Пожарная безопасность объектов строительства
Обеспечение пожарной безопасности на строительных объектах должно быть комплексным и непрерывным. Требуется как наличие специальных средств пожаротушения, так и соблюдение правил техники безопасности всеми сотрудниками, круглосуточная связь с местным отделением пожарной охраны. Мероприятия, разработанные на основании норм ПБ, бывают как общими для всех объектов строительства, особенно при возведении типовых, серийных зданий, так и индивидуальными, зависящими от функционального назначения, высоты/этажности, площади строительного объема, сложности архитектурно-планировочных решений.
Строительная площадка – место повышенной пожарной опасности. На стройплощадках ведутся огневые, сварочные, покрасочные работы, постоянно присутствуют различные горючие жидкости и легковоспламеняющиеся материалы. При возникновении пожара ущерб может быть нанесен не только строящемуся объекту, но и соседним зданиям и сооружениям. Поэтому при работе на строительных площадках приходится соблюдать целый ряд требований.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» чтобы защитить людей, материалы, оборудование, технику и строительный объект от пожара, необходимо выполнить следующие противопожарные мероприятия:
— расположение производственных, складских и вспомогательных зданий и сооружений на территории строительства должно соответствовать утвержденному в установленном порядке генеральному плану, разработанному в составе проекта организации строительства с учетом требований нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности;
— у въездов на строительную площадку устанавливаются (вывешиваются) планы с нанесенными строящимися основными и вспомогательными зданиями и сооружениями, въездами, подъездами, местонахождением водоисточников, средств пожаротушения и связи;
— ко всем строящимся и эксплуатируемым зданиям (в том числе временным), местам открытого хранения строительных материалов, конструкций и оборудования обеспечивается свободный подъезд. Устройство подъездов и дорог к строящимся зданиям необходимо завершить к началу основных строительных работ;
— хранение на открытых площадках горючих строительных материалов (лесопиломатериалы, толь, рубероид и др.), изделий и конструкций из горючих материалов, а также оборудования и грузов в горючей упаковке осуществляется в штабелях или группами площадью не более 100 кв. метров. Расстояние между штабелями (группами) и от них до строящихся или существующих объектов защиты составляет не менее 24 метров;
— в строящихся зданиях разрешается располагать временные мастерские и склады (за исключением складов горючих веществ и материалов, а также оборудования в горючей упаковке, производственных помещений или оборудования, связанных с обработкой горючих материалов). Размещение административно-бытовых помещений допускается в частях зданий, выделенных глухими противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа. При этом не должны нарушаться условия безопасной эвакуации людей из частей зданий и сооружений;
— запрещается размещение временных складов (кладовых), мастерских и административно-бытовых помещений в строящихся зданиях, имеющих не защищенные от огня несущие металлические конструкции и панели с горючими полимерными утеплителями;
— запрещается использование строящихся зданий для проживания людей;
— предусмотренные проектом наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах строящихся зданий устанавливаются сразу же после монтажа несущих конструкций;
— строительные леса и опалубка выполняются из материалов, не распространяющих и не поддерживающих горение;
— при строительстве объекта защиты в 3 этажа и более следует применять инвентарные металлические строительные леса;
— строительные леса на каждые 40 метров по периметру построек необходимо оборудовать одной лестницей или стремянкой, но не менее чем 2 лестницами (стремянками) на все здание. Настил и подмости лесов следует периодически и после окончания работ очищать от строительного мусора, снега, наледи, а при необходимости посыпать песком;
— запрещается конструкции лесов закрывать (утеплять) горючими материалами (фанерой, пластиком, древесноволокнистыми плитами, брезентом и др.);
— внутренний противопожарный водопровод и автоматические системы пожаротушения, предусмотренные проектом, необходимо монтировать одновременно с возведением объекта защиты. Противопожарный водопровод вводится в действие до начала отделочных работ, а автоматические системы пожаротушения и сигнализации — к моменту пусконаладочных работ (в кабельных сооружениях — до укладки кабелей).
Источник
Пожарная безопасность при ремонте дорог
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
Глава 69. Содержание территорий, строительных площадок, временных зданий и сооружений (пожарная безопасность)
2098. Расположение временных зданий и сооружений, а также расстановка автотранспортных средств в помещениях (гаражах) или на специальных площадках на территории строительной площадки должны выполняться с соблюдением противопожарных разрывов и соответствовать строительному генеральному плану (далее – стройгенплан), разработанному в составе ПОС с учетом требований настоящих Правил, строительных норм проектирования и утвержденному в установленном порядке.
2099. Не допускается размещать сооружения на строительной площадке с отступлением от утвержденного стройгенплана.
2100. При эксплуатации передвижных жилых зданий-вагончиков должны соблюдаться требования соответствующих пунктов настоящих Правил.
2101. При размещении топливозаправочных пунктов следует соблюдать требования ТКП 253.
2102. Использование АТЗ в качестве АЗС не допускается.
2103. При любых вариантах расстановки транспорта, в том числе для разгрузки и погрузки, проезд для движения пожарных аварийно-спасательных автомобилей должен оставаться свободным.
2104. В противопожарных разрывах между зданиями и сооружениями, на разворотных площадках тупиковых участков дорог складирование конструкций, материалов, стоянка строительных машин, механизмов, а также механических транспортных средств не допускается.
2105. Территория строительной площадки, рабочие места должны быть обеспечены знаками пожарной безопасности согласно СТБ 1392 и инструкциями о мерах пожарной безопасности.
2106. Ко всем временным зданиям, местам открытого хранения строительных материалов групп горючести Г1–Г4, конструкциям классов пожарной опасности К1–К3 и производственному оборудованию должен быть обеспечен свободный подъезд пожарной аварийно-спасательной техники.
2107. Не допускается загромождать подъезды, проезды, а также подступы к ТСППЗ, первичным средствам пожаротушения, системам оповещения о пожаре и средствам связи для вызова пожарной аварийно-спасательной службы.
2108. Строительную площадку, временные здания и сооружения следует содержать в чистоте. Территория строительной площадки должна быть очищена от сухой травы, коры, щепы, опилок и других горючих отходов. Горючие строительные отходы необходимо ежедневно убирать с мест производства работ и территории строительной площадки в места их временного хранения. Места временного хранения горючих отходов на территории строительной площадки должны размещаться на расстоянии не менее 18 м от существующих зданий и сооружений.
2109. На каждом временном здании и сооружении должны вывешиваться таблички с указанием его назначения и фамилии лица, ответственного за его противопожарное состояние.
Глава 70. Работа с битумными мастиками (пожарная безопасность)
2110. При приготовлении мастики (битумно-полимерной или герметика), предназначенной для герметизации трещин, швов в асфальто- и цементно-бетонных покрытиях автомобильных дорог, а также гидроизоляции мостов, путепроводов для различных дорожно-климатических зон и работе с ней необходимо руководствоваться и соблюдать требования безопасности, изложенные в СТБ 1092.
2111. Применение в технологическом процессе исходных материалов должно осуществляться с соблюдением требований безопасности, указанных в соответствующих нормативных документах на эти материалы.
2112. Мастика должна храниться в помещениях на стеллажах или в контейнерах, исключающих воздействие прямых солнечных лучей с соблюдением правил хранения материалов.
2113. Разогрев мастик должен производиться в специальных котлах непосредственно на рабочем месте.
2114. При приготовлении мастики подача исходных материалов должна быть механизирована.
2115. Розжиг форсунок котлов следует производить в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации.
2116. При приготовлении мастики для заполнения швов с помощью специальной машины должны соблюдаться следующие меры пожарной безопасности:
котел должен заполняться битумной мастикой не более чем на 3/4 емкости;
Глава 71. Работа с эмульсиями (пожарная безопасность)
2117. При производстве битумных эмульсий комплекс технологического оборудования (установки для эмульгирования, разогрева и накопления эмульгатора, резервуары для битума, соляной кислоты, воды, битумных эмульсий, теплогенератор) должен эксплуатироваться согласно эксплуатационной документации и с соблюдением технологического регламента.
2118. Установка для эмульгирования должна быть оснащена исправной автоматизированной системой управления.
2119. Резервуары для битума, разжижителя, соляной кислоты, битумных эмульсий должны обваловываться или ограждаться стенками из негорючих материалов. Обвалования, ограждающие стенки должны содержаться в исправном состоянии.
2120. Для слива битума, разжижителя, топлива, кислоты из АЦТ должны применяться герметичные исправные разъемные соединения, исключающие пролив жидкостей.
2121. Изготовление битумных эмульсий и растворов эмульгаторов в закрытых помещениях должно проводиться при включенной приточно-вытяжной вентиляции.
2122. При обнаружении течи технологических жидкостей необходимо немедленно остановить подачу материалов, полностью отключить технологическое оборудование и принять меры по ликвидации неисправностей.
Глава 72. Работа с термопластичными материалами (пожарная безопасность)
2123. Лица, допущенные к работе на машинах с оборудованием для нанесения разметки дорог, должны пройти обучение по безопасным методам работы и иметь соответствующее удостоверение.
2124. Эксплуатация и обслуживание основного бака для термопластиков и газовых баллонов должны проводиться в соответствии с [6].
2125. При работе на маркировочных машинах для нанесения разметки дорог не допускается:
2126. В процессе работы необходимо следить за исправным состоянием шлангов и их соединений, а также за давлением масла в системе.
2127. На маркировочной машине для разметки автомобильных дорог в зоне рабочего места оператора должно находиться не менее двух исправных огнетушителей.
Глава 73. Работа с применением клеев на основе эпоксидных смол и их составляющих (пожарная безопасность)
2128. Все составляющие клеев и полимеррастворов должны храниться в специально отведенных местах. В производственных помещениях смолы, отвердители и клеи допускается хранить в количестве, не превышающем сменную потребность, в закрытой таре в вытяжном шкафу.
2129. Тару из-под смол, пластификатора и отвердителя необходимо хранить отдельно в специально отведенных местах.
2130. Использованный растворитель после мойки тары и инструмента необходимо сливать в специальную герметично закрывающуюся емкость.
2131. Эпоксидную и полиэфирную смолы следует хранить в герметично закрывающейся
2132. В летнее время эпоксидную и полимерную смолы, отвердитель и ускоритель
необходимо хранить в помещениях с температурой воздуха, не превышающей 25 С. Освещение помещений должно быть естественным, двери должны открываться наружу.
2133. В помещениях с применением эпоксидных материалов не допускается использование электронагревательных приборов и устройств с разъемными контактами.
Глава 74. Требования к производству строительно-монтажных, ремонтных работ и работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (пожарная безопасность)
2134. Наплавление гидроизоляционных материалов специальными нагревательными агрегатами допускается по железобетонным плитам и покрытиям.
2135. Агрегаты для наплавления гидроизоляционных материалов должны быть заводского изготовления и иметь инструкцию по эксплуатации.
2136. Хранение ГСМ в местах работы агрегатов для наплавления не допускается.
2137. Заправка топливом агрегатов для наплавления должна производиться в специально оборудованных для этих целей местах.
2138. Места заправки агрегатов для наплавления топливом должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения согласно Приложению 10 настоящих Правил.
2139. При возведении земляного полотна и других работах с использованием синтетических материалов температурный режим нагрева поверхности наплавляемого материала в процессе производства работ должен быть пожаробезопасным.
2140. На месте производства работ количество гидроизоляционных материалов групп горючести Г1–Г4 не должно превышать сменной потребности. Материалы должны храниться в отдельно стоящем сооружении. Допускается их хранение на открытых площадках в штабелях или группах площадью не более 100 м2 и высотой не более 2,5 м.
2141. Искусственный прогрев бетона должен производиться при помощи пара, горячих воды и воздуха, электрического тока. При этом:
2142. Оголенные токоведущие части (нагревательные элементы, спирали, электроды и другие элементы) должны быть защищены от попадания посторонних предметов кожухами или ограждениями из негорючих материалов.
2143. При проведении ямочного ремонта дорожного полотна разогрев асфальтобетонного покрытия инфракрасными излучателями не должен приводить к воспламенению вяжущего.
СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ (ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)
Глава 75. Дизель-генераторные установки (пожарная безопасность)
2144. Оборудование ДГУ должно эксплуатироваться в соответствии с технической документацией. Не допускается выполнять технологические операции на неисправном оборудовании.
2145. Устройства для слива ГСМ в аварийную емкость должны соответствовать требованиям СНБ 3.02.01. Запорные устройства систем аварийного слива должны быть окрашены в красный цвет и обозначаться табличками с надписью «Аварийный слив топлива».
2146. В емкостях для аварийного слива ГСМ хранение каких-либо жидкостей не допускается.
Аварийные емкости должны при необходимости очищаться от отложений.
2147. При эксплуатации ДГУ не допускается:
Глава 76. Эксплуатация оборудования связи и информатизации (пожарная безопасность)
2148. Болтовые крепежные соединения на клеммовых панелях должны содержаться в исправном состоянии и периодически затягиваться.
2149. Для чистки приборов на рабочем оборудовании необходимо применять щетки с рукоятками из изоляционного материала.
2150. Уборку помещений и чистку электротехнического оборудования необходимо проводить по утвержденному руководителем графику.
2151. Для чистки действующего оборудования следует пользоваться только спиртом.
2152. Для изготовления конструкций съемных полов должны использоваться негорючие материалы.
2153. У всех групповых отключающих устройств и предохранителей осветительной сети должны быть надписи величины тока установки расцепителя и плавкой вставки и наименование присоединения.
Глава 77. Радиосооружения (пожарная безопасность)
2154. У оснований фидерных столбов, креплений оттяжек, антенных и люлечных тросов в радиусе не менее 1 м необходимо выкашивать траву. Касание открытых передающих фидерных линий с ветвями деревьев и кустарников не допускается.
2155. Люльки для подъема пожарных-спасателей и средств пожаротушения для тушения пожара на мачтах должны содержаться в исправном состоянии.
2156. Применять горючие материалы для устройства каркасов передатчиков не допускается. 2157. Эксплуатация фидеров антенны, подходящих к выходным ступеням передатчиков, без
грозовых разрядников не допускается.
2158. По периметру территории радиосооружений с целью исключения распространения огня при лесных и торфяных пожарах должны быть выполнены противопожарные полосы шириной 3–4 м, растительный покров на которых необходимо удалять путем вспашки или снятия покрова до минерального слоя.
Глава 78. Ремонтно-регулировочные и наладочные мастерские (пожарная безопасность)
2159. Чистку (мойку) оборудования ЛВЖ и ГЖ следует проводить в отдельных помещениях, оборудованных вытяжной вентиляцией.
2160. На входных дверях помещений для промывки приборов и деталей ЛВЖ и ГЖ необходимо размещать знаки в соответствии с СТБ 1392.
2161. ЛВЖ и ГЖ в мастерской следует хранить в плотно закрытых емкостях в количестве не более сменной потребности.
2162. Сушку промытого в ЛВЖ и ГЖ оборудования, сопровождающуюся выделением горючих паров, следует осуществлять на специальных столах-станках, оборудованных местными отсосами.
2163. Для электропитания паяльников и переносных ламп в помещениях для регулирования аппаратуры необходимо применять сеть сниженного переменного напряжения 42 В.
2164. На рабочих столах, станках и стенах не разрешается оставлять открытыми клеммы переключателей, автоматических выключателей и другие незащищенные элементы электромонтажа, которые находятся под переменным током напряжением 220/380 В, частотой 50 Гц.
2165. Переносную радиоэлектронную аппаратуру, применяемую для испытаний и контроля параметров электронных схем, не допускается оставлять включенной без надзора.
2166. Автотрансформаторы и паяльники должны иметь специальные негорючие основания и подставки.
2167. Регулярно, но не реже одного раза в квартал, должна производиться уборка от пыли контрольно-измерительной аппаратуры и оборудования вытяжных шкафов.
2168. Для сбора использованного обтирочного материала для чистки и паяния приборов следует применять емкости (бачки с крышками). Использованную ветошь необходимо утилизировать.
Глава 79. Перевозка и обмен почты (пожарная безопасность)
2169. При перевозке почтовых грузов авиационным и железнодорожным транспортом следует выполнять требования пожарной безопасности, которые устанавливаются [15] и [16].
2170. Освещение в почтовых вагонах должно быть только электрическим. На случай отключения электроосвещения в каждом вагоне необходимо иметь электрический фонарь.
2171. Пользоваться открытым огнем в кладовой и купе почтовых вагонов не допускается.
Курить разрешается в специально оборудованных местах.
2172. В виде топлива для печей и котлов в почтовых вагонах следует применять дрова и уголь, которые должны храниться в специальных ящиках.
2173. В почтовых вагонах и автомобилях не допускается:
2174. Для тушения пожара запас воды в емкости, установленной в туалете, должен постоянно составлять не менее 50 % его вместимости.
Глава 80. Кабельные линии и помещения для их размещения (пожарная безопасность)
2175. Помещения и коридоры закрытых распределительных устройств не допускается использовать не по прямому назначению.
2176. Места прохода транзитных кабелей связи через стены, перегородки следует уплотнять негорючими материалами, обеспечивая нормируемый предел огнестойкости пересекаемой конструкции. При замене или прокладке новых кабелей восстановление уплотнения кабельных трасс должно проводиться непосредственно после укладки нового кабеля и до закрытия наряда на выполняемые работы.
2177. Для перекрывания кабельных каналов не должны применяться конструкции из горючих материалов.
2178. Размещать в шахте любое оборудование, кроме стативов контрольно-сигнальных приборов, которые должны быть во взрывозащищенном исполнении, не допускается.
2179. Светильники и электроаппаратура в шахте должны выполняться во взрывозащищенном исполнении.
2180. В помещении ввода кабелей допускается применение переносных светильников напряжением не более 42 В или ручных электрических фонарей во взрывозащищенном исполнении.
2181. Перед началом ремонтных работ в подземных сооружениях должен быть проведен анализ воздушной среды на наличие горючих паров и газов. В колодце, в который возможно поступление газов, не допускается пользоваться открытым огнем.
2182. Станционные кабели и кабели питания необходимо прокладывать на различных трассах.
Источник
Требования к безопасности при проведении ямочного ремонта
При дорожном ремонте обеспечивать безопасность следует не только для работников и техники, участвующих в работе, но и для транспорта, движущегося по ремонтируемому участку трассы. В проектах проведения работ, а также в инструкциях по охране труда рассматриваются все моменты безопасности. Но все же, не всегда разработчики могут усмотреть все нюансы. Поэтому еще раз обратим внимание на те меры, которые необходимо осуществлять, чтобы сберечь здоровье, а самое главное жизнь людей при проведении ямочного ремонта с нарезанием карт.
Для безопасности при провдении ремонта дорог все работники обязательно должны иметь хорошо заметную одежду со светоотражающими вставками.
Обеспечение безопасности для дорожных рабочих
Для обеспечения безопасности дорожных рабочих обязательно нужно:
- Проводить ремонт в строгом соответствии с проектом.
- Кроме экстренных случаев, ямочный ремонт проводится только в ясную погоду и светлое время суток. Если опускается туман или наступают сумерки, все работы необходимо прекратить.
- Обязательно нужно выставлять знаки, предупреждающие о ведении дорожных работ, причем они должны заблаговременно (на расстоянии, определенном требованиями безопасности дорожного движения) предупреждать о приближении к участку, на котором проводятся работы.
- Оптимальным вариантом обеспечения безопасности является полное перекрытие ремонтируемого участка, но во многих случаях это невозможно. Поэтому нужно ступенчато снижать скорость проходящего рядом транспорта. Непосредственно вблизи ремонтного участка машины не должны двигаться со скоростью более 40 километров в час. Для этого выставляются временные дорожные знаки, ограничивающие разрешенную скорость.
- При проведении работ по ходу движения техники участок, за которым находится бригада, обязательно должен быть перекрыт машиной прикрытия с соответствующими знаками (разрешенная скорость, проведение дорожных работ и направление объезда препятствия). Причем знаки должны иметь подсветку для улучшения видимости. На автомобиле прикрытия также должен быть включен проблесковый маячок оранжевого цвета. Если работы проводятся на оживленных автомагистралях, по которым движется большегрузная техника, то прикрывать участок ремонта необходимо либо специальным прицепом, который компенсирует удар даже движущегося на большой скорости грузовика, либо самосвалом, нагруженным щебнем.
- Все работники обязательно должны иметь хорошо заметную одежду со световозвращающими вставками.
- Участок, на котором проводятся работы, должен быть огражден дорожными конусами, а еще лучше водоналивными барьерами.
- Работать разрешается только исправной техникой и инструментом.
- Все работники обязательно должны проходить ежегодную проверку знаний, также проходят инструктаж по действующим в организации документам охраны труда.
- Нельзя вводить в состав звена, проводящего ямочный ремонт с нарезанием карт, несовершеннолетних, либо людей, не прошедших медицинский осмотр.
- При работе с битумоварками, рециклерами или горелками особое внимание стоит уделить и пожарной безопасности.
- Работники, нарезающие карты (или подающие команды механизированной фрезе) обязательно должны быть в очках, защищающих органы зрения от осколков асфальта, вылетающих от рабочих органов инструмента или машин. Такие же меры предосторожности нужно принимать и при разливке горячего битума или эмульсии.
- Выставить предупреждающие и ограничивающие скорость движения знаки.
- При нарезании карт с помощью фрезы и неполном перекрытии дороги (работе только на одной полосе) камни, вылетающие от нее, могут повредить стекла и кузова проходящей рядом техники. Нужно обязательно предупреждать о возможном выбросе гравия соответствующим знаком.
- Весь вырезанный асфальт должен вывозиться с места ремонта.
- Недопустимо оставлять нарезанные карты незаделанными, также как и выбоины, ремонт которых производился. Они могут служить источниками повреждения подвески и трансмиссии машины. В крайнем случае, необходимо засыпать карты, на которые не хватило асфальтной смеси, грунтом и выставить знаки, предупреждающие о неровности на дороге.
- Телефонный справочник
- Национальные проекты
- Расписание междугородних маршрутов
- ЖКХ
- Правовые акты
- Предпринимательство
- Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
- Федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды»
- Перечень муниципальных программ
- Поддержка НКО
- Бесплатная юридическая помощь
- Консультативная помощь
- Защита прав потребителей
- Информация для родителей
- Здравоохранение
- ЖКХ
- Территориальное общественное самоуправление
- Общественный совет
- Народная дружина
- Потребительский рынок
- Охрана труда
- Отдел земельных и имущественных отношений
- Вниманию арендаторов
- Публичные слушания
- ОМВД России по Сургутскому району
- Сургутское инспекторское отделение ГИМС информирует
- Инвестиционный портал Сургутского района
- Порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно
- Список памятных дат военной истории Отечества
- Реестр религиозных объединений, действующих на территории сургутского района
- Электронный справочник мигранта
- Поддержка НКО
- ВФСК "ГТО"
- Вакансии
- О возможности использования общедоступных онлайн сервисов непрерывного образования
- Перечень земельных участков, расположенных на территории г.п.Федоровский, которые могут быть предоставлены путем проведения торгов
Дорожные знаки, предупреждающие о проведении дорожных работ, должны быть на расстоянии, определенном требованиями безопасности дорожного движения, то есть заблаговременно предупреждать о приближении к участку, на котором проводятся работы.
Обеспечение безопасности для передвигающейся по дороге техники
Для обеспечения безопасности техники, передвигающейся рядом с местом ремонта или по только что отремонтированному участку дороги, необходимо:
Нельзя оставлять нарезанные карты незаделанными.
Для обеспечения безопасности при нарезке карт необходимо учитывать время до окончания работ (наступления темноты), наличие ремонтного материала (асфальтной смеси) или возможность ее доставки.
Источник
Пожарная безопасность при ремонте дорог
Актуальные разделы
Информация для граждан
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Памятка по правилам пожарной безопасности при эксплуатации автотранспортной техники
Одним из важных требований безопасной эксплуатации автомобилей является соблюдение водителем требований пожарной безопасности.
Причинами пожаров в автомобилях является банальный недостаток знаний пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, применяемых горюче-смазочных материалов, невыполнения и несоблюдения правил пожарной безопасности при технической эксплуатации автомобилей, несвоевременного и не в полном объёме проведённого технического обслуживания.
Пожары в автомобилях быстротечны и предоставляют большую опасность для водителей и пассажиров. Обилие электрооборудования и синтетической обшивки салона в случае пожара выделяют большое количество токсичных газов. Наличие огнетушителя в салоне является неотъемлемой частью комплектации автомобиля. Огнетушитель должен быть надёжным и исправным.
Наиболее часто повторяющиеся причины пожара:
— неосторожное обращение с огнём;
— нарушение правил пользования электрооборудованием;
— проведение электросварочных работ;
— неисправность электрооборудования и электрической сети;
— нарушение требований пожарной безопасности при хранении и заправке автомобиля топливом и горюче-смазочным материалом.
В автомобиле:
— неисправность электрооборудования и топливной системы;
— неосторожное обращение с огнём при курении в салоне;
— использование открытого огня (факелов) для разогрева двигателя.
При ремонте:
— нарушение правил пожарной безопасности при проведении электросварочных работ и неосторожного обращения с огнём;
— неисправность системы питания.
Анализ пожаров в автомобилях показывает, что наиболее частой причиной их возникновения являются короткое замыкание при неисправности электрооборудования.
Короткое замыкание происходит в результате нарушений изоляции электропроводки и из-за неисправности электрооборудования. При коротком замыкании, ток протекая по проводнику, вызывает значительное его нагревание при котором возможно загорание изоляции проводника, а затем контактирующих с ним сгораемых материалов, так и возникает пожар. Профилактика и предупреждение коротких замыканий заключается в правильном монтаже и эксплуатации электропроводки и электрооборудования.
Перегрузка электросети – это явление, при котором возникают токи намного превышающие допустимые. Причиной перегрузки является неправильный расчёт электрических сетей при подключении дополнительной нагрузки. Чтобы избежать перегрузок не допускайте подключение дополнительного электрооборудования потребляемой мощностью превышающей, предусмотренной проектом.
Переходные сопротивления – опасны в пожарном отношении значительные переходные сопротивления, возникающие в местах соединения проводов, присоединения их к выключателям, розеткам, щиткам, электроприборам. Провод в месте контакта с большим переходным сопротивлением может нагреться до температуры воспламенения изоляции. В значительной степени увеличивается переходное сопротивление при кратковременных коротких замыканиях, отключаемых при исправно действующей защите.
Надежность контакта обеспечивается опрессовкой, пайкой или специальными зажимами, снабженными пружинящими шайбами.
Меры пожарной безопасности:
Только повышенная ответственность каждого владельца индивидуального транспортного средства за соблюдением правил пожарной безопасности собственного гаража и автомобиля исключает возможность возникновения загораний и пожаров.
Все работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля должны проводиться при заглушенном двигателе и выключенном зажигании. Для освещения мест и участков работы необходимо пользоваться переносными лампами напряжением не более 12 вольт. Перегоревший предохранитель можно заменить только после устранения причины короткого замыкания.
Во время подзарядки аккумуляторной батареи происходит выделение свободного водорода. Смесь водорода с кислородом воздуха образует взрывоопасную концентрацию. Поэтому в месте подзарядки аккумуляторов запрещается пользоваться открытыми источниками огня. Зажимы на клеммы аккумулятора должны обеспечить надёжность контакта.
Источник