Финансирование ремонта медицинского оборудования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 332 “Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования” (не вступило в силу)
В соответствии с пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования давать разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением.
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
Правила
использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 332)
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее — территориальный фонд) для финансового обеспечения установленных пунктом 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" мероприятий по:
а) организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации;
б) приобретению медицинского оборудования;
в) проведению ремонта медицинского оборудования.
2. Средства нормированного страхового запаса территориального фонда для финансового обеспечения указанных в пункте 1 настоящих Правил мероприятий (далее соответственно — мероприятия, средства для финансового обеспечения мероприятий) предоставляются территориальным фондом медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами, на основании заключенного территориальным фондом с медицинской организацией соглашения о финансовом обеспечении мероприятий, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3. Средства для финансового обеспечения мероприятий предоставляются территориальным фондом медицинским организациям в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных в бюджете территориального фонда на финансовое обеспечение мероприятий, в размере, определяемом территориальным фондом исходя из объема необходимого финансирования, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил.
4. Использование медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении следующих условий:
а) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на текущий финансовый год;
б) включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган) и согласованный с территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее — план мероприятий). Критерии отбора медицинских организаций для включения в план мероприятий утверждаются уполномоченным органом.
5. В случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий:
а) наличие заявления медицинского работника руководителю медицинской организации о направлении на дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, по выбору медицинского работника, который осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
б) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии со статьей 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" договора об образовании на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе;
в) внесение изменений (при необходимости) в план финансово- хозяйственной деятельности медицинской организации в целях реализации мероприятий.
6. В случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящих Правил, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий:
а) наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, предусмотренном утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи;
б) наличие медицинского(их) работника(ов), имеющего(их) соответствующий уровень образования и квалификации для работы на приобретаемом медицинском оборудовании;
в) наличие в медицинской организации помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (если приобретаемое медицинское оборудование требует специального помещения для установки и (или) использования);
г) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на поставку медицинского оборудования.
7. В случае реализации медицинской организацией мероприятий, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящих Правил, использование средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется при соблюдении помимо установленных пунктом 4 настоящих Правил следующих дополнительных условий:
а) наличие у медицинской организации потребности в ремонте медицинского оборудования, предусмотренного утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации порядками оказания медицинской помощи;
б) наличие документов, подтверждающих, что подлежащее ремонту медицинское оборудование находится в собственности (оперативном управлении) медицинской организации и принято к бухгалтерскому учету;
в) наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие;
г) наличие акта о вводе медицинского оборудования в эксплуатацию;
д) наличие документа, подтверждающего выход медицинского оборудования из строя;
е) истечение срока гарантийного обслуживания медицинского оборудования;
ж) наличие у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на ремонт медицинского оборудования.
8. План мероприятий утверждается в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящих Правил, а в последующем — ежеквартально, до 1-го числа первого месяца очередного квартала, и включает следующую информацию:
а) наименование медицинских организаций, расположенных в субъекте Российской Федерации, в которых предусматривается реализация мероприятий;
б) наименование мероприятий;
в) сведения о мероприятиях, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил:
фамилия, имя, отчество, год рождения, специальность и занимаемая должность медицинского работника, направляемого на повышение квалификации в рамках дополнительного профессионального образования;
направление повышения квалификации в рамках дополнительного профессионального образования (специальность, наименование и продолжительность образовательной программы);
объем необходимого финансирования (в рублях);
г) сведения о мероприятиях, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящих Правил:
наименование приобретаемого медицинского оборудования и его характеристики;
объем необходимого финансирования (в рублях);
д) сведения о мероприятиях, указанных в подпункте "в" пункта 1 настоящих Правил:
наименование подлежащего ремонту медицинского оборудования;
объем необходимого финансирования (в рублях).
9. В целях включения в план мероприятий медицинская организация направляет уполномоченному органу в течение 15 календарных дней со дня вступления в силу настоящих Правил, а в последующем — ежеквартально, за 15 календарных дней до начала очередного квартала, заявку по форме согласно приложению. Уполномоченный орган направляет утвержденный план мероприятий в медицинские организации, в которых предусматривается реализация мероприятий, в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения.
10. Перечисление средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется в установленном порядке в сроки, определенные графиком, являющимся приложением к соглашению о финансовом обеспечении мероприятий, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям.
11. Медицинская организация ведет раздельный аналитический учет средств для финансового обеспечения мероприятий.
12. Медицинская организация возвращает средства для финансового обеспечения мероприятий в бюджет территориального фонда в случае несоблюдения медицинской организацией условий, предусмотренных пунктами 4-7 настоящих Правил и соглашением о финансовом обеспечении мероприятий.
13. Остатки средств для финансового обеспечения мероприятий, не использованные медицинской организацией на 1 января очередного финансового года, используются в очередном финансовом году на те же цели.
14. В случае если договором об образовании на обучение по дополнительной образовательной программе (контрактом на приобретение (проведение ремонта) медицинского оборудования), заключенным медицинской организацией в текущем финансовом году, предусмотрено осуществление расчетов в очередном финансовом году, медицинская организация включается в план мероприятий в очередном финансовом году.
15. Медицинская организация представляет отчетность о реализации мероприятий и использовании предоставленных средств для финансового обеспечения мероприятий в порядке и по формам, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
16. Средства для финансового обеспечения мероприятий, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.
17. Контроль за использованием медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами.
18. Контроль за реализацией мероприятий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами.
Приложение
к Правилам использования
медицинскими организациями
средств нормированного страхового
запаса территориального фонда
обязательного медицинского страхования
для финансового обеспечения
мероприятий по организации
дополнительного профессионального
образования медицинских работников
по программам повышения
квалификации, а также по приобретению
и проведению ремонта медицинского
оборудования
Заявка
на включение в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 201__ год
Наименование медицинской организации _________________________
1. Мероприятия по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации
№ п/п | Фамилия, имя, отчество медицинского работника, год рождения | Специальность медицинского работника | Занимаемая должность | Направление повышения квалификации (специальность, наименование и продолжительность образовательной программы) | Обоснование стоимости повышения квалификации, рублей |
---|
2. Мероприятия по приобретению медицинского оборудования
№ п/п | Наименование медицинского оборудования и его характеристики | Специальность медицинского (их) работника(ов), необходимая для работы на приобретаемом медицинском оборудовании | Занимаемая(ые) должность(и) медицинского (их) работника(ов), необходимая(ые) для работы на приобретаемом медицинском оборудовании | Готовность помещения для установки приобретаемого медицинского оборудования (при необходимости) | Обоснование начальной (максимальной) цены контракта*, рублей |
---|
3. Мероприятия по ремонту медицинского оборудования
№ п/п | Наименование медицинского оборудования | Дата акта о вводе медицинского оборудования в эксплуатацию, год производства, дата постановки на баланс | Дата документа, подтверждающего выход медицинского оборудования из строя | Срок гарантийного обслуживания медицинского оборудования | Обоснование начальной (максимальной) цены контракта*, рублей |
---|
*В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обзор документа
Утверждены правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для финансирования повышения квалификации медицинских работников, а также по приобретению и проведению ремонта медоборудования.
Указанные средства используются при соблюдении определенных условий. Так, медорганизация имеет в наличии заключенный договор на оказание и оплату медпомощи по ОМС на текущий финансовый год. Организация включена в план мероприятий, согласованный с территориальным фондом, страховыми медорганизациями, или их ассоциациями (союзами) и профсоюзами медработников.
Предусмотрены также дополнительные условия (заявление медработника о направлении на дополнительное профобразование, наличие у организации заключенного договора об образовании и др.).
Отдельно дополнительные условия предусмотрены также для получения средств на приобретение и ремонт оборудования.
План мероприятий утверждается в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня вступления в силу правил, а в последующем — ежеквартально, до 1 числа первого месяца очередного квартала. Определено его содержание.
Медорганизация представляет отчетность о реализации мероприятий и использовании предоставленных средств.
Средства, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда.
Источник
Направление средств нормированного страхового запаса фондов обязательного медицинского страхования на повышение квалификации медработников, покупку или ремонт медицинского оборудования: новый порядок
Статья посвящена новому порядку использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориального фонда обязательного медицинского страхования, направляемых на финансирование организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также приобретения и ремонта медицинского оборудования. Рассмотрены основные положения данного порядка, вступившие в силу с 1 марта 2021 года. Отмечено, что начиная с 2022 года ведение плана и территориального плана мероприятий по использованию данных средств, а также отчетности, предоставляемой медицинскими организациями по результатам таких мероприятий, будет организовано в электронном виде с использованием государственной информационной системы обязательного медицинского страхования.
Allocation of funds of the standardized safety stock of compulsory health insurance funds for advanced training of medical workers, purchase or repair of medical equipment: new procedure
The article is devoted to a new procedure for medical organizations to use the funds of the standardized safety stock of the Federal Compulsory Medical Insurance Fund and the territorial compulsory medical insurance fund, which is aimed at financing the organization of additional professional education of medical workers under advanced training programs, as well as the acquisition and repair of medical equipment. The main provisions of this Order, which entered into force on March 1, 2021, are considered. It is noted that starting from 2022, the maintenance of the plan and territorial plan of events for the use of these funds, as well as the reporting provided by medical organizations based on the results of such events, will be organized in electronic form using the state information system of compulsory medical insurance.
С 1 марта 2021 года действует новый порядок использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), которые направляются для финансового обеспечения следующих мероприятий:
— организация дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации;
— приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования.
Новый порядок прописан в постановлении Правительства РФ от 26.02.2021 № 273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования» (далее — Правила), который отменил прежнее постановление правительства, а также дал возможность федеральным медицинским организациям использовать средства нормированного страхового запаса, которые они будут получать от Федерального фонда обязательного медицинского страхования [1; 2].
Цель исследования: изучение изменений в Правилах использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса ФФОМС, нормированного страхового запаса ТФОМС для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Изучены постановление Правительства РФ от 26.02.2021 № 273 «Об утверждении Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования», иные нормативно-правовые акты по данному вопросу [1–7], а также труды исследователей [8–11].
Источник
Москва начала менять парк «тяжелой» медтехники, его обновят почти на 90%
Департамент здравоохранения Москвы заключил государственные контракты на поставки медицинского оборудования в городские больницы и поликлиники, сообщили РБК в мэрии.
В общей сложности до 2023 года город получит более 6 тыс. единиц оборудования, в том числе 1,5 тыс. единиц тяжелой медицинской техники — 146 компьютерных томографов, 101 магнитно-резонансный томограф, ангиографы, маммографы, а также более 2,9 тыс. аппаратов УЗИ, рентген-аппараты и различное эндоскопическое оборудование.
«В результате в столице парк тяжелой медицинской техники обновится почти на 90%», — сказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. По ее словам, часть закупленных аппаратов КТ уже установлена в ковид-стационарах, более 1 тыс. УЗИ-аппаратов поставили в поликлиники и больницы.
Закупки департамент здравоохранения ведет в рамках исполнения контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Эта форма госконтракта подразумевает, что поставщик на протяжении всего срока эксплуатации будет обслуживать закупленное оборудование и чинить его за свой счет, если оно выйдет из строя.
По словам Анастасии Раковой, благодаря таким контрактам Москва получит современное оборудование с десятилетним сервисом напрямую от производителей, у которых есть опыт по обслуживанию своего оборудования.
Закупки на поставки медицинского оборудования шли в форме открытого конкурса. Интерес к участию в торгах проявили ведущие российские и зарубежные производители оборудования. На каждый лот было подано от двух до восьми предложений, сообщила РБК генеральный директор ГАУ «Гормедтехника» Ирина Рыбальченко. В результате перехода на КЖЦ Москва получает значительное снижение цены договора: максимальное снижение на торгах доходило до 76%, в среднем на сегодняшний день оно составило уже 48%.
«В договор в рамках контракта жизненного цикла входит не только поставка самого оборудования, но и ремонт и техническое обслуживание в течение 7–10 лет в зависимости от оборудования, все запасные части, в том числе крупные, регулярное обновление программного обеспечения, а также обучение медицинских работников лечебных учреждений и медицинских инженеров», — рассказала Ирина Рыбальченко.
О том, что закупки оборудования напрямую у поставщиков с десятилетней гарантией на обслуживание позволяют значительно сократить затраты на него, ранее говорил мэр Москвы Сергей Собянин. «Процесс очень сложный, конфликтный, но, тем не менее, по завершенным торгам сегодня мы видим, что снижение первоначальных цен составило 44%», — сказал Собянин, выступая в конце 2020 года с отчетом в Мосгордуме.
По словам Анастасии Раковой, программа закупок нацелена на замену выработавшего свой технологический ресурс оборудования, а также на дооснащение поликлиник в соответствии с новыми столичными стандартами оказания медицинской помощи. Также новую технику будут устанавливать в больницах после капитального ремонта.
«Нам уже поставили по контрактам жизненного цикла 2 КТ, 41 аппарат УЗИ. Ждем еще поставки эндоскопического оборудования, ангиографов, рентгеновского денситометра, МРТ, КТ. Самые современные инструменты диагностики позволят нашим специалистам обнаруживать патологию на максимально ранних сроках. После модернизации мы сможем говорить, что стационар оснащен во многом лучше ведущих иностранных лечебных учреждений», — сказал главный врач ГКБ № 15 им. О.М. Филатова Валерий Вечорко.
Случаи, когда заказчики могут заключать контракты жизненного цикла, были определены правительственным постановлением в 2013 году и касались преимущественно выполнения работ по созданию транспортной и коммунальной инфраструктуры. В январе 2020 года правительство распространило норму и на закупки дорогостоящего оборудования в сфере здравоохранения. Ранее, в декабре 2019 года, президент Владимир Путин также поручил правительству установить требование о наличии опыта к участникам закупок работ по техобслуживанию медицинской техники по контрактам дороже 10 млн руб.
Источник
Финансирование ремонта медицинского оборудования
Развитие и совершенствование медицинской науки — главный критерий научно-технического прогресса. Общеизвестно, что наиболее экономически, социально и политически развитые страны имеют высокоорганизованную и эффективную систему здравоохранения. Система здравоохранения любого государства должна брать на себя огромную ответственность по поддержанию и улучшению здоровья нации.
Использования медицинского оборудования в ЛПУ обусловлена тем, что с внедрением современных медицинских технологий, изменением экономических отношений создается необходимость пересмотра идеологии управления материально-технической базой медицинских учреждений, ее комплектованием и развитием.
Реализация научных достижений в здравоохранении, внедрение современных медицинских технологий, изменение экономических отношений обуславливают необходимость пересмотра идеологии управления материально-технической базой медицинских учреждений, ее комплектованием и развитием. Рыночные отношения и ограниченные финансовые ресурсы повысили ответственность руководителей здравоохранения при принятии управленческих решений по рациональному использованию имеющихся ресурсов, с целью повышения их экономической эффективности. Остроту рассматриваемой проблемы усиливает ограниченное финансирование медицинских учреждений, которые во многом исчерпали заложенный в них медико-технологический потенциал. При этом поставленное оборудование в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» лишь частично заменило морально и физически устаревшую медицинскую технику
В условиях страховой медицины началось техническое перевооружение лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой. Учитывая высокую стоимость медицинской аппаратуры, особенно импортной, возникла необходимость экономического анализа ее использования. Качество, эффективность и безопасность медицинской техники являются одними из основополагающих факторов, определяющих успешное проведение в учреждениях здравоохранения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Укомплектованность ЛПУ медицинской техникой тесным образом связана, с одной стороны, с финансовыми возможностями государства, с другой — с тенденциями на рынке медтехники. Наличие в больницах современного медицинского оборудования определяет доступность диагностических и профилактических обследований для граждан России.
Цель исследования: изучить и практически обосновать пути совершенствования эффективного использования медицинского оборудования в ЛПУ.
Объект исследования: медицинское оборудование в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Объединённый санаторий «Русь» Управления делами Президента Российской Федерации.
Предмет исследования: уровень эффективности использования оборудования.
Гипотеза исследования: эффективность использования медицинского оборудования предполагает внедрять специальные автоматизированные информационные системы, что способствует оптимизации использования медицинского оборудования в ЛПУ.
Исходя из цели нашей работы, нами выдвинуты следующие задачи:
Изучить научную литературу по исследуемому вопросу;
Изучить статистические данные исследовательских работ по данной теме;
Произвести исследование уровня эффективности использования медицинского оборудования в ЛПУ;
Подвести итоги, сделать выводы по проделанному исследованию;
Найти пути решения проблемы низкой эффективности использования медицинского оборудования в ЛПУ Российской Федерации.
При исследовании использовался статистический, аналитический и сравнительный методы.
На первом этапе исследования нами был проведен учет всей медицинской техники в распоряжении ЛПУ, которая была установлена и полностью готова к работе.
На следующем этапе нами был проведен учет используемого на данный момент оборудования из общего списка и вычислен его процент. Произведен подсчет коэффициента календарного обслуживания медицинского оборудования в операционном блоке.
Далее были подведены итоги уровня эффективности использования едицинского оборудования в исследуемом ЛПУ.
Нами было проведено исследование эффективного использования медицинского оборудования в ФГБУ «Объединённый санаторий «Русь».
В результате учета медицинского оборудования, было выяснено, что из списка установленных и полностью готовых к эксплуатации медицинских приборов (таковых в санатории оказалось 82 наименования), на данный момент используются 73 (89%). Остальное — не используется ввиду отсутствия квалифицированного персонала.
Для подтверждения низкой эффективности использования медицинской техники был вычислен коэффициент календарного обслуживания для оборудования в оперативном блоке. Данный коэффициент также оказался ниже нормы.
Данные исследования показывают неудовлетворительный уровень использования медицинского оборудования, его нерациональность.
Оценка работы медицинского оборудования показала, что часть техники простаивает вследствие ремонта, отсутствия расходных материалов и обученных специалистов, другая же используется на пределе своих возможностей.
Более 48,65% медицинского оборудования, находящегося на балансе лечебных учреждений города, эксплуатируется 6-10 лет и подлежит списанию. Ввиду недостаточного финансирования, только 49,13% всей медицинской техники проходит техническое обслуживание. Отсутствие необходимого оборудования снижает удовлетворенность населения объемом бесплатной медицинской помощи.
Неэффективное использование медицинского оборудования является результатом совокупности причин, таких как:
- отсутствие квалифицированного медицинского персонала, прошедшего курсы обучения или повышения квалификации и допущенного к работе с конкретной медицинской техникой;
- отсутствие должной и своевременной технической поддержки медицинского оборудования;
- отсутствие русифицированной инструкции к иностранной медицинской технике;
- отсутствие автоматизированных информационных систем по учету медицинского оборудования;
- дорогостоящий ремонт медицинского оборудования.
Полагаем, для эффективного использования медицинского оборудования необходима своевременная квалификация медицинского персонала, прохождение обучения для работы на высокотехнологичном дорогостоящем оборудовании.
Целесообразно внедрять специальные автоматизированные информационные системы по учету медицинского оборудования. Социальный эффект от внедрения базы данных обусловлен автоматизацией учета оборудования. Использование разработанной базы данных позволит сократить время на написание перечня и исключить ошибки в расчетах. Достоинствами разработанной базы данных являются минимальные трудовые затраты на обслуживание, которое заключается лишь в добавлении или удалении поступившего или списанного оборудования.
Именно устранение данных проблем и является правильным путем повышения эффективности использования медицинского оборудования.
Также, в рамках данного бакалаврского проекта было предложено заключать дополнительные договора на обслуживание по дневному пребыванию с коммерческими предприятиями Краснодарского края и по России в целом.
Источник
Опыт по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. и Перечнем поручений Президента РФ по вопросам развития российского здравоохранения и образования в субъектах РФ, стратегической целью реформы здравоохранения является переход на одноканальное финансирование и внедрение подушевого принципа оплаты медицинской помощи.
В настоящее время в России функционирует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Эта модель основана на привлечении средств бюджетной системы РФ (всех уровней) и средств обязательного медицинского страхования. Многоканальность финансирования здравоохранения снижает управляемость отрасли и создает трудности в осуществлении контроля над рациональным и целевым расходованием средств и качеством оказания медицинской помощи.
В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г.» предусмотрено увеличение доли средств обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения к 2012 г. до 70%. Указом Президента РФ от 28.06.2007 №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» доля средств ОМС в расходах консолидированного бюджета субъекта введена в перечень показателей оценки эффективности деятельности губернаторов.
Переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения предполагает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг.
Одноканальное финансирование обладает рядом преимуществ. Во-первых, оно обеспечит финансирование всей медицинской помощи в полном объеме с учетом реальных затрат. В настоящее время тарифы в системе ОМС формируются на основе планируемых объемов медицинской помощи и выделяемого финансирования. Одноканальное финансирование позволит заменить данный подход расчетом стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход к оплате за проделанную работу приведет к изменению структуры и качества самой медицинской помощи.
Во-вторых, одноканальное финансирование нацелено на обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских услуг для всех граждан РФ независимо от места жительства.
Существующая значительная дифференциация обеспеченности территориальных программ государственных гарантий по субъектам РФ определяет различный уровень доступности и качества оказываемой медицинской помощи. Экстерриториальность и равнодоступность медицинской помощи при переходе на одноканальное финансирование будут обеспечиваться введением единых федеральных стандартов оказания стационарной медицинской помощи и подушевого финансирования амбулаторно-поликлинической медицинской помощи.
В-третьих, переход на одноканальное финансирование позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях.
В 2007-2008 гг. в 19 субъектах РФ осуществлялся пилотный проект, основными направлениями которого были:
— перевод учреждений здравоохранения субъектов РФ на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. Внедрение одноканального финансирования происходило в 12 субъектах РФ;
— введение в стационаре механизма оплаты медицинской помощи на основе нормативов финансовых затрат, рассчитанных по стандартам медицинской помощи, с объемов оказанной помощи с учетом конечного результата. Данный механизм отрабатывался в 14 субъектах РФ;
— внедрение элементов частичного аккумулирования средств на уровне амбулаторно-поликлинического учреждения (частичное фондодержание) путем финансирования по подушевому нормативу с созданием системы внутри- и межучрежденческих взаиморасчетов. Внедрение происходило в 11 субъектах РФ;
— реформирование оплаты труда медицинских работников с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи. Мотивационная система оплаты труда медицинских работников отрабатывалась в 14 регионах;
— совершенствование учета объемов оказанной медицинской помощи (введение системы персонифицированного учета) в системе обязательного медицинского страхования. Персонифицированный учет объемов оказанной помощи отрабатывался практически во всех субъектах, 18 субъектов его реализовывали.
В пилотном проекте приняли участие 30% всех лечебно-профилактических учреждений в 19 субъектах РФ, которые работают в системе обязательного медицинского страхования.
Организационная схема финансирования пилотного проекта состояла в следующем: 5,4 млрд. руб. направлялись из федерального бюджета в Федеральный фонд медицинского обязательного страхования, а затем – в бюджеты территориальных фондов. Кроме того, в бюджетах субъектов РФ – участников пилотного проекта предусматривались средства на его софинансирование в размере около 3 млрд. руб.
В ходе реализации пилотного проекта отрабатывались механизмы консолидации средств бюджетов всех уровней в системе ОМС и было достигнуто, в среднем, соотношение средств ОМС и бюджета 58% к 42%.
В соответствии с Правилами финансирования в бюджеты участников пилотного проекта направлялось дополнительно 25% от суммы счетов за оказанную медицинскую помощь. При этом определялась только доля расходов на оплату труда медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи (в размере не ниже 40%). Остальные направления расходов – обеспечение медикаментами, медицинским оборудованием, инвентарем, изделиями медицинского назначения – субъекты определяли самостоятельно.
Введение одноканального финансирования предполагает поэтапный переход на полный тариф оплаты медицинских услуг. В субъектах РФ, участвовавших в реализации пилотного проекта, наблюдалось повышение тарифа обязательного медицинского страхования сверх пяти «защищенных» статей в среднем на 12%. Причем, наряду с приобретением медицинского оборудования, расширение тарифа происходило по статьям, связанным с содержанием медицинских учреждений и переводом ряда непрофильных функций на аутсорсинг.
Вынос непрофильных функций, экономия на затратах свидетельствуют о более эффективном расходовании финансовых средств. Кроме того, система финансирования по расширенному тарифу помогает главным врачам эффективнее распоряжаться заработанными средствами, определяя приоритетные статьи расходов (ремонт оборудования, закупка недорогого оборудования, повышение квалификации медицинских работников и т.д.).
Пилотный проект предполагал также внедрение механизма финансирования стационарной медицинской помощи в соответствии с нормативами затрат, рассчитанными на основе стандартов медицинской помощи и с учетом ее качества. Целью внедрения стандартов является обеспечение равных прав граждан на получение качественной медицинской помощи независимо от места ее оказания на всей территории РФ. Внедрение федеральных стандартов поставило, кроме того, вопрос о единообразии оснащения лечебных учреждений.
В ходе реализации пилотного проекта совершенствовались подходы к оплате амбулаторно-поликлинических услуг. Если для стационаров основным способом оплаты был выбран федеральный стандарт, то для поликлиник — подушевой норматив финансирования на прикрепленное население. Финансирование по подушевому нормативу предполагает две модели.
Первая модель:
— поступление в виде подушевого финансирования только на собственную деятельность поликлиники, ее мотивация к профилактической работе, отслеживанию уровня госпитализации своего населения и аккумулированию всех сэкономленных средств (при сохранении качественных показателей) в самой поликлинике.
Вторая модель:
— фондодержание, т.е. способ финансирования, при котором подушевой норматив включает средства, обеспечивающие собственную деятельность амбулаторно-поликлинического учреждения и дополнительные средства для взаиморасчетов за медицинские услуги, оказанные прикрепленным гражданам в других учреждениях.
Элементы частичного фондодержания внедряли 11 субъектов РФ. Амбулаторно-поликлиническим учреждениям выделялся дифференцированный подушевой норматив финансирования, который включал средства, обеспечивающие собственную деятельность амбулаторно-поликлинического учреждения, оплату консультативной и лечебно-диагностической деятельности, а также дополнительные финансовые средства для возмещения расходов на плановую стационарную и стационарозамещающую помощь, оказанную гражданам, застрахованным по ОМС и прикрепленным к амбулаторно-поликлиническому учреждению. При этом данный норматив претерпел существенные методологические изменения, поскольку появился дополнительный набор коэффициентов, который позволил дифференцировать подушевой норматив: половозрастная структура, отдаленность территорий, участков, коэффициент урбанизации.
Основными задачами введения системы фондодержания на уровне амбулаторно-поликлинических учреждений являются:
— стимулирование расширения объема деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения;
— стимулирование координирующей деятельностей врачей первичного звена (участковых врачей и врачей общей практики);
— сдерживание затратного механизма оказания медицинской помощи;
— стимулирование профилактической направленности работы первичного звена.
Внедрение нового способа оплаты амбулаторной медицинской помощи на основе подушевого финансирования позволило создать условия для укрепления финансово-экономической деятельности ЛПУ, что сопровождалось увеличением оплаты 1 койко-дня на 34,8% и 1 посещения — на 70,2%.
Кроме того, субъекты РФ, принимавшие участие в пилотном проекте, осуществляли реформирование оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов. Это производилось посредством включения дополнительных выплат к базовой ставке, ежегодно индексируемой и направленной на обеспечение заинтересованности медицинских работников в улучшении качества оказываемых ими медицинских услуг.
Оплата труда медицинских работников в зависимости от конечных результатов предполагает выплаты компенсационного характера с применением повышающих коэффициентов и выплаты стимулирующего характера. Выплаты компенсационного характера предполагают применение коэффициентов, отражающих условия работы медицинского персонала, их квалификацию, а также коэффициент качества, учитывающий конечные результаты деятельности медицинских работников. Выплаты стимулирующего характера направлены на оплату видов работ, не входящих в должностные обязанности, они имеют как регулярный, так и разовый характер.
По данным территориальных фондов обязательного медицинского страхования, принимавших участие в пилотном проекте, была доказана эффективность одноканального финансирования. Об этом свидетельствуют показатели увеличения размера подушевого финансирования, сокращение количества обоснованных жалоб населения на качество медицинской помощи, на взимание платы за лекарственное обеспечение и за помощь, оказанную по программам ОМС в медицинских организациях. Внедрение преимущественно одноканального финансирования здравоохранения позволяет реализовать механизмы экономической заинтересованности, способствует расширению ресурсосберегающих технологий и рациональному использованию имеющихся финансовых средств.
Позитивный опыт реализации пилотного проекта лег в основу изменений, готовящихся в настоящее время для внесения в законодательные акты. Они призваны преобразовать систему обязательного медицинского страхования в России.
Источник