Подготовка скважин к ремонту. Обзор комплекса подготовительных работ
Перед ремонтом скважин необходим целый комплекс подготовительных работ, причём проводятся они в строго определённой последовательности. Самое первое – выдача задания (плана) на ремонт скважины. Затем сама скважина принимается, при необходимости сооружаются якори. После этого – остановка и глушение скважины. Параллельно может идти передислокация оборудования ремонтной бригады, его расстановка. Следующий этап – монтаж подъемного агрегата, подъём его мачты и монтаж рабочей площадки. И толь после того, как всё готово, начинается разборка устьевого оборудования и монтаж противовыбросового.
Передислокация оборудования ремонтной бригады.
Начнём с правил передислокации оборудования и бригады.
Руководит переездом и отвечает за его безопасность мастер.
Перед переездом он обязан проверить трассу передвижения, определить опасные участки пути, принять, при необходимости. Меры по очистке снега, наледей или неровностей, назначить ответственного за передвижение по намеченной трассе.
Все выдвижные части подъёмного агрегата и другого оборудования предварительно должны быть установлены в транспортном положении и застопорены.
При буксировании грузов на санях, гусеничных прицепах и других транспортных средствах следует использовать жесткие сцепки длиной 2.5 – 4 метра.
Запрещается нахождение людей на платформах агрегатов, площадках саней, а так же на грузах, транспортируемых в вагоне.
Уклон трассы при перевозке грузов должен быть плавным, а боковой – на всех участках не должен превышать 10 градусов.
Переезд передвижных агрегатов через замёрзшие реки и другие водоемы разрешается только при наличии дорожных знаков, указывающих направление, допускаемые к переезду виды транспорта и рекомендуемые скорость передвижения при отсутствии тумана, позёмки, снегопада.
Движение по снежной целине разрешается только по проверенной и уточнённой трассе и только по направлению выставленных знаков (всех).
При движении агрегатов по дорогам руководствоваться следует требованиями правил дорожного движения.
Перед ремонтом на скважине оборудуются стеллажи и приёмные мостики, а также устанавливаются якори.
Передвижные приёмные мостки: ничего сложного.
В современных условиях чаще всего используют передвижные приёмные мостки. Их назначение – обслуживание, укладка и временное складирование труб и штанг в количестве, необходимом для производства работ на скважине, а также для подачи и приёма труб и спусков в подъемных операциях.
Конструкция мостков по своему исполнению должна отвечать требования техники безопасности и ТУ.
Транспортировать и устанавливать на устье мостки следует только тракторами Т-150 или К-701 с исправной гидравлической подвеской.
Способ установки – горизонтально или с уклоном не более чем 1:25 в сторону от устья скважины.
С обеих сторон мостки должны быть оборудованы трапами – сходнями шириной не менее 1 метра из досок толщиной 40мм. Стеллажи мостков должны обеспечивать возможность укладки труб при высоте штабеля не более 1 метра 25 см и иметь противооткатные металлические стойки, предотвращающие раскатывание труб.
Беговая дорожка мостков выполняется из досок толщиной 50 мм на ширину не менее метра.
Задавка якорей
Весьма ответственной работой является задавка якорей. Согласно инструкции завода изготовителя, она производится способом, принятом в данном районе и должна обеспечивать вырыв якорей А-50, УТП-1-50 с усилием не менее 8 тонн. Якорем служит труба диаметром не менее 4 дюймов и толщиной стенки не менее 7мм, длиной от 4 до 6 метров в зависимости от грунта. Якори оттяжек подземных агрегатов должны располагаться по квадратной схеме – 40*40 метров.
Оттяжка подъёмных агрегатов по диаметру должны соответствовать паспортным данным, иметь одинаковое натяжение – 400-500 кг, что соответствует затяжке рычагов длиной 800мм с усилием 25кг. Оттяжки не должны иметь узлов и срощенных участков.
Основные оттяжки присоединяют к якорям при помощи винтовых оттяжек специальными цепями с приспособлениями для их надёжной фиксации или маркированными петлями.
Соединение производится минимум четырьмя зажимами, расположенными не менее чем в 300мм друг от друга. Винтовые оттяжки должны иметь контрольные окна или обеспечены ограничителями, исключающими полное вывертывание винтов из гаек.
На расстоянии 100мм от вертикального конца врезается крестовина диаметром 26мм, на которую накидывается петля из стального каната диаметром не менее 18мм.
Установка якорей производится при помощи спецтехники АЗА-3.
Для испытаний к якорю крепится канат диаметром18.5 – 33мм, на который помещают трансформатор — индикатор веса ГИВ-6.
Вместо него можно применить отторированный динамометр, причём угол наклона каната к горизонту должен быть около 45 градусов. Натягивают канат через подставку под него.
Источник
Вопрос 3. Подготовка скважин к ремонту
Работы по текущему и капитальному ремонту скважин производятся по планам, разработанной организацией — исполнителем работ. Порядок разработки и условия согласования плана работ по текущему ремонту скважин устанавливаются недропользователем (заказчиком).
Передвижение агрегатов по ремонту скважин и транспортирование оборудования на скважину должно проводиться под руководством ответственного лица, назначенного в установленном порядке. Работники, принимающие участие в транспортировке оборудования, должны быть ознакомлены с трассой передвижения, опасными участками и мерами безопасности при их преодолении. Запрещается передвижение оборудования при снегопадах, тумане, пылевых бурях при видимости менее 50 м и порывах ветра более 30 м/с.
Территория вокруг ремонтируемой скважины должна быть спланирована, освобождена от посторонних предметов. Расположение агрегатов, оборудования, вспомогательных объектов на территории ремонтируемой скважины и ее размеры должны соответствовать типовой схеме, утвержденной техническим руководителем организации. Бытовые помещения должны располагаться от устья скважины на расстоянии не менее высоты мачты (вышки) агрегата плюс 10 м.
Оттяжки подъемных агрегатов должны соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации и иметь натяжение не менее 400-500 кгс. Оттяжки не должны иметь узлов и сращенных участков. Якоря оттяжек располагаются в соответствии со схемой, указанной в паспорте агрегата по ремонту скважин. Соединение оттяжек с якорями должно соответствовать требованиям инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.
Рабочая площадка для ремонта скважины должна быть размером не менее 3×4 метра и иметь настил, выполненный из металлических листов с поверхностью, исключающей возможность скольжения, или досок толщиной не менее 40 мм. В исключительных случаях, при невозможности размещения площадки данных размеров, по согласованию с органами Ростехнадзора допускается установка рабочей площадки размером 2 x 3 метра.
Если рабочая площадка расположена на высоте 60 см и более от уровня земли, необходимо устанавливать перильные ограждения высотой 1,25 м с продольными планками, расположенными на расстоянии не более 40 см друг от друга, и бортом высотой не менее 15 см. Рабочая площадка, расположенная на высоте до 75 см оборудуется ступенями, на высоте более 75 см — лестницами с перилами. Ширина лестницы должна быть не менее 65 см, расстояние между ступенями по высоте должно быть не более 25 см. Ступени должны иметь уклон вовнутрь 2-5 градусов.
Приемные мостки-стеллажи устанавливаются горизонтально или с уклоном не более 1:25. Длина мостков-стеллажей должна обеспечивать свободную укладку труб и штанг без свисания их концов. Желоб предназначен для направления конца трубы при спускоподъемных операциях. Стеллажи должны иметь концевые (откидные) стойки. Допускается выполнять настил приемных мостков из рифленого железа или досок толщиной не менее 40 мм. Ширина настила приемных мостков (беговой дорожки) должна быть не менее 1 м.
Деревянный настил мостков и рабочей площадки не должен быть сработан более 15% от первоначальной толщины. Для опускания труб на мостки должна использоваться подставка-козелок, закрепленная на мостках и регулируемая по высоте.
Стеллажи передвижных или стационарных приемных мостков при ремонте скважин должны обеспечивать возможность укладки труб и штанг не более чем в шесть рядов, при этом должны быть установлены все стойки-опоры стеллажа и стеллаж не должен иметь прогиба.
Во избежание скатывания труб на мостки под каждый ряд труб подкладывать деревянные подкладки в количестве не менее двух. Подкладки должны иметь со стороны беговой дорожки утолщения по высоте не менее 30 мм. Утолщения делаются в виде деревянных планок, скрепленных с подкладками гвоздями. Длина утолщения по всей ширине подкладки должна быть не менее 120 м. Во избежание скатывания труб допускается установка металлических стоек, регулируемых по высоте.
Освещенность рабочих мест и территории ремонтируемой скважины должна соответствовать требованиям санитарных норм и правил. При использовании агрегатов по ремонту скважин для текущего и капитального ремонтов освещенность рабочих мест должна быть не менее:
— устье скважины 100 лк;
— люлька верхового рабочего 25 лк;
— приемные мостки 10 лк;
— автонаматыватель 15 лк;
— шкалы КИП 50 лк;
— площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ 10 лк.
При ведении ремонтных работ заземлению подлежат:
— корпусы генераторов передвижных электростанций, ключей АПР-2ВБ, КМУ-32, КМУ-50 и др., светильников, электрических плат, раций и т.п.;
— каркасы распределительных щитов станций управления, щитов и пультов управления, магнитных пускателей;
— металлические основания культбудки, инструментальная тележка, электростанция, передвижные агрегаты для ремонта скважин, приемные мостки — стеллажи, приустьевая площадка, емкости под раствор для глушения или долива скважины, емкости горюче-смазочных материалов, желобная система.
Перед началом работ по текущему и капитальному ремонту скважин бригада должна быть ознакомлена с возможными осложнениями и авариями в процессе работ, планом локализации и ликвидации аварий (ПЛА) и планом работ. Перед началом работ по ремонту скважина должна быть заглушена в порядке, установленном планом работ на ремонт скважины. Глушению подлежат все скважины с пластовым давлением выше гидростатического и скважины, в которых (согласно выполненным расчетам) сохраняются условия фонтанирования или газонефтеводопроявлений при пластовых давлениях ниже гидростатического.
Скважины, в продукции которых содержится сероводород в количествах, превышающих ПДК и создающих угрозу сульфидно-коррозионного растрескивания металла обсадных труб, оборудования и лифтовых колонн, должны быть заглушены жидкостью, содержащей нейтрализатор сероводорода.
Перед разборкой устьевой арматуры скважины давление в трубном и затрубном пространствах должно быть снижено до атмосферного. Скважину, оборудованную забойным клапаном-отсекателем, в которой не предусмотрено проведение предварительного глушения, необходимо остановить, стравить давление до атмосферного и выдержать в течение не менее трех часов. Разборка устьевой арматуры производится после визуально установленного прекращения выделения газа из скважины и проверки постоянства уровня жидкости в ней.
Манифольдная линия должна быть разобрана и установлена заглушка на линейную задвижку.
При проведении текущих и капитальных ремонтов скважин с возможным газонефтепроявлением, устье на период ремонта должно быть оснащено противовыбросовым оборудованием. Схема установки и обвязки противовыбросового оборудования разрабатывается организацией и согласовывается с территориальными органами Госгортехнадзора России и противофонтанной службой. После установки противовыбросового оборудования скважина спрессовывается на максимально ожидаемое давление, но не выше давления опрессовки эксплуатационной колонны.
Спуско-подъемные операции при ветре со скоростью 15 м/с и более, во время ливня, сильного снегопада и тумана с видимостью менее 50 м, а также при неполном составе вахты, запрещаются. Если паспортом агрегата предусмотрена меньшая скорость ветра, то следует руководствоваться паспортной величиной.
При подъеме труб должен быть обеспечен непрерывный долив скважины и визуальный контроль за доливом. При разнице между объемом доливаемого раствора и объемом металла поднятых труб более 0,2 м3 подъем должен быть прекращен и приняты меры по герметизации устья.
Скорость подъема и спуска НКТ с закрытым проходным сечением и скважинного оборудования (ЭЦН, пакер, шаблон и др.) не должна превышать 0,25 м/с.
При перерывах в работе, независимо от их продолжительности, запрещается оставлять устье скважины незагерметизированным.
Источник
Подготовку площадки у устья скважины для работы бригады текущего ремонта.
Заготовку и транспортировку к скважине технологической и утяжеленной жидкости для глушения скважины и предупреждения перелива, если в этом возникает необходимость.
Заливку жидкости в скважину промывочным агрегатом и промывку скважины.
Подготовку и расчистку прилегающей к скважине территории в радиусе примерно 40 м для размещения на ней культ-будки, осветительных прожекторов, барабана кабеленаматывателя (при ремонте скважины с ПЦЭН). В некоторых случаях подготовительная бригада принимает участие в установке оборудования и агрегата для подземного ремонта. Подготовительная бригада состоит, как правило, из двух вахт и работает в одну или две смены. Бригада возглавляется мастером или начальником участка. Создание подготовительных бригад позволило повысить коэффициент использования оборудования, сократить его простои и время пребывания скважины в ремонте. Специализация работ повысила их качество исполнения. После установки агрегата и мачты бригада подземного ремонта приступает непосредственно к ремонту скважины. Работа бригады по текущему ремонту происходит по четко расписанной инструктивной карте. В ней расписаны все операции и их последовательность для каждого типового ремонта (ШСНУ, ПЦЭН, тип подъемного агрегата и пр.). В подземном ремонте скважин обычно преобладают спуско-подъемные операции. Поэтому при выполнении этих работ широко используются механизмы для свинчивания и развинчивания штанг и труб, а также автоматическая намотка кабеля на барабан кабеленаматывателя.
Заключительные операции выполняются в порядке, обратном подготовительным. После сборки устьевой арматуры или подвески штанг к головке балансира скважина пускается в эксплуатацию. При наличии нескольких скважин, ожидающих ремонта, предпочтение отдается многодебитной скважине. Однако существуют математические методы планирования работ бригад текущего ремонта, в основе которых лежит один или несколько критериев (функций цели) и, в частности, такой важнейший, как минимум потерь нефти в целом по промыслу или НГДУ из-за ремонта и простоя в ожидании ремонта, связанного с определением оптимального числа бригад. В связи с ростом механизированного фонда скважин значение текущего ремонта скважин сильно возрастает. Объемы этих работ по отрасли растут очень быстро, и всякая рационализация этого вида работ существенно сказывается на экономических показателях деятельности нефтепромысловых управлений. В этом отношении целесообразно более широкое использование различных вспомогательных агрегатов на колесном ходу как для подготовительных работ (1ПАРС), так и для механизированной установки якорей-оттяжек (АМЯ-6Т). Ускорение спуско-подъемных операций достигается путем использования автоматов и увеличением мощности подъемных агрегатов, что позволяет повысить скорости подъема талевого блока и извлекаемых труб. Однако определяющая роль в проблеме сокращения темпов роста работ по текущему ремонту скважин остается за увеличением надежности работы оборудования скважин, используемого при добыче не
Подготовка скважин к ремонту.
Скважину (эксплуатационную или нагнетательную) считают подготовленной для подземного ремонта, если создана возможность проведения всех необходимых операций при условии соблюдения безопасности рабочего персонала, исключения загрязнения окружающий среды и потерь нефти.
Подготовка скважины состоит из двух составных частей:
Собственно подготовки скважины к проведению планируемых работ и подготовки используемого при этом оборудования.
К первой группе относятся работы, связанные с глушением скважины и предупреждением ее фонтанирования или каких-либо проявлений в процессе проведения работ. Ко второй -установка или ремонт мостков, проверка якорей, установка передвижного агрегата подземного ремонта либо приведение в порядок стационарной вышки (ремонт полов и мостков, проверка состояния кронблока и мачты, смазка шкивов, оснастка талевой системы, установка оттяжного ролика), подвешивание ролика к поясу вышки при работе на скважинах, оборудованных ЭЦН, расстановка оборудования на площадке.
Помимо этого к подготовительным работам относят: доставку к скважине труб, насосных штанг, каната, талевого блока, подъемного крюка, укладку труб и штанг в стеллажи, райберовку труб, крепление муфт на трубах , работы связанные с исследованием состояния скважины (определение уровня жидкости, места расположения пробки, глубины забоя и т.п.).Необходимость подготовки скважин, эксплуатирующихся механизированными способами, обусловлена возможностью ее проявления при подземном ремонте, причем вероятность самоизлива скважины тем выше, чем большая депрессия создавалась на забое в процессе ее эксплуатации. Это объясняется следующим образом. Большинство месторождений разрабатывают с поддержанием пластового давления. При высокой обводненности и работе скважин в режиме форсированных отборов перепады между пластовым и забойным давлением весьма велики. Если после остановки такой скважины не заглушить ее, то через сравнительно небольшой промежуток времени давление восстановится и статический уровень жидкости поднимется настолько, что начнется самоизлив скважины.
Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 666 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Добыча нефти и газа
Вы здесь: Ремонтные работы и внутрискважинные Подготовка скважин к проведению капитального ремонта
Подготовка скважин к проведению капитального ремонта
Рейтинг: / 7
Скважину (эксплутационную или нагнетательную) считают подготовленной для капитального ремонта, если создана возможность проведения всех необходимых операций при условии соблюдения безопасности рабочего персонала, исключения загрязнения окружающей среды и потерь нефти.
Подготовка скважины состоит из двух основных частей: собственно подготовки скважины к проведению планируемых работ и подготовки используемого при этом оборудования.
К первой группе относятся работы, связанные с глушением скважины и предупреждением ее фонтанирования или каких – либо проявлений в процессе проведения работ. Ко второй – установка или ремонт мостков, проверка якорей, установка передвижного агрегата подземного ремонта либо приведение в порядок стационарной вышки (ремонт полов и мостков, проверка состояния кронблока и мачты, смазка шкивов, оснастка талевой системы, установка оттяжного ролика), подвешивание ролика к поясу вышки при работе на скважинах, оборудованных УЭЦН, расстановка оборудования на площадке.
Помимо этого, к подготовительным работам относят: доставку к скважине труб, насосных штанг, каната, талевого блока, подъемного крюка, укладку труб и штанг в стеллажи, райберовку труб, крепление муфт на трубах. Работы, связанные с исследованием состояния скважины (определение уровня жидкости, места расположения пробки, глубины забоя и т.п.). Необходимость подготовки скважин, эксплуатирующихся механизированными способами, обусловлена возможностью ее проявления при подземном ремонте, при чем вероятность самоизлива скважины, тем выше, чем большая депрессия создавалась на забое в процессе ее эксплуатации. Это объясняется следующим образом. Большинство месторождений разрабатывают с поддержанием пластового давления. При высокой обводненности и работе скважин в режиме форсированных отборов перепады между пластовым и забойным давлением весьма велики. Если после остановки такой скважины не заглушить ее, то через сравнительно небольшой промежуток времени давление восстановится, и статический уровень жидкости поднимется настолько, что начнется самоизлив скважины.
Для фонтанирующих скважин глушение обязательно, поскольку в противном случае начнется ее открытое фонтанирование.
Для эксплуатационных скважин подготовка их к ремонту может быть выполнена несколькими способами.
1.Наиболее рационально перекрытие клапана-отсекателя, установленного выше перфорационных отверстий эксплуатационной колонны. Для этого необходима предварительная установка клапана — отсекателя, позволяющего проводить ремонт без глушения скважины.
2. Промывка скважины в сочетании с глушением.
3.Оснащение устья скважины оборудованием, позволяющим проводить работы под давлением.
Глушение скважины заключается в замене жидкости в скважине, состоящей из нефти, газа и воды, на задавочную жидкость с плотностью, обеспечивающей создание необходимого противодавления на пласт.
Для удаления из скважины пластовой жидкости с малым удельным весом применяют прямую циркуляцию жидкости. При прямой технологическую закачивают по колонне насосно-компрессорных труб, а вытесняемая пластовая жидкость движется по кольцевому каналу по НКТ и эксплуатационной колонной. При обратной циркуляции технологическую жидкость закачивают в кольцевое пространство, а вытесняемая пластовая жидкость движется по НКТ.
Промывка с прямой и обратной циркуляцией обеспечивает гарантированное замещение столба пластовой жидкости лишь до глубины спуска насоса или НКТ. Для замещения всего объема жидкости поступают следующим образом: при обратной промывке после появления технологической жидкости на устье скважины, что определяется по периодическим отборам проб из контрольного вентиля, центральную задвижку закрывают, а закачку технологической жидкости не прекращают.
При условии давления закачиваемой технологической жидкости по сравнению с пластовым столбом жидкости, располагающийся ниже колонны промывочных труб или НКТ, будет задавлен обратно в пласт.
Гарантировать полное замещение всего столба пластовой жидкости пластовой на технологическую при промывке нельзя, поэтому плотность пластовой жидкости выбирают такой, чтобы противодавление на пласт превышало пластовое давление на 5-10%. Соотношение противодавления и пластового давления называют коэффициентом запаса.
В качестве технологической жидкости при капитальном ремонте обычно используют:
·Сточную воду, получаемую в процессе промысловой подготовки продукции нефтяных скважин, плотностью 1080 – 1120 кг/м,
·Высокоминерализованную пластовую воду плотностью 1180 – 1230 кг/м,
·Специальные утяжеленные растворы плотностью до 1450кг/м.
После завершения промывки и задавливания скважины (в тех случаях, когда это необходимо) вокруг нее размещают и монтируют оборудование для выполнения подземного ремонта.
В зависимости от способа эксплуатации, особенностей конструкции оборудования, спущенного в скважину, целей капитального ремонта состав и размещение оборудования могут быть различными. Общим для большинства работ является наличие у скважины приемных мостков со стеллажами для насосно-компрессорных труб и штанг (при эксплуатации скважины ШСН), якорей для соединения со страховочными оттяжками, площадки для подъемника. При ремонте скважины, оборудованной УЭЦН, размещение оборудования несколько иное.
Источник