Книги по тракторам
Рабочее оборудование тракторов: Учебное пособие, Наумов, 1999 — назначение, предъявляемые требования и классификация рабочего оборудования тракторов, описание их типовых конструкций, элементы ухода за ними в эксплуатации
Электрооборудование тракторов и автомобилей. Устройство, назначение и принцип действия приборов электрооборудования тракторов, комбайнов и автомобилей
Родичев. Тракторы, 2001. В книге рассмотрено устройство наиболее распространённых сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) и ДТ-75Д (ДТ-75МЛ). Уделено особое внимание описанию оригинальных механизмов и систем тракторов Т-30А-80, ЛТЗ-55 и Т-150К. Даны сведения по их техническому обслуживанию, рекомендации по регулировкам и устранению неисправностей
Книги Трактор МТЗ-80
Книги Трактор Т-25
Герасимов Трактор Т-25 (устройство и эксплуатация), 1972. В книге описано устройство и порядок эксплуатации трактора Т-25. Подробно освещены вопросы ухода за машиной, приведены рекомендации по наиболее рациональному использованию трактора на всех работах, а также по агрегатированию его с различными с. -х. машинами и орудиями. Книга расчитана на механизаторов работающих на тракторах, а также будет полезна владельцам личных тракторов Т-25
Руководство по эксплуатации трактора Т-25. Под редакцией главного конструктора ХТЗ Б.П.Кашубы. В руководстве описана конструкция трактора Т-25, приведены указания по наладке и агрегатированию трактора для различных работ, по уходу за механизмами во время эксплуатации; правила профилактического обслуживания и смазки. Руководство предназначено для трактористов, бригадиров и механиков тракторных бригад
Каталог деталей тракторов Т-25А, Т-25А2, Т-25А3, 1995. Каталог содержит перечень и иллюстрации всех сборочных единиц тракторов Т-25А, Т-25А2, Т-25А3. Предназначен для составления заявок на запасные части, необходимые при ремонте и техническом обслуживании тракторов
Источник
Пучин то и ремонт тракторов
Для выполнения многих сельскохозяйственных работ необходимы такие средства мобильной энергетики, как тракторы. Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов.
Тракторы классифицируют по тяговому классу (2; 6; 9; 14; 20; 30; 40; 50; 60 кН); по типу движителя (гусеничные, полугусеничные, колесные); по типу остова (рамные, полурамные, безрамные); по назначению (общего назначения, универсально-пропашные, специальные).
В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку, механизмы которой: коробку передач, рулевое управление и тормоза — используют в современных тракторах. Самокатка приводилась в движение мускульной силой человека.
В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель создал экономичный двигатель внутреннего сгорания, который позднее стал называться дизелем — по имени его изобретателя.
В 1898 г. механик Федор Блинов построил первый в мире гусеничный трактор. В качестве двигателя на раме длиной 5 м стоял котел с двумя паровыми машинами. От каждой из них через шестеренные передачи передавалось вращение к ведущим колесам, находящимся в зацеплении с гусеницами. Трактор обслуживали два человека. Скорость его движения была 3 км/ч.
В 1910 г. изобретатель Яков Мамин, ученик Ф. Блинова, создал первый отечественный колесный трактор с дизелем и назвал его «русский трактор». В 1918 г. был построен опытный отечественный трактор «Богатырь* с нефтяным двигателем мощностью 5 л. с. С 1923 г. началось производство тракторов «Запорожец» (12 л. с.) и «Коломенец-2» (25 л. с.), двигатели которых работали на сырой нефти. В этом же 1923 г. было принято решение о массовом производстве колесных тракторов с керосиновым двигателем мощностью 20 л. с. Спустя год наладили выпуск трактора «Коммунар» с керосиновым двигателем мощностью 50 л.с. Всего было построено 3 тыс. таких тракторов. В октябре 1924 г. с конвейера Путиловского завода в Ленинграде сошел первый трактор «Фордзон-Путиловец», а до апреля 1932 г. их было выпущено почти 50 тыс.
Для удовлетворения потребностей страны в тракторах возникла необходимость в строительстве специализированных тракторных заводов.
В 1930 г. вступил в строй первенец отечественного тракторостроения — Сталинградский тракторный завод (СТЗ), а в 1931 г. — Харьковский (ХТЗ). Эти заводы были самыми большими в мире и выпускали колесные тракторы СТЗ-ХТЗ с керосиновым двигателем мощностью 32 л.с. До 1937 г. сельское хозяйство получило 397 тыс. таких тракторов. С 1932 г. наша страна отказалась от ввоза тракторов из-за границы.
В 1933 г. вступает в строй Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). До 1937 г. он дал стране 69 тыс. гусеничных тракторов с лигроиновым двигателем мощностью 72 л.с. В 1934 г. на Кировском (бывшем Путиловском) заводе началось производство пропашных колесных тракторов «Универсал» с керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. До 1940 г. на этом заводе, а в 1944 — 1955 гг. на Владимирском тракторном заводе было выпущено 209 тыс. таких машин. «Универсал» — первый трактор, который экспортировали за границу (в Голландию, Иран, Турцию).
В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы наладили производство гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. До 1952 г. их было выпущено более 210 тыс. На Челябинском тракторном заводе в 1937 —1941 гг. было построено более 37 тыс. гусеничных тракторов С-65 с дизелем мощностью 75 л.с,; это первый советский трактор, удостоенный высшей награды на международной выставке в Париже.
В 1938—1941 гг. Харьковский тракторный завод выпустил 16 тыс. гусеничных тракторов ХТЗ-Т2Г с газовым двигателем, топливом для которого служили древесные чурки; это позволило сэкономить немало жидкого дефицитного топлива.
Всего за десять предвоенных лет (1932—1941 гг.) промышленность дала сельскому хозяйству около 700 тыс, тракторов, год от года совершенствуя их конструкцию. К началу Великой Отечественной войны по выпуску гусеничных тракторов Советский Союз занимал первое место в мире. Общий выпуск тракторов составил 40 % мирового производства. В послевоенные годы работы по строительству новых и реконструкции старых заводов приобрели большой размах. Восстановленные тракторные заводы в Сталинграде и Харькове продолжали выпуск тракторов СТЗ-НАТИ. Реконструированный завод в Липецке начал выпуск гусеничных тракторов КД-35, а затем КДП-35. Всего было произведено около 40 тыс. тракторов этих моделей.
В послевоенные годы вступили в строй новые тракторные заводы: Минский, Кишиневский, Павлодарский, Ташкентский и др. К 1950 г. отечественная промышленность достигла довоенного уровня производства тракторов, а с 1960 г. Советский Союз занимал первое место в мире по выпуску тракторов.
Кировский завод в Ленинграде, производивший в 1924 г. колесные тракторы «Фордзон-Путиловец» с керосиновым двигателем мощностью 20 л. с., в настоящее время выпускает колесные тракторы К-701 с дизелем мощностью 300 л. с. Отечественные тракторы по техническим достоинствам находятся на уровне лучших мировых образцов, получают высшие награды на международных выставках, пользуются большим спросом за рубежом и экспортируются в США, Францию, Канаду, Швецию, Индию и десятки других стран.
В 1930—1978 гг. тракторная промышленность нашей страны выпустила 10 млн тракторов. За 1981— 1985 гг. в СССР произведено 2 млн 700 тыс. тракторов. Причем основное значение придавалось энергонасыщенным маркам (МТЗ-80, Т-150К, ДТ-75М, К-701), в том числе с повышенными рабочими скоростями (9. 15 км/ч).
Начиная с 1990 г. численность тракторов в агропромышленном комплексе России существенно снизилась (с 1425 до 900 тыс. шт.), а нагрузка на трактор увеличилась. По состоянию на начало 2004 г. средняя нагрузка на один трактор в России составляла 103 га, что в 4,9 раза больше, чем в США, и в 17,1 раза больше, чем в Германии.
Тракторы подвержены естественному процессу физического и -морального старения в течение их жизненного цикла. По мере увеличения наработки под действием нагрузок и окружающей среды искажаются формы рабочих поверхностей и изменяются размеры деталей; уменьшаются упругие и эластичные свойства используемых материалов, откладываются нагар и накипь; появляются усталостные и коррозионные разрушения и т.д. В результате при различных наработках некоторые детали и соединения теряют работоспособность.
За срок службы, определяемый долговечностью базовых деталей, значительное число деталей трактора необходимо заменять или восстанавливать.
Надежность тракторов во многом зависит от технического сервиса, т.е. от качества выполнения технического обслуживания и ремонта, а также от обеспечения запасными частями и материалами.
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАКТОРОВ
1.1. Общие положения
Управление техническим состоянием тракторов в сельском хозяйстве осуществляется на базе научно обоснованной системы технического обслуживания и ремонта, позволяющей обеспечивать достаточную работоспособность и исправность машин.
Под системой технического обслуживания и ремонта тракторов понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления их работоспособности.
Описание системы техническою обслуживания и ремонта представляет собой утвержденный в установленном порядке документ, который называется «Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве (Часть I )».
Комплексная система предназначена для решения следующих основных задач:
• повышение производительности труда в сельском хозяйстве и
увеличение производства продукции на основе обеспечения над
лежащей технической готовности машин (в том числе тракторов)
при минимальных трудовых и денежных затратах на эти цели;
• улучшение организации и повышение качества работ по
техническому обслуживанию и ремонту тракторов, обеспечение
их надлежащей сохранности и продления сроков службы;
• оптимизация структуры и состава ремонтно-обслуживающей базы (РОБ), ее сбалансированного развития в условиях агропромышленного комплекса (АПК);
• ускорение научно-технического прогресса в эксплуатации тракторов.
Документ отражает ряд особенностей, характеризующих систему технического обслуживания и ремонта тракторов.
Во-первых, система предусматривает выполнение главным образом предупредительных (профилактических) работ, повышающих надежность тракторов путем предотвращения отказов. Предусматривается также восстановление исправности или работоспособности при внезапных отказах.
Во-вторых, система основывается на использовании наиболее эффективного способа управления техническим состоянием тракторов, предусматривающего применение средств диагностирования. При этом контроль за техническим состоянием проводится регламентировано в соответствии с установленной периодичностью, а содержание операций технического обслуживания и ремонта тракторов конкретных марок определяется, как правило, результатами оценки их технического состояния.
Важным фактором, влияющим на работоспособность тракторов и величину издержек на ремонт, является обоснованное определение вида, объема, места и времени ремонта. В связи с этим правильная оценка критериев предельного состояния, регламентирующих обоснованную постановку трактора в ремонт с учетом полноты использования технического ресурса ее составных частей, позволяет увеличить на 20. 30% фактическую межремонтную наработку и уменьшить на 15. 20 % расходы на ремонт.
Документ содержит также полную и взаимоувязанную систему нормативов для определения плановых объемов работ по техническому обслуживанию, хранению и ремонту тракторов.
В документе предусмотрено применение прогрессивных методов и средств проведения технического обслуживания и ремонта, что существенно влияет на повышение производительности труда и качество ремонтно-обслуживающих работ.
Все ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от сложности их выполнения подразделяют следующим образом: техническое обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонт.
Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности машин при их использовании, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание включает в себя обкаточные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочно-заправочные, крепежные работы, а также работы по консервации, расконсервации машин и их составных частей.
Виды, содержание, периодичность и условия проведения ТО устанавливает изготовитель тракторов в соответствии с действующими стандартами (положениями),
Текущий ремонт (ТР) — это комплекс работ по поддержанию или восстановлению работоспособности машины, включая операции самого сложного ТО и работы предупредительного характера по замене составных частей, достигших предельного состояния. Восстановление работоспособности иногда ограничивается заменой отказавшей составной части. В связи с этим в первом случае текущий ремонт называют плановым, а во втором — неплановым.
Капитальный ремонт (К.Р) — это вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса трактора с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт трактора и его составных частей.
При капитальном ремонте трактор подвергают очистке, разборке на составные части, дефектации, ремонту (восстановлению) или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, окраске, испытаниям.
Для поддержания технико-экономических показателей трактора в установленных пределах необходимо управлять его техническим состоянием. Для этого следует проводить эксплуатационную обкатку трактора, рационально его использовать, обслуживать, ремонтировать и хранить. При выполнении этих мероприятий используют РОБ, соответствующую нормативно-техническую документацию, кадры необходимой квалификации и т.д.
При управлении техническим состоянием конкретного трактора измеряют параметры состояния его составных частей, сравнивают установленные значения с допускаемыми или предельными величинами, определяют остаточный ресурс составных частей, назначают виды и объемы ремонтно-обслуживающих воздействий, а также наработки до их проведения и, наконец, выполняют все установленные работы по ТО и ремонту трактора и его составных частей, используя средства технического диагностирования.
Назначаемые ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от конструкции и функции составных частей трактора могут иметь характер планового сезонного мероприятия с постоянным или изменяющимся составом работ; в то же время их могут выполнять по заявкам без ограничений какими-либо сроками. Используют следующие основные стратегии ТО и ремонта:
• по потребности после отказа — С,;
• регламентированная в зависимости от наработки (календар
ного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживаю
щих воздействий — С2;
• по состоянию, с периодическим или непрерывным контро
лем (диагностированием) — С3.
Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер. Применительно к ним последствия отказов, возникших до назначенного срока проведения ремонтных работ, устраняют по мере необходимости.
Система ТО и ремонта тракторов в сельском хозяйстве максимально ориентирована на стратегию проведения ремонтно-
Варианты стратегий, применяемые при техническом обслуживании и ремонте тракторов
обслуживающих воздействий по состоянию (табл. 1.1), с периодическим или непрерывным контролем, являющуюся наиболее эффективной. Стратегия С3 имеет три варианта, позволяющих уточнить порядок контроля и назначения ремонтно-обслуживающих воздействий:
С] — срок выполнения ремонтно-обслуживающих воздействий жестко не планируется, состояние контролируют периодически по принятым критериям и правилам с учетом производственной ситуации, объем ремонта строго регламентирован;
Сз — то же, но содержание работ не регламентируется, а определяется по результатам диагностирования;
С^ — срок выполнения предупредительных ремонтных работ планируют жестко, содержание работ не регламентируют и определяют техническим состоянием по результатам контроля (диагностирования) с учетом производственной ситуации. Последствия отказов устраняют по мере их возникновения.
1.2. Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тракторов
Система ТО и ремонта с помощью ремонтно-обслуживающих воздействий обеспечивает исправное техническое состояние тракторов и их работоспособность в течение всего периода эксплуатации.
При использовании тракторов предусматривают следующие виды ТО:
• при подготовке трактора к эксплуатации (ТО-О);
• номерные (СТО-1, ТО-2, ТО-3);
. сезонные (СТО-ВЛ и СТО-ОЗ)
Цель ТО тракторов при использовании их по назначению — систематический контроль их технического состояния, выполнение плановых работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждение отказов и неисправностей.
В начальный период эксплуатации новые и капитально отремонтированные тракторы подвергают обкатке (использованию по назначению с ограниченными режимами скорости, нагрузки и дополнительным объемом работ по ТО), призванной обеспечить нормальную приработку деталей и сопряжений. Режимы обкатки трактора указывают в Техническом описании и инструкции по эксплуатации.
После транспортирования в частично разобранном виде трактор подвергают досборке, регулированию и обкатке.
Техническое обслуживание тракторов при использовании следует проводить в соответствии с Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
Техническое обслуживание при подготовке тракторов к хранению, в процессе хранения и при подготовке к использованию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7751—85.
Основным содержанием работ по ТО при хранении является защита трактора от коррозии, старения резинотехнических изделий и деформации несущих элементов конструкции.
Использование тракторов без проведения очередного ТО не допускается. Восстановление (регулирование) параметров состояния трактора при ТО проводят по результатам контроля или диагностирования, если фактическое отклонение параметров превышает допускаемое.
Ежесменное ТО выполняет тракторист-машинист. Другие виды ТО выполняет, как правило, специализированный персонал — звенья мастеров-наладчиков, организуемые в хозяйствах, а также предприятия технического сервиса.
Трактор ист-машинист участвует в выполнении номерных и сезонных видов ТО.
Виды ТО, их периодичность и содержание едины как для новых, так и капитально отремонтированных тракторов. Сведения о проведении каждого ТО (кроме ежесменного) заносят в формуляр трактора (сервисную книжку).
Техническое состояние трактора контролируют с помощью средств и методов диагностирования. Цель диагностирования состоит в определении технического состояния и причин возникновения неисправностей машин, а также в выдаче рекомендаций по выполнению необходимых операций ТО и ремонта. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• проверить исправность и работоспособность трактора в целом и (или) его составных частей с установленной вероятностью правильного диагностирования;
• отыскать дефекты, нарушившие исправность и (или) рабо
тоспособность трактора;
• собрать исходные данные для прогнозирования остаточно
го ресурса или вероятности безотказной работы трактора в меж
контрольный период.
По результатам диагностирования дают рекомендации о необходимости регулирования механизмов, замене и ремонте некоторых составных частей, замене материалов.
Контроль технического состояния проводят подготовленные мастера-наладчики или диагносты, что обеспечивает высокое качество выполнения работ.
Различают следующие виды диагностирования:
• заявочное (при обнаружении причин отказов);
• ресурсное (при определении остаточного ресурса).
Диагностирование в процессе ТО выполняют в соответствии
с планом ТО и ремонта. Его обычно совмещают с номерными ТО и ремонтом.
Цель этого диагностирования — установить необходимость регулировки механизмов, замены деталей и ремонта отдельных составных частей. Комплексы операций диагностирования в процессе ТО тем сложнее и больше по объему работ, чем выше номер ТО.
Заявочное диагностирование выполняют при отказах машин или по заявкам трактористов-машинистов.
Цель такого диагностирования — выявление причин отказа или неисправности и их оперативное устранение или определение перечня и объемов восстановительных работ.
Ресурсное диагностирование тракторов проводят при ТО-3 и после межремонтной наработки. Такое диагностирование представляет собой комплекс работ по определению технического состояния и прогнозированию остаточного ресурса всех составных частей и машины в целом.
По результатам ресурсного диагностирования принимают решение о целесообразности дальнейшего использования или ремонта трактора.
1.3. Виды технического обслуживания и ремонта
Тракторы всех марок при их использовании по назначению (ГОСТ 20793-86) и хранении (ГОСТ 7751-85) подвергают ТО (табл. 1.2).
Периодичность номерных ТО тракторов установлена в моточасах. Допускается регламентация периодичности номерных ТО по количеству израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах.
Источник
Проведение технического обслуживания тракторов
Техническое обслуживание тракторов необходимо для поддержания техники в исправном рабочем состоянии, обеспечения безопасности и длительности ресурса. Машины проходят несколько ТО, включая ежемесячные и ежедневные проверки. Рассмотрим все эти нюансы подробнее.
Подготовка к эксплуатационной обкатке
Техническое обслуживание трактора МТЗ-80 и его аналогов (перед запуском в «строй» с конвейера или после длительного хранения) проводится следующим образом:
- Выполняют визуальный осмотр и очистку машины от запыления и грязи.
- Удаляют консервационное смазочное покрытие.
- Оценивают состояние и подготавливают к запуску аккумуляторы.
- Контролируют уровень масла в основных узлах и агрегатах, доливают жидкость до нормы, при необходимости.
- Смазывают трущиеся и составные элементы при помощи пресс-масленки.
- Проверяют и подтягивают до требуемых параметров резьбовые и штифтовые соединения.
- Обращают внимание на состояние натяжения ременного привода, работу вентилятора, генератора, блока управления. Проверяют давление в шинах (на гусеничных аналогах – степень натяжки соединителей гусеничных траков).
- Включают силовой агрегат, прослушивают его работу.
- Выполняют заправку хладагентом и горючим.
- Визуально считывают показания измерительных приборов на соответствие стандартным нормам.
Обкатка
Техническое обслуживание тракторов в период эксплуатационной обкатки предусматривает проведение ряда обязательных манипуляций. Среди них:
- Очистка машин от грязи и пыли.
- Внешний осмотр на предмет наличия течи топливно-смазочных материалов и электролита, устранение существующих протеканий.
- Контроль уровня масла и его доливка до требуемого параметра.
- Проведение аналогичной процедуры по охлаждающей жидкости.
- Проверка работы и состояния дизельного агрегата, рулевого узла, стеклоочистителей, тормозной системы, элементов сигнализации и освещения.
- Через три рабочих смены дополнительно проводят и регулируют натяжение ремней вентиляторного и генераторного привода.
ТО тракторов после эксплуатационной обкатки
Здесь также проводится ряд стандартных действий:
- Технику очищают от загрязнений.
- Проверяют и корректируют, при необходимости, натяжение ременных приводов, величину давления в колесах, зазоры в клапанах и коромыслах газораспределения, тормозной и трансмиссионной системы.
- На этой стадии техническое обслуживание и ремонт тракторов проводят в виде осмотра воздухоочистителя с восстановлением герметичности соединений, а также подтягивают крепежи основных узлов, шпилек и фиксаторов головки мотора.
- Проверяют и очищают поверхности клемм, наконечников кабелей, контролируют состояние вентиляционных гнезд в пробках, доливают дистиллированную воду в аккумуляторной батарее.
- Сливают осадок из фильтра грубой очистки масла, горючего, тормозного отсека, а также конденсата из атмосферных баллонов.
- Проводят очистку центробежного очистителя масла.
- Смазывают клеммы наконечников проводов и составные части техники, согласно карте смазки.
- Промывают системы дизельного мотора на неработающем агрегате.
- Осматривают и прослушивают прочие основные элементы машины.
Ежедневное ТО
Кроме очистки узлов от пыли и грязи, при ежедневном техническом обслуживании тракторов выполняют следующие работы:
- Визуально проверяют наличие течи, масла, топлива и электролита в местах соединений с последующим устранении неисправностей, если в этом есть необходимость.
- Контролируют уровень масла в картерном поддоне, доливают жидкость до требуемого уровня.
- Аналогичную операцию проводят с хладагентом в радиаторе.
- Способом прослушивания и осмотра проверяют дизельную установку, рулевое управление, тормоза, сигнализацию, стеклоочистители, освещение.
- В течение смены допускается дозаправка техники маслом.
Особенности ТО-1
Техническое обслуживание и ремонт тракторов в этом контексте проводится через каждые 60 часов работы машины. В перечень работ входят следующие операции:
- Очистка от грязи и пыли.
- Визуальная проверка наличия течи горюче-смазочных материалов.
- Устранение подтекания, при необходимости.
- Проверка количества масла в картере, доливка до требуемого параметра.
- Аналогичная манипуляция с хладагентом в радиаторе.
- Проверка работоспособности освещения, сигнализации, рулевого управления, стеклоочистителей, блокиратора запуска мотора, натяжения ременного привода и давления в шинах.
- Контроль состояния основной масляной магистрали, герметичности соединений и воздухоочистителей.
- Контроль оборотистости роторной части центробежного масляного фильтра после остановки силового агрегата.
- Очистка и проверка клемм АБ, окончаний проводки, наличия дистиллированной воды.
- Ликвидация осадка из фильтров грубой очистки, конденсата из тормозных блоков и воздушных резервуаров.
- Смазка всех частей, требующих данной процедуре согласно специальной смазочной карте.
Что такое ТО-2?
Этот вид технического обслуживания трактора МТЗ-82 и прочих колесных версий проводится через каждые 240 часов работ. Сюда входят все манипуляции по ТО-1, а также:
- Контроль плотности электролита, зарядка аккумуляторов, при необходимости.
- Слив осадка из фильтрующих элементов грубой очистки, а также остатков из тормозных отсеков заднего моста и воздушных баллонов.
- Смазывание клемм и проводных наконечников, включая обработку частей техники в соответствии с картой смазки.
Также при этом техническом обслуживании и ремонте тракторов обращают внимание на состояние и работоспособность следующих узлов и агрегатов:
- Зазоры между коромыслами и клапанами.
- Узел газораспределения дизеля, муфты сцепления повышения крутящего момента.
- Тормоза и карданную передачу.
- Привод вала отбора мощности.
- Поворотную муфту и механизм рулевого управления.
- Подшипники шкворней фронтального моста.
- Шплинтовку и осевой зазор подшипников.
- Усилие на ободе рулевого колеса.
- Рычаги и педали управления.
- Дренажные отверстия.
Сюда же входит контроль мощности силового агрегата, подтяжка крепежных болтов и штифтов, очистка масляного центробежного фильтра, замена жидкости в соответствии с таблицей смазки частей машины.
Техническое обслуживание и диагностирование тракторов ТО-3
Этот период предусматривает проведение всех работ, связанных с ТО-2. Кроме того, в комплекс входят такие операции:
- Контроль проверки давления на фазе впрыска с последующим определением качества горючего. Если есть необходимость, проводят корректировку форсунок, угла нагнетания топлива и равномерность его подачи помпой.
- Проверка зазоров между контактами и свечными электродами, включая прерыватель магнето.
- Определяются с положением и состоянием муфты сцепления пускового устройства, подшипников, направляющих элементов колес, опорных катков, кареток подвески.
- Наблюдается состояние подшипников конечных передач, червячных зацеплений, гидравлической системы и стояночного тормоза.
- Промежуточные опоры с пневматической конфигурацией.
- Очистка отверстий в пробках баков центрального и резервного пускового приспособления.
- Проверка износа шин или гусеничной цепи, профиля и шага зубьев ведущих звезд.
- Контроль размеров и положений ведущих звезд и техсостояние кривошипно-шатунных приспособлений.
- Длительность запуска силовой установки проверяется с учетом работы цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма.
- Отмечают продолжительность пуска мотора и проводят проверку давления в магистралях смазочной, охлаждающей и вспомогательной систем.
Дополнение
В техническом обслуживании трактора МТЗ-80 третьей степени учитывают еще несколько нюансов, а именно:
- Проверка работоспособности мультирежимного регулятора. Этот показатель проверяется по минимальным, предельным и другим показателям. В этот перечень входит давление, которое развивает топливный подкачивающий насос, длительность вращения ротора, учет показателей указанных механизмов после остановки двигателя.
- Производится контроль и корректировка регуляторного реле.
- Исследуется состояние изоляционных сопоставлений электрической проводки с восстановлением поврежденных участков.
В дальнейшем техническом обслуживании тракторов «Беларус» и их аналогов предусмотрен еще ряд процедур:
- Проверка сведений контрольных приборов на соответствие эталону. Если этот показатель не соответствует требуемому параметру, он подлежит ремонту или замене.
- Меняют фильтры на очистном топливном патрубке.
- Проверяют герметичность пневматической системы.
- Проводят диагностику (без разборки) подшипников, при необходимости проводят регулировку зазоров в узлах ведущих и сопровождающих зубчатых колес.
- Осматривают и определяют износ по плотности посадки фланцевых карданных валов.
- Среди прочих работ по указанному ТО осуществляется осмотр шин, промывка системы охлаждения мотора, контроль мощности и расход горючего в часах, тестирование основных агрегатов на работоспособность в движении.
Сезонные осмотры
Проведение технического обслуживания тракторов во многом зависит от условий эксплуатации, включая климатические условия.
В осенне-зимний период обращают внимание на следующие моменты:
- Обеспечение заправки охлаждающей системы хладагентом, который не подвержен замерзанию.
- Работу автономного обогревателя и монтаж утеплительных чехлов.
- Замену летних категорий масла на зимние аналоги, в соответствии с рекомендациями производителя.
- Деактивацию радиатора смазочного узла дизельного двигателя.
- Выставление в зимнюю позицию («З») регулировочного винта сезонного контроллера машины.
- Технология технического обслуживания тракторов в зимний период предполагает доводку плотности электролита в аккумуляторах до соответствующей нормы.
- Проверяют рабочее состояние приспособлений, направленных на облегчение запуска стартера.
- Проверяют герметичность узла охлаждения, целостность изоляции, подачу тока от генератора, обогрев рабочего места (кабины) и эффективность срабатывания предохранителей.
Весенне-летний период
Техническое обслуживание трактора МТЗ-82 и аналогичных машин в это время также должно производиться регулярно. В перечень выполняемых работ входит:
- Демонтаж утеплительных чехлов.
- Активация системы работы радиатора для смазки силового агрегата.
- Отключение от охладителя автономного подогревателя некоторых узлов.
- Монтаж регулировочного винта релейного типа в позицию «Л» (лето).
- Плотность электролитного состава в аккумуляторных батареях доводят до летней нормы.
- Удаление накипи из узла охлаждения, если это необходимо.
- Заполняют топливную часть горючим, характеристики которого соответствуют летним маркам.
Также организация технического обслуживания тракторов в это время предусматривает проверку системы охлаждения на предмет максимальной охлаждающей способности радиатора. При этом учитывается наличие смазки на трущихся элементах, а также целостность электрической проводки и ее сопутствующих элементов. Проверяют ток срабатывания регуляторного реле. Примечательно, что сезонное техническое обслуживание трактора МТЗ может быть исключено, если он эксплуатируется в южном климатическом регионе.
Особые условия использования
В определенных случаях заправка горючего и масла производится закрытым методом. Стоит отметить, что нюансы эксплуатации указанной техники в пустынных и степных условиях осуществляются следующим образом:
- Через каждые рабочие смены выполняется замена масла в картере очистителя воздуха.
- При необходимости, производится очистка центральной воздушной трубы.
- В таком же режиме проверяют уровень электролита, дополняют резервуар нужным количеством дистиллированной воды.
- При техническом обслуживании колесного трактора на ТО-1 выполняют замену масла в дизеле через экспресс-форсунку, на гусеничных аналогах регулируют натяжение траков.
- ТО-2 включает в себя манипуляции по промывки топливного резервуара, с последующей заправкой его в конце рабочей смены полностью.
Слив конденсата из пневматических баллонов также производится, система заправляется специальной незамерзающей жидкостью, которая служит своеобразным катализатором нейтрализации конфликта температур.
На каменистой почве устройство и технологическое обслуживание тракторов несколько отличается от предыдущих вариантов. Среди особенностей отмечается:
- Ежемесячная проверка отсутствия деформаций в ходовой и защитной части корпусов, начинок блоков и агрегатов техники.
- Проверяются крепления сливных пробок картера мотора, а также учитываются аналогичные параметры на обоих мостах. Обнаруженные неисправности устраняются только заменой детали.
Интересные факты
Устройство и техническое обслуживание тракторов, которые эксплуатируются в высокогорных массивах и подобных климатических условиях, имеют немного измененные параметры. Следовательно, системы технического обслуживания тракторов в таких регионах отличаются от аналогичных систем в других климатических зонах.
К особенностям ТО относится:
- Учитывая высокогорные условия, для цикличной подачи горючего и повышения производительности топливной помпы оптимизируется работа всего агрегата с учетом рекомендаций изготовителя о возможности использования машины на метраже, выше уровня моря.
- При проведении технического обслуживания трактора, ориентированного на функционирование на болотистых и неустойчивых почвах, дополнительно выполняют ежемесячную проверку на работу с навесными приспособлениями, которые ориентированы на возделывание соответствующего грунта.
- Такие машины проходят ежемесячную проверку в плане очистки внешней поверхности от грязи.
- Учитывается степень загрязнения систем смазки и охлаждения.
- При работе в лесу учитывают чистку машины от порубочных остатков.
- После эксплуатации техники на заболоченных или прочих сложных участках, проверяют наличие воды в узлах силовой передачи и ходовой системы. Если в указанных отсеках обнаружена вода или конденсат, необходимо заменить масло.
Диагностика
При техническом обслуживании тракторов и автомобилей подобной категории проверяют во всех случаях следующее:
- Состояние кривошипно-шатунного узла силового агрегата.
- Цилиндропоршневую группу.
- Конфигурацию силовой передачи и пускового механизма.
- Работоспособность главной муфты с поворотными сцеплениями и подшипниковые блоки.
- Состояние рулевого управления, ходовой части, масляного насоса, привода ВОМ и коробки передач.
Что дает ТО?
Основой технического обслуживания является уход за трактором. Указанные манипуляции дают возможность регулярно проверять параметры работоспособности техники. При этом большое внимание уделяется смазке и подтяжке креплений, что напрямую влияет на безопасность и длительность эксплуатации.
Правильное и своевременное проведение технического обслуживания создает предпосылки для стабильной высокопроизводительной работы машин и агрегатов на их основе, расход горюче-смазочных материалов снижается, сокращаются простои тракторов, снижается стоимость их ремонта. Если следовать указаниям заводских инструкций, которые в большинстве своем утверждались еще в пятидесятых годах прошлого столетия, техобслуживание нужно проводить в каждую смену, ежемесячно и по истечении определенного количества рабочих часов. При этом учитываются виды и конструктивные особенности техники.
Как правило, периодичность обслуживания машин и тракторов в техническом плане учитывается после отработки конкретного числа пахотных или строительных часов. Весь процесс регулируют положения и нормативы, разработанные передовыми механизаторами совместно с научными работниками. Это очень важно, поскольку при разработке плана технического обслуживания стоит учитывать множество факторов, включая климатические особенности, топливные расходы, вид двигателя и остальные тактико-технические характеристики.
Процедура технического обслуживания тракторов и прочей сельскохозяйственной техники позволяет обеспечить исправное состояние машин, повышает их производительность, одновременно ориентируясь на экономию энергоресурсов и повышение надежности. Несмотря на то что существующая система несколько устарела, она учитывает ряд важных факторов, распределяя проверку трактора как перед эксплуатационной обкаткой, так и после длительного использования.
Источник
Пучин то и ремонт тракторов
Для выполнения многих сельскохозяйственных работ необходимы такие средства мобильной энергетики, как тракторы. Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов.
Тракторы классифицируют по тяговому классу (2; 6; 9; 14; 20; 30; 40; 50; 60 кН); по типу движителя (гусеничные, полугусеничные, колесные); по типу остова (рамные, полурамные, безрамные); по назначению (общего назначения, универсально-пропашные, специальные).
В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку, механизмы которой: коробку передач, рулевое управление и тормоза — используют в современных тракторах. Самокатка приводилась в движение мускульной силой человека.
В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель создал экономичный двигатель внутреннего сгорания, который позднее стал называться дизелем — по имени его изобретателя.
В 1898 г. механик Федор Блинов построил первый в мире гусеничный трактор. В качестве двигателя на раме длиной 5 м стоял котел с двумя паровыми машинами. От каждой из них через шестеренные передачи передавалось вращение к ведущим колесам, находящимся в зацеплении с гусеницами. Трактор обслуживали два человека. Скорость его движения была 3 км/ч.
В 1910 г. изобретатель Яков Мамин, ученик Ф. Блинова, создал первый отечественный колесный трактор с дизелем и назвал его «русский трактор». В 1918 г. был построен опытный отечественный трактор «Богатырь* с нефтяным двигателем мощностью 5 л. с. С 1923 г. началось производство тракторов «Запорожец» (12 л. с.) и «Коломенец-2» (25 л. с.), двигатели которых работали на сырой нефти. В этом же 1923 г. было принято решение о массовом производстве колесных тракторов с керосиновым двигателем мощностью 20 л. с. Спустя год наладили выпуск трактора «Коммунар» с керосиновым двигателем мощностью 50 л.с. Всего было построено 3 тыс. таких тракторов. В октябре 1924 г. с конвейера Путиловского завода в Ленинграде сошел первый трактор «Фордзон-Путиловец», а до апреля 1932 г. их было выпущено почти 50 тыс.
Для удовлетворения потребностей страны в тракторах возникла необходимость в строительстве специализированных тракторных заводов.
В 1930 г. вступил в строй первенец отечественного тракторостроения — Сталинградский тракторный завод (СТЗ), а в 1931 г. — Харьковский (ХТЗ). Эти заводы были самыми большими в мире и выпускали колесные тракторы СТЗ-ХТЗ с керосиновым двигателем мощностью 32 л.с. До 1937 г. сельское хозяйство получило 397 тыс. таких тракторов. С 1932 г. наша страна отказалась от ввоза тракторов из-за границы.
В 1933 г. вступает в строй Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). До 1937 г. он дал стране 69 тыс. гусеничных тракторов с лигроиновым двигателем мощностью 72 л.с. В 1934 г. на Кировском (бывшем Путиловском) заводе началось производство пропашных колесных тракторов «Универсал» с керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. До 1940 г. на этом заводе, а в 1944 — 1955 гг. на Владимирском тракторном заводе было выпущено 209 тыс. таких машин. «Универсал» — первый трактор, который экспортировали за границу (в Голландию, Иран, Турцию).
В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы наладили производство гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. До 1952 г. их было выпущено более 210 тыс. На Челябинском тракторном заводе в 1937 —1941 гг. было построено более 37 тыс. гусеничных тракторов С-65 с дизелем мощностью 75 л.с,; это первый советский трактор, удостоенный высшей награды на международной выставке в Париже.
В 1938—1941 гг. Харьковский тракторный завод выпустил 16 тыс. гусеничных тракторов ХТЗ-Т2Г с газовым двигателем, топливом для которого служили древесные чурки; это позволило сэкономить немало жидкого дефицитного топлива.
Всего за десять предвоенных лет (1932—1941 гг.) промышленность дала сельскому хозяйству около 700 тыс, тракторов, год от года совершенствуя их конструкцию. К началу Великой Отечественной войны по выпуску гусеничных тракторов Советский Союз занимал первое место в мире. Общий выпуск тракторов составил 40 % мирового производства. В послевоенные годы работы по строительству новых и реконструкции старых заводов приобрели большой размах. Восстановленные тракторные заводы в Сталинграде и Харькове продолжали выпуск тракторов СТЗ-НАТИ. Реконструированный завод в Липецке начал выпуск гусеничных тракторов КД-35, а затем КДП-35. Всего было произведено около 40 тыс. тракторов этих моделей.
В послевоенные годы вступили в строй новые тракторные заводы: Минский, Кишиневский, Павлодарский, Ташкентский и др. К 1950 г. отечественная промышленность достигла довоенного уровня производства тракторов, а с 1960 г. Советский Союз занимал первое место в мире по выпуску тракторов.
Кировский завод в Ленинграде, производивший в 1924 г. колесные тракторы «Фордзон-Путиловец» с керосиновым двигателем мощностью 20 л. с., в настоящее время выпускает колесные тракторы К-701 с дизелем мощностью 300 л. с. Отечественные тракторы по техническим достоинствам находятся на уровне лучших мировых образцов, получают высшие награды на международных выставках, пользуются большим спросом за рубежом и экспортируются в США, Францию, Канаду, Швецию, Индию и десятки других стран.
В 1930—1978 гг. тракторная промышленность нашей страны выпустила 10 млн тракторов. За 1981— 1985 гг. в СССР произведено 2 млн 700 тыс. тракторов. Причем основное значение придавалось энергонасыщенным маркам (МТЗ-80, Т-150К, ДТ-75М, К-701), в том числе с повышенными рабочими скоростями (9. 15 км/ч).
Начиная с 1990 г. численность тракторов в агропромышленном комплексе России существенно снизилась (с 1425 до 900 тыс. шт.), а нагрузка на трактор увеличилась. По состоянию на начало 2004 г. средняя нагрузка на один трактор в России составляла 103 га, что в 4,9 раза больше, чем в США, и в 17,1 раза больше, чем в Германии.
Тракторы подвержены естественному процессу физического и -морального старения в течение их жизненного цикла. По мере увеличения наработки под действием нагрузок и окружающей среды искажаются формы рабочих поверхностей и изменяются размеры деталей; уменьшаются упругие и эластичные свойства используемых материалов, откладываются нагар и накипь; появляются усталостные и коррозионные разрушения и т.д. В результате при различных наработках некоторые детали и соединения теряют работоспособность.
За срок службы, определяемый долговечностью базовых деталей, значительное число деталей трактора необходимо заменять или восстанавливать.
Надежность тракторов во многом зависит от технического сервиса, т.е. от качества выполнения технического обслуживания и ремонта, а также от обеспечения запасными частями и материалами.
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАКТОРОВ
1.1. Общие положения
Управление техническим состоянием тракторов в сельском хозяйстве осуществляется на базе научно обоснованной системы технического обслуживания и ремонта, позволяющей обеспечивать достаточную работоспособность и исправность машин.
Под системой технического обслуживания и ремонта тракторов понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления их работоспособности.
Описание системы техническою обслуживания и ремонта представляет собой утвержденный в установленном порядке документ, который называется «Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве (Часть I )».
Комплексная система предназначена для решения следующих основных задач:
• повышение производительности труда в сельском хозяйстве и
увеличение производства продукции на основе обеспечения над
лежащей технической готовности машин (в том числе тракторов)
при минимальных трудовых и денежных затратах на эти цели;
• улучшение организации и повышение качества работ по
техническому обслуживанию и ремонту тракторов, обеспечение
их надлежащей сохранности и продления сроков службы;
• оптимизация структуры и состава ремонтно-обслуживающей базы (РОБ), ее сбалансированного развития в условиях агропромышленного комплекса (АПК);
• ускорение научно-технического прогресса в эксплуатации тракторов.
Документ отражает ряд особенностей, характеризующих систему технического обслуживания и ремонта тракторов.
Во-первых, система предусматривает выполнение главным образом предупредительных (профилактических) работ, повышающих надежность тракторов путем предотвращения отказов. Предусматривается также восстановление исправности или работоспособности при внезапных отказах.
Во-вторых, система основывается на использовании наиболее эффективного способа управления техническим состоянием тракторов, предусматривающего применение средств диагностирования. При этом контроль за техническим состоянием проводится регламентировано в соответствии с установленной периодичностью, а содержание операций технического обслуживания и ремонта тракторов конкретных марок определяется, как правило, результатами оценки их технического состояния.
Важным фактором, влияющим на работоспособность тракторов и величину издержек на ремонт, является обоснованное определение вида, объема, места и времени ремонта. В связи с этим правильная оценка критериев предельного состояния, регламентирующих обоснованную постановку трактора в ремонт с учетом полноты использования технического ресурса ее составных частей, позволяет увеличить на 20. 30% фактическую межремонтную наработку и уменьшить на 15. 20 % расходы на ремонт.
Документ содержит также полную и взаимоувязанную систему нормативов для определения плановых объемов работ по техническому обслуживанию, хранению и ремонту тракторов.
В документе предусмотрено применение прогрессивных методов и средств проведения технического обслуживания и ремонта, что существенно влияет на повышение производительности труда и качество ремонтно-обслуживающих работ.
Все ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от сложности их выполнения подразделяют следующим образом: техническое обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонт.
Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности машин при их использовании, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание включает в себя обкаточные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочно-заправочные, крепежные работы, а также работы по консервации, расконсервации машин и их составных частей.
Виды, содержание, периодичность и условия проведения ТО устанавливает изготовитель тракторов в соответствии с действующими стандартами (положениями),
Текущий ремонт (ТР) — это комплекс работ по поддержанию или восстановлению работоспособности машины, включая операции самого сложного ТО и работы предупредительного характера по замене составных частей, достигших предельного состояния. Восстановление работоспособности иногда ограничивается заменой отказавшей составной части. В связи с этим в первом случае текущий ремонт называют плановым, а во втором — неплановым.
Капитальный ремонт (К.Р) — это вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса трактора с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт трактора и его составных частей.
При капитальном ремонте трактор подвергают очистке, разборке на составные части, дефектации, ремонту (восстановлению) или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, окраске, испытаниям.
Для поддержания технико-экономических показателей трактора в установленных пределах необходимо управлять его техническим состоянием. Для этого следует проводить эксплуатационную обкатку трактора, рационально его использовать, обслуживать, ремонтировать и хранить. При выполнении этих мероприятий используют РОБ, соответствующую нормативно-техническую документацию, кадры необходимой квалификации и т.д.
При управлении техническим состоянием конкретного трактора измеряют параметры состояния его составных частей, сравнивают установленные значения с допускаемыми или предельными величинами, определяют остаточный ресурс составных частей, назначают виды и объемы ремонтно-обслуживающих воздействий, а также наработки до их проведения и, наконец, выполняют все установленные работы по ТО и ремонту трактора и его составных частей, используя средства технического диагностирования.
Назначаемые ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от конструкции и функции составных частей трактора могут иметь характер планового сезонного мероприятия с постоянным или изменяющимся составом работ; в то же время их могут выполнять по заявкам без ограничений какими-либо сроками. Используют следующие основные стратегии ТО и ремонта:
• по потребности после отказа — С,;
• регламентированная в зависимости от наработки (календар
ного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживаю
щих воздействий — С2;
• по состоянию, с периодическим или непрерывным контро
лем (диагностированием) — С3.
Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер. Применительно к ним последствия отказов, возникших до назначенного срока проведения ремонтных работ, устраняют по мере необходимости.
Система ТО и ремонта тракторов в сельском хозяйстве максимально ориентирована на стратегию проведения ремонтно-
Варианты стратегий, применяемые при техническом обслуживании и ремонте тракторов
обслуживающих воздействий по состоянию (табл. 1.1), с периодическим или непрерывным контролем, являющуюся наиболее эффективной. Стратегия С3 имеет три варианта, позволяющих уточнить порядок контроля и назначения ремонтно-обслуживающих воздействий:
С] — срок выполнения ремонтно-обслуживающих воздействий жестко не планируется, состояние контролируют периодически по принятым критериям и правилам с учетом производственной ситуации, объем ремонта строго регламентирован;
Сз — то же, но содержание работ не регламентируется, а определяется по результатам диагностирования;
С^ — срок выполнения предупредительных ремонтных работ планируют жестко, содержание работ не регламентируют и определяют техническим состоянием по результатам контроля (диагностирования) с учетом производственной ситуации. Последствия отказов устраняют по мере их возникновения.
1.2. Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тракторов
Система ТО и ремонта с помощью ремонтно-обслуживающих воздействий обеспечивает исправное техническое состояние тракторов и их работоспособность в течение всего периода эксплуатации.
При использовании тракторов предусматривают следующие виды ТО:
• при подготовке трактора к эксплуатации (ТО-О);
• номерные (СТО-1, ТО-2, ТО-3);
. сезонные (СТО-ВЛ и СТО-ОЗ)
Цель ТО тракторов при использовании их по назначению — систематический контроль их технического состояния, выполнение плановых работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждение отказов и неисправностей.
В начальный период эксплуатации новые и капитально отремонтированные тракторы подвергают обкатке (использованию по назначению с ограниченными режимами скорости, нагрузки и дополнительным объемом работ по ТО), призванной обеспечить нормальную приработку деталей и сопряжений. Режимы обкатки трактора указывают в Техническом описании и инструкции по эксплуатации.
После транспортирования в частично разобранном виде трактор подвергают досборке, регулированию и обкатке.
Техническое обслуживание тракторов при использовании следует проводить в соответствии с Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
Техническое обслуживание при подготовке тракторов к хранению, в процессе хранения и при подготовке к использованию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7751—85.
Основным содержанием работ по ТО при хранении является защита трактора от коррозии, старения резинотехнических изделий и деформации несущих элементов конструкции.
Использование тракторов без проведения очередного ТО не допускается. Восстановление (регулирование) параметров состояния трактора при ТО проводят по результатам контроля или диагностирования, если фактическое отклонение параметров превышает допускаемое.
Ежесменное ТО выполняет тракторист-машинист. Другие виды ТО выполняет, как правило, специализированный персонал — звенья мастеров-наладчиков, организуемые в хозяйствах, а также предприятия технического сервиса.
Трактор ист-машинист участвует в выполнении номерных и сезонных видов ТО.
Виды ТО, их периодичность и содержание едины как для новых, так и капитально отремонтированных тракторов. Сведения о проведении каждого ТО (кроме ежесменного) заносят в формуляр трактора (сервисную книжку).
Техническое состояние трактора контролируют с помощью средств и методов диагностирования. Цель диагностирования состоит в определении технического состояния и причин возникновения неисправностей машин, а также в выдаче рекомендаций по выполнению необходимых операций ТО и ремонта. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• проверить исправность и работоспособность трактора в целом и (или) его составных частей с установленной вероятностью правильного диагностирования;
• отыскать дефекты, нарушившие исправность и (или) рабо
тоспособность трактора;
• собрать исходные данные для прогнозирования остаточно
го ресурса или вероятности безотказной работы трактора в меж
контрольный период.
По результатам диагностирования дают рекомендации о необходимости регулирования механизмов, замене и ремонте некоторых составных частей, замене материалов.
Контроль технического состояния проводят подготовленные мастера-наладчики или диагносты, что обеспечивает высокое качество выполнения работ.
Различают следующие виды диагностирования:
• заявочное (при обнаружении причин отказов);
• ресурсное (при определении остаточного ресурса).
Диагностирование в процессе ТО выполняют в соответствии
с планом ТО и ремонта. Его обычно совмещают с номерными ТО и ремонтом.
Цель этого диагностирования — установить необходимость регулировки механизмов, замены деталей и ремонта отдельных составных частей. Комплексы операций диагностирования в процессе ТО тем сложнее и больше по объему работ, чем выше номер ТО.
Заявочное диагностирование выполняют при отказах машин или по заявкам трактористов-машинистов.
Цель такого диагностирования — выявление причин отказа или неисправности и их оперативное устранение или определение перечня и объемов восстановительных работ.
Ресурсное диагностирование тракторов проводят при ТО-3 и после межремонтной наработки. Такое диагностирование представляет собой комплекс работ по определению технического состояния и прогнозированию остаточного ресурса всех составных частей и машины в целом.
По результатам ресурсного диагностирования принимают решение о целесообразности дальнейшего использования или ремонта трактора.
1.3. Виды технического обслуживания и ремонта
Тракторы всех марок при их использовании по назначению (ГОСТ 20793-86) и хранении (ГОСТ 7751-85) подвергают ТО (табл. 1.2).
Периодичность номерных ТО тракторов установлена в моточасах. Допускается регламентация периодичности номерных ТО по количеству израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах.
Источник