Стартер ГАЗ 3110
На автомобили марки ГАЗ устанавливают один из двух типов стартера: редукторный и безредукторный. Ввиду того, что редукторный пусковой механизм — новая технология, ему отдают предпочтение при комплектации модели.
Главное предназначение стартера в передаче момента вращения от приводного вала к коленчатому валу с целью его последующей раскрутки и запуска мотора. Если силовой агрегат работает исправно, то достаточно нескольких проворотов для пуска мотора. В противном случае необходима профилактика.
Принцип работы пускового механизма следующий: после проворота ключа в замке зажигания аккумулятор подает ток на якорь, происходит возбуждение на обмотке, коленвал начинает вращаться.
Однако номинальной силы тока недостаточно для запуска двигателя. Чтобы изменить, повысить силу тока в конструкции стартера предустановлены магниты вокруг ротора обмотки. В процессе возбуждения, сила тока увеличивается с 3 – 4 раза. Минимально потребляемая сила тока при запуске 400 – 450Ампер.
Частая эксплуатация, некорректное обращение способствует преждевременному износу деталей. Механизм нуждается в профилактике. Учитывая сложность конструкции, самостоятельные ремонты не желательны, пользуйтесь услугами сертифицированных СТО, где предоставляют гарантию качества на выполненные работы.
Не всегда целесообразно покупать новое пусковое устройство, замените внутренние детали, которые непригодны к использованию. Стоимость частичного ремонта на 25 – 35% дешевле покупки нового оборудования.
Редукторный и безредукторный стартер
Преимущество редукторного в меньшем потреблении электрической энергии, запуске при минимальном заряде АКБ. Недостаток: завышенная стоимость, частая поломка планетарной шестерни, сложность конструкции для понимания и без опыта обращения.
Безредукторный тип имеет простую конструкцию, интуитивно понятный принцип работы. Преимущество: стоимость оборудования, запчастей на 25% ниже аналогов. Недостатки: преждевременный износ при длительной эксплуатации в отрицательные температуры.
Проблемы со стартером и способы их решения
- Повреждение изоляционного слоя электрической проводки;
- Деформация зубьев приводного вала, маховика;
- Заклинивание ПУ из-за износа зубьев;
- Залипание втягивающего реле;
- Недостаточная фиксация клемм на плате, окисление контактов;
- Залипание контактов по причине перегрева;
- Короткое замыкание якоря, обмотки;
- Неисправность пускового механизма, бендикса вследствие попадания влаги в корпус;
- Внешнее механическое повреждение ПУ, корпуса.
Признаки нестабильной работы стартера ГАЗ 3110
- Вращение сопровождается металлическим скрипом;
- На приборной панели горит индикатор, уведомляющий о поломке в системе зажигания.
- Пусковое устройство работает с задержкой;
- Тугое вращение приводного вала;
- Двигатель не заводится при подаче тока на якорь обмотки;
- Пусковой механизм не крутит коленчатый вал.
Самостоятельная диагностика стартера ГАЗ 3110
Цель осмотра — проверка состояния изоляционного слоя проводки, качества фиксации клемм, исключение дефектов, механического повреждения.
Используем смотровую яму (дорожную эстакаду), в условиях СТО предусмотрен гидравлический подъемник.
Со стороны моторного отсека осматриваем пусковой механизм, проводку, крепление контактов. Проверяем целостность аккумулятора, замка зажигания. Замеряем уровень заряда АКБ.
Где находится стартер на автомобиле ГАЗ 3110
В автомобиле семейства ГАЗ пусковой механизм установлен по центру моторного отсека, ближе к кожуху маховика.
Какой оригинальный стартер, аналог можно поставить
Артикул / название | Цена (Руб.) | Артикул / название | Цена (Руб.) |
---|---|---|---|
Стартер ГАЗ 3110, 3307 (двиг. STEYER) 11.130.899Т | От 5500 | 931.3708 (1,8кВт) | От 3200 |
9241.3708(1,6кВт) | От 3500- | 924.3708 | —/— |
93.3708 | —/— | 42.3708000 | —/— |
11.131.568 | —/— | 1.131.730 (402 двигатель) | —/— |
6432.3708000-04 | —/— | 230Б4.3708000 | —/— |
11.130.899 | —/— | 230А1.3708000-10 | —/— |
422.3708000 | —/— | 6002.3708000 PLGR | —/— |
11.131.826 (406 двиг.) | —/— | 422.3708000-01 | От 3500 |
11.131.827 | —/— | 6012.3708000 PLGR | —/— |
42.3708000-11 | 42.3708000 | ||
62.3708000 | 7402.3708000 |
*цены уточняйте на момент покупки у официального дилера.
Замена и установка стартера
- Инструменты, трещотка, головки;
- Ветошь, смазка;
- щетки, подшипник, втулки.
На основании результатов диагностики определяем время работы, способ ремонта: полная замена новым или частичный ремонт начинки. Выгоднее починить установленное пусковое устройство, так как новое стоит от 3.5 тыс. рублей, а ремонт 1.5 тыс.
- Чтобы снять пусковой механизм, устанавливаем машину на смотровую яму, блокируем задний ряд колес противооткатными башмаками;
- Выжимаем стояночный тормоз, снимаем клеммы с аккумуляторной батареи, отключаем сигнализацию (Pandect X);
- Отвинчиваем силовые клеммы с пускового устройства;
- Выкручиваем верхнюю гайку — крепление пускового устройства;
- Далее домкратим (вывешиваем) переднюю часть, выкручиваем нижнее крепление. Снимаем ПУ со шлицов, извлекаем из моторного отсека;
- Проводим дефектовку, перебираем комплектующие, устанавливаем на штатное место.
Советы мастеров по обслуживанию
Не приобретайте дешевые расходные материалы, без гарантии, с сомнительным происхождением. Сверяйте каталожные артикулы с данными, изложенными в инструкции по эксплуатации.
Не вращайте стартером дольше 15 секунд за один раз. Выждите паузу, повторите попытку запуска мотора вновь. Если очередь попыток не увенчалась успехом, то приступайте к диагностике системы электрического питания. Вероятнее всего поврежден участок проводки.
Средний ресурс эксплуатации пускового механизма 60 – 75 тыс. км, плановая профилактика каждые 10000 км.
При необходимости консультируйтесь у специалистов, читайте литературу, смотрите видеоуроки.
Источник
Ремонт стартера газ 3110 402 двигатель
Стартер разбираем для проверки и замены деталей стартера
Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи
Отсоединить провода от двух клемм тягового реле стартера.
Отвернуть две гайки верхнего и нижнего крепления и снять стартер.
На двигателе ЗМЗ–402 предварительно вывернуть направляющую трубку указателя (щупа) уровня масла.
Разборка
Очистить стартер от грязи.
Отвернуть два винта 1 и снять крышку 2.
Отвернуть гайку 4 и отсоединить шину 3 от клеммы тягового реле.
Снять стопорное кольцо 1.
Отвернуть две гайки 2 крепления и снять крышку 3 со стороны коллектора.
Отвернуть два винта 1 крепления и снять тяговое реле 2.
При этом якорь должен остаться на рычаге привода.
Вынуть с помощью отвертки резиновое уплотнение 1 рычага.
Снять якорь 2 тягового реле, для этого нажать на якорь 2 вниз и отсоединить от рычага.
Снять статор 1 с щеткодержателем 2.
Чтобы отсоединить щеткодержатель от статора, необходимо отжать концы пружин 3 и вынуть две изолированные щетки 4 из держателей (эти щетки остаются на выводах обмотки статора).
Вывернуть ось рычага, предварительно отвернув контргайку с другой стороны
Снять крышку 1 со стороны привода и вынуть рычаг 2.
Сбить через оправку удерживающее кольцо 1 по направлению стрелки и снять стопорное кольцо, установленное под удерживающим кольцом.
Снять с вала якоря привод 2 стартера в сборе
Проверка, осмотр и дефектовка деталей стартера
Очистить все детали стартера.
Проверить состояние обмотки статора.
Для этого включить контрольную лампу в цепь переменного тока напряжением 220 В и подсоединить к одному из выводов обмотки статора, другой конец цепи должен быть замкнут на корпус статора.
При этом лампа гореть не должна.
Если лампа горит, значит повреждена изоляция обмотки.
В этом случае заменить обмотку или статор.
Таким же образом проверить вторую обмотку.
Если коллектор загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т.п., прошлифовать коллектор мелкой стеклянной шкуркой.
При значительной шероховатости коллектора или выступании слюды между его пластинами проточить коллектор на токарном станке и затем прошлифовать мелкой стеклянной шкуркой.
Биение коллектора относительно цапф вала не должно превышать 0,05 мм.
При обнаружении на валу якоря желтого налета от подшипника удалить его мелкой шкуркой, так как это может привести к заеданию шестерни на валу.
Проверить надежность пайки выводов обмотки якоря к пластинам коллектора.
Осмотреть обмотку по торцам якоря, диаметр обмотки должен быть меньше пакета железа якоря. В противном случае якорь заменить.
Проверить состояние обмотки якоря с помощью прибора Э–236 или контрольной лампы, питаемой переменным током, напряжением 220 В.
Напряжение подводится к пластине коллектора и сердечнику якоря. Лампа гореть не должна.
Если лампа горит, значит, есть замыкание обмотки якоря или пластины коллектора на «массу». В этом случае заменить якорь.
Надеть привод стартера на вал якоря, он должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам вала якоря.
Удерживая якорь, провернуть шестерню стартера в обе стороны: по часовой стрелке шестерня должна вращаться свободно, а против часовой стрелки вращаться не должна.
В противном случае заменить привод.
Тяговое реле
Проверить омметром сопротивление обмоток тягового реле.
Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,300–0,345 Ом, а удерживающей – 1,03–1,11 Ом.
Обмотки также можно проверить, подсоединив аккумуляторную батарею к выводам обмоток.
Для проверки втягивающей обмотки нужно отсоединить клемму от контактного болта 1 тягового реле.
Затем подсоединить «–» аккумуляторной батареи к клемме 2, а «+» — к контактному болту 1 (схема красного цвета).
При этом якорь реле должен резко втянуться. Для проверки удерживающей обмотки (при отсоединенной от контактного болта 1 клемме) «+» батареи подсоединить к клемме 2, а «–» – к корпусу стартера.
При этом якорь тягового реле должен плавно втянуться.
В противном случае заменить тяговое реле.
Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.
Осмотреть контактные болты.
Зачистить мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов.
При сильном выгорании головок болтов можно развернуть болты на 180°, чтобы они прижимались к контактному диску не выгоревшей стороной.
Если поверхность контактного диска сильно изношена, его можно повернуть неизношенной стороной к контактным болтам.
Проверить перемещение щеток 1 в держателях 2 и 3, щетки должны перемещаться легко, без заеданий.
Проверить надежность крепления держателей 2 и 3 щеток, держатели не должны болтаться.
Держатели 3 изолированных щеток не должны иметь замыкания на «массу» (проверить с помощью контрольной лампы).
Проверить усилие пружин 4, прижимающих щетки, с помощью динамометра.
Для этого необходимо установить щеткодержатель 5 в крышку со стороны коллектора, вставить якорь, установить щетки на коллектор.
В момент отрыва пружины от щетки усилие должно быть в пределах 8,5–14 Н (0,85–1,4 кгс).
Концы пружин должны нажимать на середину щетки.
Щетки, изношенные до высоты 5,0 мм, необходимо заменить (выводы щеток припаяны).
Осмотреть крышки стартера и при обнаружении трещин заменить их.
Если втулки 1 в крышках, на которых вращается вал якоря, изношены или на них имеются задиры, раковины и т.п., необходимо заменить крышки с дефектными втулками
Сборка
Сборку стартера проводят в порядке, обратном снятию.
При сборке смазать моторным маслом подшипники (втулки), шлицевую часть и цапфы вала.
После сборки проверить размер А, он должен быть не более 34 мм.
Включить тяговое реле и измерить размер Б между торцом шестерни и упорным кольцом, он должен быть в пределах 3–5 мм.
Если размер Б не попадает в данный предел, то отрегулировать его положение поворотом оси рычага.
Для этого отпустить контргайку, повернуть ось и затянуть контргайку.
Рекомендуется после окончательной сборки проверить стартер на СТО на стенде мод. 532М.
Стартер СТ230–Б4 считается исправным, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает частоту вращения не менее 4000 мин –1 .
Стартер 42.3708–10 при напряжении 12 В должен иметь следующие параметры: 75 А и 5000 мин –1 .
Источник
Volvo 940 Вольвуша › Logbook › Замена стартера на ЗМЗ-402 + бендикс ЗМЗ-406
Принцип работы стартера:
Если говорить просто, то при повороте ключа зажигания по проводу (который мы будем далее называть «управляющим плюсом») подается напряжение на стартер. У стартера выдвигается бендикс (шестерня) и раскручивают маховик двигателя, чем приводит его в движение.
Симптомы:
1.Скрежет в стартере
2.Стартер не крутит
3.Двигатель запускается «через раз»
Диагностика:
1.Самый простой способ — постучать молотком через деревяшку по втягивающему реле и самому стартеру. Стартер может заработать. Если же нет — читаем следующие шаги.
2.Вначале проверяем втягивающее реле. Если оно неисправно, то машину удастся завести замкнув между собой две клеммы на стартере. А именно: снимаем пластиковый разъем клеммы «управляющего плюса» со стартера, отвертку прислоняем одновременно к этой клемме и к креплению «плюсового» провода от аккумулятора. Если запуск двигателя удался, то причина во втягивающем реле и оно подлежит замене.
3.Если проблема не во втягивающем реле, то снимаем весь стартер (откручиваем две шпильки диаметром 12мм). Ищем визуальные дефекты. Посветив фонариком, смотрим на состояние шестеренок маховика, с которым стартер входит в зацепление. Смотрим также на бендикс. На нем и на маховике не должно быть выкрашенных и «слизанных» зубцов. Если есть значительные на бендиксе, то его заменяем на новый. Тот же самый подход и с маховиком (вот только менять надо, снимая КПП, а то это долгая история).
4.Также проблема может быть внутри самого стартера, как в механической части, так и в электрике. Все мех.поврежденные части нужно заменить на исправные. С электрикой — сложнее, тут потребуется прозванивать контакты. При повреждении эл.части, лично я меняю все на исправную запчасть и не занимаюсь восстановлением. Также, можно сдать стартер на восстановление в специализированную контору.
Диагноз:
К сожалению, проделав все шаги, я выявил, что мой стартер, который был установлен меньше 1 года назад ремонтниками из Королева, неисправен. Визуально было замечено подгорание части статора. Было принято решение устанавливать новый. Новый оригинальный стартер стоит бешеных денег, китайский неоригинал также недешев, притом на него в дальних поездках не найдешь запчастей. Я люблю путешествовать по России и для меня важно, что поломка в дороге не причинит много неудобств. Хочется, чтобы поломавшуюся запчасть можно было найти в захолустном магазине запчастей для наших отечественных авто, купить, в полевых условиях заменить и продолжать путешествовать.
Стартер:
VOLVO 3523301
VOLVO 5003564
MOTORHERZ STB0389RB
WAI 2-1290-BO
WPS 17135N
UNIPOINT STR-2003
HELLA 8EA 012 526-871Стартер, 1.4кВт
DEXEL XST1087
Заменитель:
В качестве альтернативы вышеперечисленным стартерам, я решил поставить стартер для двигателя ЗМЗ-402 с установленным бендиксом от ЗМЗ-406 и переделанной клеммой «управляющего плюса». Для этого потребовалось 5 деталей.
1.Стартер ГАЗ, УАЗ дв.ЗМЗ-402,421 редукторный (замена 62,6002.3708) ЗиТ
Артикул: 5732.3708
4256р.
2.Привод стартера ГАЗ-3110 дв.ЗМЗ-406 6012.3708, 5742.3708 ЗиТ
Артикул: 601.3708600
484р.
3.Клемма под болт М5 в сборе с проводом луженая АЭНК
Артикул: РшИп 2,5-4
9р.
4.Соединительная гильза влагозащищенная, красная (см.фото). Использовал ее, как наиболее удобный и быстрый способ соединения. На истину не претендую, просто такое соединение меня устраивает. Для обжима использую Пресс-клещи для обжима и опрессовки наконечников.
5.Гайки на для болта диаметром 12мм — 2шт.
Источник
Стартер Газ-3110
Модель 3110 является продолжательницей знаменитой линейки автомобилей Волга. Сменила на конвейере Газ-31029. Серийно выходила с 1997 года. В 2005 году выпуск завершили, но машина встречается в большом количестве на вторичном рынке. Пускатель — одна из наиболее распространённых её запчастей.
Родной стартер Газ 3110
На модификациях, оборудованных силовым агрегатом ЗМЗ 406, устанавливался стартер 42.3708-10. А на версиях с мотором 402 — пусковое устройство СТ230-Б4. Место их расположения — справа или слева от картера. Оба пускателя конструктивно схожи, возбуждаются от магнитов. Тяговое реле оснащено двумя обмотками.
Как снять
Гаечные ключи на 8 и 13, а также головка на 14 — вот и всё что нужно для снятия. Ниже представлен подробный алгоритм:
- скинуть минус АКБ;
- отъединить обе клеммы втягивающего реле;
- отвернуть болты устройства — на 402-м моторе заранее вытащить трубку масляного щупа.
Разборка
Стартер разбирается с целью дефектовки и ремонта:
- тщательно очистить деталь от грязи;
- отвернуть винты, болты и ограничительную шайбу с задней крышки — защитного кожуха;
- демонтировать тяговое реле — держится на двух винтах;
- вытащить уплотнитель с помощью отвёртки;
- потянуть и снять якорь, отсоединив его от рычага;
- вытащить статор;
- отсоединить щётки от держателя.
В чём заключается ремонт. Надо провести грамотный осмотр и заменить повреждённые детали.
- В первую очередь измерить обмотку контрольной лампой. Её надо подключить к напряжению в 220 вольт. Затем одной стороной подсоединить к любому выводу катушки статора, а другим концом — приложить к массе. Мигание индикатора укажет на повреждение изоляции. Это означает, что статор надо менять.
- Проверить якорь на загрязнения и царапины на ламелях. В этом случае поможет шлифовка мелким номером абразивной или стеклянной бумаги. Если на поверхностях много шероховатостей, выступает слюда между ламелями — коллектор следует обработать на станке и отшлифовать абразивом. Далее контролируется величина отклонения коллектора касательно шейки вала (норма 0,05 мм и меньше).
Другие виды проверки:
- ламели на жёлтый налёт от подшипника — отшлифовать;
- надёжность пайки выводов якорной катушки к пластинам;
- края обвивки — если толщина не в норме, ротор следует целиком заменить;
- катушка с использованием прибора ЭТАЛОН на пробои — если имеется, якорь на замену;
- ход привода на якорном валу — без люфтов;
- бендикс — вращаться только по часовой стрелке;
- обвивка тягущего с использованием омметра — нормальным считается показатель в 1 Ом и 0,3 Ом для первой и второй катушки соответственно;
- обмотка через АКБ, подсоединяя минус к клемме номер 2, плюс — к клемме номер 1;
- контакты и соединения — окислы затереть шкуркой или развернуть болты обратной стороной.
Отдельно надо проверить щётки, которые быстрее остальных деталей стартера изнашиваются. В частности, они обязаны легко и без заеданий перемещаться внутри держателей. Далее контролируется надёжность фиксации держателей. Они не должны также замыкать на массу, что можно проверить индикаторным прибором. А используя динамометр, удастся протестировать усилие пружин, прижимающих щётки. Норма в пределах 8,5-14 Н. Сами щётки подлежат незамедлительной замене в случае износа — если их длина менее 5 мм.
Не забываем осмотреть крышки. Очевидно, что им надлежит быть даже без самых мелких трещин. Втулки или подшипники скольжения обязаны плотно сидеть, не иметь следов износа или раковин, задиров. Перед сборкой втулки обязательно смазать автолом.
Сборка проводится тоже по инструкции. Обязательно нужно смазать цапфы вала и шлицы. Проверять состояние пускового устройства надо и после сборки, лучше всего на профессиональном стенде. Может считаться рабочим, если при подаче напряжения 12 вольт показывает 75 А и вращается со скоростью 5000 об/мин. Что касается модели СТ-230-Б4, то она потребляет в нормальном состоянии несколько больше — 85А и вращается с минимальной скоростью 4000 об/мин.
Проблемы с редукторным стартером на Газ-3110 бывают разные. И одна неисправность случается довольно часто — пробой. Это не убивает устройство целиком, но оставляет разрушительные последствия. Может треснуть пополам голова внутри вместе с фланцем, повредиться изоляция обмоток. Признаки: двигатель работает всё тяжелее и тяжелее, как будто аккумулятор без зарядки, отказывается запускаться на горячую.
Источник