Битум
Товарный битум представляет собой смолоподобную органическую массу черного или цвета, твердую или пластичную в зависимости от окружающей температуры.
Битумы могут быть природными и искусственными. Первые, по сути своей, представляют залежи сырой нефти, которая, выйдя на поверхность и вступив в реакцию с атмосферой приобрела свойства окаменелой битумосодержащей массы. Природный битум добывают шахтным или карьерным способом. После сепарации массы на органическую и минеральную, битумы транспортируют для дальнейшей обработки и придания товарных свойств, с использованием необходимых добавок, согласно стандартам. Вторые являются продуктом переработки нефтеотходов, таких, как гудроны и асфальты, это основа битума. В стационарных условиях нефтехимических предприятий после технологической обработки и внесения добавок получают товарный продукт.
Технические характеристики битума и химический состав регламентируются ГОСТ.
Битум горюч. При горении выделяет черную копоть, которая токсична для человека и губительна для окружающей среды. В составе копоти остатки углеводородов, формальдегиды и металлические включения. На всех этапах работ и транспортировки требуется соблюдение мер пожаробезопасности.
Перевозка битума, в современных условиях по дорогам, производится специальной автотехникой в жидком состоянии термоизолирующими цистернами с поддержанием температуры груза 180 градусов Цельсия. В качестве груза может перевозиться только жидкий битум. Температура битума строго соблюдаемая величина, выгрузка производится самосливом, в случае затвердевания наполнителя дальнейшая эксплуатация цистерны невозможна. Транспортировка осуществляется в соответствии с требованиями к грузам категории «опасный груз», с соблюдением требований ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов), с маркировкой транспортного средства, соответствующей грузам третьего класса опасности.
Для удобства транспортировки и складирования выпускается битум твердый. Такой материал сохраняет свойства твердости и хрупкости при температуре окружающей среды. Расфасованный битум удобен во многом, не требует особых условий перевозки и сохранности, но его необходимо растапливать на месте проведения работ, что затрудняет и удлиняет технологический процесс.
Состав битума
В самом отдаленном приближении, битум содержит порядка 85 процентов углерода, по 10 процентов водорода и кислорода, 3 процента серы и до одного процента азота. Продукт имеет широкое разнообразие, многоуровневую классификацию и представляют собой сложную смесь углеводородистых, нафтеновых, сернистых, метановых, кислородных и азотистых соединений. Требования к содержанию по химическому составу на битум
Свойства битума
Битумы абсолютно водонепроницаемы. Этим качеством человек пользуется с каменного века оборудуя кровли, изготавливая посуду, используя, как связующее в строительстве и отделке, применяя при мумификации Морозоустойчивы.
Битумы не критичны к воздействию кислотных, щелочных и солевых растворов, но чувствительны к растворителям на основе бензина, ацетона, бензола.
Для отнесения к тому или иному виду материал подвергают испытанию на: температуру размягчения и хрупкость; растяжимость; вязкость и глубину пенетрации; температуру вспышки, степень прилипания к поверхности металла и прочие.
Плотность битума определяют специальным прибором — пикнометром для твердых и сыпучих материалов согласно
битума определяют согласно методике изложенной в битума исследуется аппаратом дуктилометр в соответствии
Применение битума
Области применения материала: строительство и ремонт дорог, гидроизоляция и влагозащита, обустройство кровель, изготовление кровельных и материалов, производство асфальта, домостроение и строительство производственных объектов, защита от коррозии и изоляция коммуникаций и трубопроводов, и подобные.
В настоящее время появились технологии сжигания гудронов и битумов в качестве топлива, что позволяет заменить использование мазута и удешевить процесс.
Виды битума
В зависимости от назначения, технических и потребительских свойств предусматривается классификация битума.
Битум дорожный
В зависимости от времени года в дорожном строительстве применяют вязкий битум, в летний период, и жидкий, в зимний.
Вязкие дорожные битумы имеют температуру вспышки от 65 до 120 °С при температуре вспышки 368 °С. Используются для прокладки и ремонта дорожных покрытий.
Жидкие дорожные битумы изготавливают путем добавки в вязкие, специальных растворителей. Используются, преимущественно, при укладке и ремонте дорожного покрытия в условиях отрицательных температур, а при положительных для оснований асфальтового покрытия и в строительных работах.
Для жидких битумов существует градация на класс битума, в зависимости от скорости формирования структуры. Их три: быстрогустеющие (БГ), среднегустеющие (СГ) и медленногустеющие (МГ).
Кровельный битум
В соответствии с названием, используются для пропитки кровель, заливки швов и стыков, а также в изготовлении кровельных материалов. Отличается повышенной степенью прилипания к металлу и камню. Температура вспышки — 240 °С, самовоспламенения — 300 °С.
Строительный битум
Применение битума в строительстве чрезвычайно востребовано. Такой материал имеет разновидности, обладает широким диапазоном свойств: водогазонепроницаем, пластичен, устойчив к высоким температурам, радиации и воздействию химических соединений.
Температура вспышки 220–240 °С, воспламенения 368 °С.
Модифицированные битумы
Для изготовления материалов используют категории битумов со специальными качествами. Они (качества) достигаются применением модифицирующих добавок, таких как резина, полипропилен, другие, в зависимости от цели. Например, для придания материалам повышенной стойкости к температурам, плотности, вязкости, эластичности.
Минеральный битум (или масса)
Для придания специальных качеств, таких как повышенная прочность к напряжению сдвига, или устойчивость к солнечному свету, или повышенная упругость, или долговечность, в битум могут добавляться различные минеральные порошки.
Марки битума
В зависимости от качественных характеристик битумам присваиваются марки.
Дорожные битумы делятся на марки.
БНД (битум нефтяной дорожный) производится пяти марок: БНД 40/60; 60/90; 90/130; 130/200; 200/300.
БН (битум нефтяной) производится четырех марок: БН 60/90; 90/130; 130/200; 200/300.
Марки строительных битумов: БН 50/50; 70/30; 90/10.
Битумы нефтяные кровельные выпускаются трех марок: БНК 40/80; 45/90; 90/30.
Битумы нефтяные изоляционные имеют марки: ; ; .
Цифры после аббревиатуры отображают степень вязкости и иные показатели, как растяжимость и температура размягчения, согласно ГОСТ.
Источник
Особенности выбора битума для дорожного строительства
Дорожное строительство – одна из основных сфер применения битума. Если материал подобран неправильно, асфальтобетонное покрытие в летнее время будет продавливаться с образованием колеи, а в зимнее – растрескиваться. В итоге межремонтный период не будет выдерживаться и, чтобы дорога не разрушилась окончательно, ее понадобится ремонтировать раньше намеченного срока.
Краткое описание битума
Битум может быть природным или синтетическим. Это смесь нескольких групп веществ, но на его свойства оказывают прямое влияние три из них:
- От асфальтенов зависит твердость и температура размягчения битума.
- От нефтяных масел – морозостойкость и легкоплавкость.
- От нейтральных и нефтяных смол – цементирующие свойства и эластичность.
Битум плавится при нагревании, не растворяется в воде, но растворяется в некоторых органических растворителях. Его главная ценность – химическая стойкость к коррозии, отличные гидроизолирующие и защитные свойства.
Основные характеристики битума
Для дорожного строительства важны четыре характеристики битума:
- Термостабильность можно выделить как наиболее значимую. Она отражает три параметра материала: температуру размягчения при нагревании, температуру хрупкости при охлаждении и температуру вспышки паров битума.
- Растяжимость материала говорит о его пластичности.
- Пенетрация битума характеризует его твердость и вязкость.
- Нужно выделить еще одно свойство материала – сдвигоустойчивость. На языке ГОСТа оно называется «коэффициентом изменения динамической вязкости после старения». Этот параметр говорит о приемлемой для битума температуре эксплуатации.
От битума зависит качество и срок службы укладываемого дорожного покрытия
Дорожные битумы
Дорожные битумы используют при изготовлении асфальтобетона. Задача этого материала – равномерно покрыть гранулы щебня, связать их между собой и ослабить деформационные и температурные напряжения.
Дорожные битумы могут быть двух видов:
- Жидкие отличаются тем, что в их состав добавляют растворители, которые играют роль разжижителей. На открытом воздухе растворители испаряются и битумы твердеют. Такие материалы применяют для изготовления холодных асфальтобетонных смесей, которые можно использовать ранней весной и поздней осенью.
- Вязкие битумы не содержат растворителей. Их применяют для изготовления горячих асфальтобетонных смесей, которые используют для дорожных работ в теплое время года. О них и пойдет речь ниже.
Как выбрать марку дорожного битума
Дорожный битум имеет буквенно-цифровую маркировку, которая выглядит следующим образом: БНД ХХ/YY. Расшифровывается она так:
- БНД – битум нефтяной дорожный;
- ХХ и YY – верхний и нижний предел глубины проникновения в битум иглы диаметром 0,1 мм при температуре +25 °С. Этот параметр говорит о твердости битума и температуре его размягчения. Он служит основой для выбора определенной марки битума для эксплуатации в определенных климатических условиях.
Есть несколько марок битума, которые можно разбить на две группы в зависимости от предельных температур эксплуатации дорожного покрытия:
- БНД 60/90 и БНД 70/100 можно использовать в регионах, где температура в холодное время года не опускается ниже -20 °С.
- БНД 90/130, БНД 100/130 и БНД 130/200 допускается применять в регионах с температурой в холодное время года ниже -20 °С.
От битума зависит качество и срок службы укладываемого дорожного покрытия
Новые методы подбора марки дорожного битума
До недавнего времени битум изготавливали и подбирали для дорожных работ, руководствуясь двумя нормативными документами: ГОСТ 22245-90 и ГОСТ 33133-2014. Они дают достаточно размытое понимание к подходу в выборе требуемой марки материала для определенных условий эксплуатации.
Чтобы правильно подобрать битум для дорожного покрытия, эксплуатирующегося в определенных климатических условиях, нужно учитывать его сдвигоустойчивость. Особенность этого параметра состоит в том, что он может изменяться в четыре раза при изменении температуры всего на 10 °С. Поэтому так важно как можно точнее знать температурные пределы эксплуатации будущего дорожного покрытия. Для этого нужно иметь статистические данные о максимальной и минимальной температуре в регионе за последние 20 лет.
Такую информацию можно получить из уже разработанного и введенного в действие ПНСТ 397-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Метод определения температурных условий эксплуатации конструктивных слоев дорожных одежд». В нем приведены температурные показатели для разных населенных пунктов и регионов страны.
Разработаны и введены в действие еще два нормативных документа:
- ГОСТ Р 58400.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации».
- ГОСТ Р 58400.2-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок».
Согласно этим документам битум маркируется уже по-другому: PG X-Y, где PG – его марка, а X и Y – допустимая верхняя и нижняя температура эксплуатации. Более того, теперь при выборе битума можно будет учитывать и транспортную нагрузку на покрытие. В ближайшее время материалы, соответствующие новым требованиям, появятся в продаже.
Заключение
Битум напрямую влияет на срок службы дорожного покрытия, поэтому его правильный выбор так важен. Чтобы не совершить ошибок, обращайтесь за консультацией к нашим специалистам.
Источник
Жидкий битум, применение, состав, характеристики
В состав смеси, предназначенной для покрытия дорог, помимо битума, могут входить такие компоненты, как песок и щебень. С использованием первого изготавливают песчаный асфальт. Иногда в смесь добавляют также минеральный порошок и щебень. Эта очень распространенный вид покрытия. Называется такой асфальтобетон щебневым. Также этот дорожный материал иногда делают с использованием гравия. В смесь в этом случае добавляют щебень и минеральный порошок. Асфальт этой разновидности называется гравийным.
В зависимости от назначения смеси соотношение всех этих компонентов может меняться. Так, для пешеходных дорожек применяется асфальт, изготовленный с использованием мелких песка и щебня. Нижний слой проезжей части обычно делают из смеси немного другого состава. В этом случае асфальт делают с применением только очень крупного щебня. Верхний слой дорог заливают более гладким асфальтом. В его состав входит щебень мелких фракций.
Марка битума для асфальта
Таким образом, использованный вид наполнителя влияет на прочность материала этого типа, а следовательно, и область его применения. Однако состав асфальта и его качества в неменьшей степени зависят от марки подмешенного в него битума. Для производства смесей этого типа обычно используется особый материал этого вида. Называется он дорожным битумом и маркируется буквами БНД. Основным параметром, по которому классифицируется этот материал, является температурный режим.
При определенных условиях все без исключения битумы начинают плавиться. В зависимости от того, в какой именно момент это происходит, материал можно использовать в том или ином регионе страны. Для того чтобы определить, в каких условиях можно использовать данный конкретный битум для асфальта, в первую очередь следует посмотреть на его маркировку. Присутствующие в ней цифры показывают диапазон вязкости этого материала. В настоящее время при производстве асфальта используется всего пять разновидностей дорожных битумов: БНД 40/60, 60/90, 90/130, 130/200, 200/300. Чем жарче климат, тем более вязкий материал должен применяться при изготовлении дорожного покрытия.
Разумеется, битум в асфальте должен присутствовать в достаточном количестве. Слишком много этого материала при составлении смесей обычно не используют. Горячий состав для дорожного покрытия должен рассыпаться, а не слипаться. Однако, если не хватает битума, в асфальте со временем начинают происходить разного рода неблагоприятные процессы. В него проникает вода и, замерзая в зимний период времени, разрывает его.
Битум (от лат. bitumen — горная смола, нефть)
Битум является аморфным веществом, то есть в твердом состоянии проявляет свойства жидкости. Чтобы доказать это, в 1927 г сотрудник Квинслендского университета Т. Парнелл поместил битум в воронку и стал ждать, когда он вытечет. Эксперимент удался: первая капля упала через 8 лет, за что Т. Парнелл и удостоился Шнобелевской премии.
Битум — древнейший строительный и отделочный материал.
О свойствах природного битума — «земляной смолы», применявшейся для скрепления наконечников древних копий и делающей посуду водонепроницаемой, древний человек знал еще в эпоху неолита. Битумная посуда предшествовала глиняной.
Битум использовали в строительстве для изоляции достаточно редкого для Месопотамии дерева.
Природный битум часто использовался как связующее вещество при создании мозаик из полудрагоценных камней и раковин (Урский штандарт, мозаичное панно из аль-Убейда).
В древнем мире монополия на природный битум изначально принадлежала Месопотамии и составляла значительную часть экспорта.
В Древнем Египте битумом пользовались для бальзамирования и мумификации.
В Древнем Шумере эту субстанцию называли «эсир», аккадцы — «идду», арабы, проживавшие на территории Ирака, дали ей много имен: «сайали», «зифт» и «кар».
- вязкое вещество или твердый материал, состоящий из соединений углеводов и их производных,
- образуется при природных окислительных процессах полимеризации нефти,
- распространен на месторождениях нефти.
- чистый природный битум — это довольно редкое вещество,
- асфальтовый битум — встречается чаще, чем природный, расположен в пористых горных породах,
- нефтяной битум — получают в процессе переработки нефти.
- это твердые или жидкие водонерастворимые органические материалы, представляющие собой смесь углеводородов и их сернистых, кислородных и азотистых производных;
- в его состав входят асфальтены, смолы и масла;
- получают из остатков от перегонки смолистой нефти, крекинга и очистки масла.
Состав битума : углерода -до 80 %; водорода — до 15 %; серы — до 9 %; кислорода — не более 5 %; азота — до 2 %.
Составляющие битума можно классифицировать по 3 группам.
- Твердая составляющая — высокомолекулярные углеводороды- асфальтены и парафины,
- Смолы — аморфные материалы, которые имеют темно-коричневый цвет,
- Масляные фракции — это различные углеводороды, которые имеют плотность менее 1.
Повышение в его массе асфальтенов приведет к увеличению твердости, хрупкости и температуры размягчения.
Парафины снижают пластичность битума, поэтому при производстве уделяется внимание снижению их содержания до 5 % и менее.
Область применения битумов:
— дорожное строительство; устройство кровли; гидроизоляция; — производство электорокабеля; резино — технические изделия, — производство аккумуляторов; лакокрасочная продукция; — металлургия; производство углебрикетов; — нефтепереработка.
В строительстве дорог используются БНД -битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 22245-90):
— Для регионов с температуры ниже -20 ˚С используют БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, — для регионов с температурой в интервале от -10 до -20 ˚С используют вышеуказанные БНД ІІ и ІІІ климатической дорожной зоны, а также БНД 60/90, — для регионов с температурой в интервале от -5 до -10 ˚С — к вышеуказанным добавляются БНД 40/60, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300, — для регионов с температруой не ниже +5 ˚С — БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130.
Строительство жилья. используют битум нефтяной ГОСТ 6671-76 :
— БН 70/30, БН 90/130, БН 50/50 — универсальные марки, используемые в дорожном и жилищном строительстве.
— Нефтяные кровельные материалы ГОСТ 9548-74 — БНК 90/30 , БНК 40/180 , БНК 45/190.
Важные свойства Битума — пластичность, температура размягчения, хрупкость, вспыхивание, вязкость, адгезионные качества.
Увеличить пластичность помогает добавление в состав материала масел.
Температура вспыхивания по ГОСТ +200 ˚С и выше.
Основные свойства БНД
Помимо вязкости, битум для асфальта характеризуется такими свойствами, как:
- Дуктильность. Этот показатель определяется расстоянием, на которое битум можно вытянуть в нить без ее разрыва. Чем он больше, тем выше прилипаемость смеси. Дорожные битумы обычно имеют степень дуктильности больше 40 см. Требования по этому показателю для БНД устанавливаются при температуре 0 градусов С.
- Деформативные характеристики. При определении пригодности битума для изготовления асфальта обращают внимание и на такие его свойства, как упругость, ползучесть, пластичность, хрупкость и т. д. Именно они определяют деформативные характеристики этого материала. При нагреве битума последние не должны изменяться слишком сильно.
Свойства битумов
Три основных свойства битумов (твердость, размягчение растяжимость) находятся во взаимосвязи. Твердые битумы имеют высокую температуру размягчения, но малую растяжимость, т. е. относительно хрупки. Наоборот, мягкие битумы размягчаются при невысокой температуре, но могут сильно paстягиваться, т. е. обладают большой пластичностью.
Расплавление битума всех марок, определяемое по падению капель, наступает при температуре на 20 — 30° выше, чем размягчение; температура вспышки для битума марки 0-11 не ниже 180 градусов, для остальных марок — не ниже 200°. Потеря летучих веществ при нагревании в течение 5 час. при температуре 160 градусов должна быть не более 1% по весу; после этого глубина проникновения иглы должна составлять не менее 60% от первоначального значения.
Растворимость битумов в хлороформе или бензоле должна иъ не менее 99%, а для марки II и выше не менее 98%. Водорастворимых соединений допускается не более 0,20 — 0,30, а присутствие водорастворимых кислот и щелочей не допускается.>
Из всех органических вяжущих наибольшее применение в строительстве имеют нефтяные битумы. По пластичности и стойкости по отношению к атмосферным влияниям нефтяные окисленные (продутые) битумы не уступают природным, но значительнo дешевле их. По качеству они значительно выше каменноугольных дегтевых материалов.
Жидкие составы в строительстве
Битум для асфальта обычно имеет очень большую степень вязкости. Однако иногда при заливке покрытий используют и жидкие разновидности этого материала. Применяют их в основном для удлинения сезона дорожных работ. Жидкий битум в определенных пропорциях добавляют в вязкий. В результате покрытие при пониженных температурах не застывает слишком быстро. Изготавливают жидкие битумы из вязких путем добавления дистиллятных фракций.
При выполнении ремонтных работ используется также материал средней вязкости. Его применяют для обработки уже очищенной карты. Норма расхода битума при укладке асфальта в этом случае не слишком большая и составляет всего 0.5 л/м2.
Сфера применения жидкого битума
Использование горячей битумной мастики для ремонта крыши
Жидкий битум – универсальный стройматериал, основное преимущество которого заключается в том, что его допустимо применять в любых погодно-климатических условиях.
Химическая устойчивость битумных составов к воздействию коррозии разнообразных стройматериалов объясняет их широкое использование для защиты железобетонных конструкций, металлических трубопроводов, инженерных коммуникаций, гидро- и пароизоляции фундаментных оснований, изготовлении асфальтобетонных составов.
Довольно часто нефтяные жидкие битумы применяют при укладке, ремонте автодорожного полотна, производстве холодных асфальтобетонных составов.
От качественных параметров, химического состава битума зависит прочность, устойчивость, эксплуатационный ресурс асфальтируемых покрытий. Нефтяной жидкий битум не заменим при производстве битумных эмульсий, используемых для обработки различных поверхностей, подгрунтовки конструктивных слоев дорожных полотен.
Жидкий битум широко применяют при наклейке рулонных материалов, обустройстве паро- и гидроизоляционных покрытий строительных объектов.
Невысокая цена стройматериала, широкая область применения обуславливает популярность жидкого битума при проведении различного вида работ. Стоимость битумных смесей зависит от состава, технических, эксплуатационных характеристик материала.
Какие добавки могут присутствовать в БНД
При производстве битумов дорожных, помимо всего прочего, могут использоваться разного рода добавки. Необходимы они для изменения тех или иных свойств этого материала. К примеру, при изготовлении холодного асфальта используется битум, в состав которого входят модифицирующие компоненты. В результате их применения после застывания покрытие не трескается на холоде и не тает на жаре. При использовании МАК-добавок битум приобретает свои окончательные свойства гораздо быстрее.
Что добавляют в битум для асфальта еще? Очень интересная разновидность этого материала получается в том случае, если в процессе его изготовления используются цветные минеральные порошки. Из такого битума получается очень красивый асфальт. Укладывают его в парках, на велосипедных дорожках, а также используют для разметки.
Источник
Марка битума для ремонта дорог
ГОСТ Р 58829-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ
Правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей
Automobile roads of general use. Oil road viscous bitumen. Rules for the selection of brands depending on the projected traffic loads and climatic conditions of operation based on additional indicators
Дата введения 2020-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы (далее — битумы), предназначенные для использования в качестве вяжущего материала при строительстве, реконструкции, ремонте покрытий и оснований автомобильных дорог, и устанавливает правила выбора марок в зависимости от прогнозируемых транспортных нагрузок и климатических условий эксплуатации на основе дополнительных показателей.
Настоящий стандарт применяют совместно с ГОСТ 33133.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33137-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром
ГОСТ 33138 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения растяжимости
ГОСТ 33140 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения старения под воздействием высокой температуры и воздуха (метод RTFOT)
ГОСТ Р 58400.3-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Порядок определения марки
ГОСТ Р 58406.2 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Специализированная система проектирования "ЕВРОАСФАЛЬТ". Технические условия
ГОСТ Р 58407.6 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Методы отбора проб
ГОСТ Р 58911 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение проб
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33133, ГОСТ Р 58406.2, ГОСТ Р 58407.6, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 легкие условия движения (Л): Условия движения до 0,5 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.
Примечание — АК-11,5 — расчетная нормативная нагрузка по ГОСТ 32960.
3.2 нормальные условия движения (Н): Условия движения от 0,5 до 1,8 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.
3.3 тяжелые условия движения (Т): Условия движения более 1,8 млн приложений расчетной нагрузки АК-11,5 за весь срок службы дорожной одежды.
4 Технические требования с учетом дополнительных показателей
Битумы должны соответствовать требованиям ГОСТ 33133 по основным физико-химическим показателям, а по дополнительным показателям — требованиям, указанным в таблице 1. Дополнительные показатели таблицы 1 производитель определяет при запросе покупателя (заказчика).
Отбор проб осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 58407.6.
Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение данных проб осуществляются в соответствии с ГОСТ Р 58911.
Источник