое обслуживание и эксплуатация.
Весь рынок обслуживающих предприятий в ближайшее время ждет трансформация. Исследование показало, что на данный момент в России автосервисов в 2,5 раза больше, чем необходимо рынку.
Бизнес ремонта автомобилей в России оказался под воздействием двух ключевых факторов. При замедлении продаж новых автомобилей, автопарк все же продолжает увеличиваться и конечно же нуждается в обслуживании.
Любые транспортные средства, старые или новые требуют в процессе эксплуатации обслуживания и ремонта, особенно стареющие машины.
Эффективность работы автотранспорта обеспечивается автосервисом, важнейшим назначением которого — сохранение потребительских качеств и физических свойств транспортных средств: предупреждение дефектов в работе узлов, агрегатов, двигателя, снижение интенсивности износа узлов и деталей.
Бытовое обслуживание населения динамично развивается, однако все же остается молодым и испытывает серьезные проблемы. Многообразие объектов автобизнеса вызывает необходимость изучения развития российского рынка. Низкий уровень сервиса снижает конкурентоспособность нашей техники. Рынок нуждается в увеличении числа ремонтных и сервисных предприятий, которые обеспечат новые рабочие места. Таким предприятия нужно объединится в союзы и защищать свои интересы в администрациях и в правительстве. Союзы должны лоббировать принятие актов, нормативов для стимулирования развития отрасли технического обслуживания и ремонта автотранспорта.
Спрос измеряется в числе заявок на ремонт и обслуживание автомобилей, затраты часов, а также общей стоимостью выполненных работ.
Успех зависит от изучения потребностей и потребительской оценки качества выполненных работ. Стратегия развития качества предприятия предполагает комплексный подход, который сочетает материальные аспекты производства, так и другие менее осязаемые элементы. Это все говорит о хорошей рекламе, производственном процессе, о грамотном менеджменте и о культуре общения с потребителем. Стремлением к рациональному использованию имеющихся в наличии ресурсов и ориентирование на потребителя может привести к запланированным результатам деятельности, что обеспечит финансовую устойчивость организации на рынке и ее платежеспособность.
Не останется без внимания такая услуга как «автомойка».
Компанией «БелБизнесКонсалтинг» было проведено исследование рынка, которое показало, что в России на июнь 2017 года насчитывалось 28000 автомоек. Наиболее обеспеченным автомойками крупным городом является Краснодар, а наименее обеспеченным автомойками крупный город является Волгоград. Прайс на услуги автомоек самообслуживания намного меньше цен на услуги автомоек с полным обслуживанием. Цена мойки автомобиля с использованием автохимии составляет 150–200 рублей, при среднем времени мойки в 10 минут.
Доля самообслуживания автомоек в России в настоящее время невелика. Помыть машину самостоятельно стоит в два-три раза дешевле, чем на автомойке. В Белгороде, Калининграде и Воронеже, автомойки самообслуживание наиболее распространены. Мало автомоек самообслуживания в Москве, Владивостоке, Самаре, Казани, Краснодаре и Уфе.
К 2021 году ожидается увеличение автомоечных услуг более чем на 40 %. Факторами роста рынка будут увеличение парка автомобилей и использование услуг автомоек за счет увеличивающегося предложения и доступности для потребителей.
Давно практикуется выездной сервис — для специальной, сельскохозяйственной и военной техники. В армиях и крупных предприятиях, работающих на больших территориях — горнодобывающих, нефтедобывающих, применяются передвижные ремонтные мастерские.
В других странах ремонт и техобслуживание машин в полевых условиях, осуществляется:
‒ изготовителями тяжелой техники (для малосерийной техникти — яжелые экскаваторы и т. п);
‒ потребителями (крупные компании и военные организации, имеющие необходимую материально — техническую базу);
Выездной сервис дилеров и изготовителей по договорам с корпоративными потребителями обычно включает периодические осмотры работающих машин, консультация по эксплуатации, обеспечение технической документацией, инструктаж и обучение обслуживающего персонала, регламентированные работы, поставку запчастей и сопутствующих материалов.
Появление смешанной формы проведения сервиса, т. е силами потребителей и агентов. Обслуживание и несложные ремонты выполняют механики потребителей, а серьезные ремонты — выездные бригады дилеров или изготовителей техники. Следствием этого отмечается тенденция к постепенному отказу владельцев машин от производства сервиса и ремонта собственными силами и к привлечению для их выполнения специализированных фирм.
Источник