Капитальный ремонт лифтов — Когда, Кто и Почему
Подъемные устройства многоквартирных домов интенсивно эксплуатируется. В результате узлы и агрегаты подвергаются естественному износу, возникает вероятность поломки комплектующих и сбоев в работе. С целью недопущения простоя лифтового оборудования и гарантирования безопасности планируется и проводится капитальный ремонт.
В рамках капремонта все узлы проверяются, регулируются и при потребности меняются сборочные единицы с целью доведения до установленных производителем технических требований. После окончания срока эксплуатации выполняется плановая замена лифтов. При поломке подъемника перед жильцами встает проблема, кто должен восстановить работоспособность и что входит в объем работ.
Фонды капитального ремонта лифтов
Для поддержания лифтовых устройств в работоспособном состоянии формируются территориальные фонды капремонта. Они создаются в правовой форме постановлением территориальных органов власти согласно Гражданского и Жилищного кодексов РФ. Источником накопления финансовых ресурсов являются ежемесячные платежи собственников жилых домов и средства от реализации госпрограмм. С учетом фактической эксплуатации подъемного оборудования разрабатывается план график замены лифтов.
Главная задача Фонда заключается в создании безопасных и комфортных условий проживания граждан, поэтому на организацию возлагаются следующие задачи:
- аккумуляция средств на выполнение в установленные сроки капитального ремонта;
- выполнение функции технического заказчика;
- привлечение подрядчика;
- финансирование расходов;
- консультационная и организационно-методическая помощь по вопросам капремонта;
- контроль над целевым расходом средств;
- проверка качества и полноты проеденных операций в сроки, которые предусматривает план капитального ремонта лифтов.
Жильцы могут узнать, существует ли фонд по обслуживанию и капремонту подъемного устройства своего дома в интернете на сайте «Реформа ЖКХ мой дом», а также подав заявку в территориальную администрацию или жилищную инспекцию.
Замена лифтов по программе капремонта
Региональная программа капитального ремонта считается реальным инструментом, позволяющий решить вопрос замены лифтового оборудования, у которого вышел срок эксплуатации. Решение о необходимости монтажа нового устройства вырабатывается собственником многоэтажного дома, а также общим собранием жильцов. Организуется подготовка пакета документов, включающего техпаспорт дома, заключение уполномоченной компании о выработке эксплуатационного ресурса, акт техсостояния, а также перечень работ (смета), по восстановлению механизма.
Решение субъекта, распоряжающегося жилым фондом, и комплект документов передается в территориальный орган Ростехнадзора, подтверждающий целесообразность выполнения замены оборудования согласно положениям программы капремонта. 80% средств выделяются с госфонда, а остальная часть оплачивается собственником. Для записи в программу анализируются следующие факторы:
- срок и особенности эксплуатации подъемного механизма;
- стоимость запланированных операций и сумма взноса собственника;
- общее техсостояние лифтового оборудования и жилого дома.
Замена по программе проводится компаниями, которые специализируются на лифтовых устройствах. Оформляется акт передачи машинного помещения управляющей организации для ввода в эксплуатацию. С целью контроля над сроками и полнотой выполнения работ за объектом закрепляется инженер технадзора от Фонда.
Жители могут узнать наличие в программе капремонта подъемных устройств своего дома, подав заявление представителю территориальной администрации, специализирующегося на жилищных вопросах. Для ускорения процесса можно зайти на сайт администрации и посмотреть в разделе перечень домов, включенных в план капремонта.
Модернизация или капитальный ремонт
Модернизация лифтового оборудования ‒ это комплекс работ, проводимых с целью улучшения технико-эксплуатационных характеристик и продления срока эксплуатации подъемного механизма. Запчасти для лифтов меняются более технологичными и современными. Модернизация предусматривает также изменение дизайна кабины, обходится дешевле полной замены агрегатов и позволяет:
- улучшить работоспособность подъемного оборудования;
- обеспечить комфорт для пассажиров;
- обеспечить соответствие подъемного устройства уровню технического прогресса;
- увеличить надежность и безопасность эксплуатации;
- повысить точность остановки и плавность хода;
- обеспечить бесшумность функционирования и продлить ресурс устройства.
Ремонт за счет средств капитального ремонта осуществляется для восстановления ресурса безаварийного функционирования механизма методом замены комплектующих. При этом не меняются параметры грузоподъемности, скорости, торможения и кинематические схемы.
Сроки капитального ремонта лифтов
В России срок граничной эксплуатации лифтового оборудования составляет 25 лет. Текущий или капитальный ремонт лифта планируется исходя из результатов экспертизы уполномоченной организации. Подъемному механизму в зависимости от интенсивности эксплуатации может потребоваться капремонт после 4-5 лет эксплуатации. Работы начинаются в срок, определенный программой, и выполняются по графику. Продолжительность зависит от объема и сложности операций.
Регламентирующими нормативами в области эксплуатации и капремонта является ГОСТ 22011-95. С момента остановки лифтового оборудования до приема комиссией период должен составлять не больше 75 календарных дней. На протяжении последующих 15 дней Ростехнадзор выдает акт ввода, являющийся основанием запуска механизма в эксплуатацию.
Источник
РЕКОМЕНДАЦИИ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования
Национальный Лифтовый Союз (НЛС) просит рассмотреть подготовленные лифтовым сообществом предложения но ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, и направить в субъекты Российской Федерации Рекомендации для возможного применения и использования в работе региональными операторами — Фондами капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Вопрос «О включении в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов финансирования работ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации» был положительно рассмотрен на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Членами комиссии, экспертами и представителями лифтового комплекса было принято решение разработать и согласовать с Минстроем России методические рекомендации по составу работ по замене лифтов, капитальному плановому и непредвиденному (внеплановому) ремонту лифтового оборудования, а также обратиться в Минстрой России выйти с предложением к субъектам Российской Федерации о принятии в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов подпрограмм по замене лифтов и капитальному ремонту лифтового оборудования с включением финансирования этих работ за счет средств фондов капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
В этой связи, просим рассмотреть обращение НЛС и о принятых мерах дать поручение проинформировать нас.
Приложение: Рекомендации по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования на 5 листах.
Президент В.А. Тишин
Приложение к исх. № 148 от 22.08.2014 г.
Национальный Лифтовый Союз
РЕКОМЕНДАЦИИ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования
1. Общие положения
1.1 Согласно статьи 158 «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
2. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
1.2. Основные понятия, термины и определения. В настоящих Рекомендациях использованы термины и определения, установленные жилищным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о техническом регулировании, а также следующие определения:
Владелец лифта — юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в котором расположен лифт, либо право на распоряжение непосредственно лифтом и осуществляющее эксплуатацию лифта или занимающееся организацией его эксплуатации.
Замена лифта — комплекс работ по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта.
Капитальный ремонт лифта — ремонт или замена одного или нескольких основных узлов и механизмов лифтового оборудования.
Лифт — устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 градусов.
Лифтовое оборудование — отдельные элементы, узлы, механизмы и устройства, входящие в состав лифта.
Специализированная по лифтам организация — субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по монтажу (замене), техническому обслуживанию, ремонту и модернизации (реконструкции) лифтов и систем диспетчерского контроля за их работой.
Строительная часть лифта — часть здания, в состав которой входит шахта, машинное/блочное помещения, дверные проемы для входа в лифт с этажных площадок.
Эксплуатация лифта — стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.
2. При эксплуатации жилищного фонда учитывается
2.1. В соответствии с ч.1 ст. 166 «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
2.2. В соответствии со ст.4 «Требования к безопасности» Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — TP ТС 011/2011). утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824:
Для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:
— использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством но эксплуатации изготовителя;
— выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;
— проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта не реже одного раза в 12 месяцев аккредитованной (уполномоченной) организацией.
По истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.
При отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего TP ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
3. Рекомендации по организации работ по замене лифтов
3.1. Решение о замене лифта принимает владелец лифта на основании рекомендаций по результатам оценки соответствия лифта.
Оценка соответствия проводится в форме обследования (технического диагностирования) лифта, аккредитованной (уполномоченной) организацией. Техническое диагностирование является неотъемлемой составной частью капитального ремонта зданий.
3.2. Замена лифтов включает в себя комплекс работ (услуг) по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта, а также (при необходимости) капитальный ремонт строительной части лифта.
В состав работ (услуг) по замене лифта входят:
— обследование (техническое диагностирование) лифта;
— работы по демонтажу и монтажу (установке) лифта;
— работы по установке оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;
— работы (услуги) по оценке соответствия смонтированного лифта;
— декларирование соответствия смонтированного лифта, экспертиза (регистрация) деклараций соответствия лифта;
— работы (услуги) по утилизации демонтированною лифтового оборудования.
3.3. Непригодным для эксплуатации лифт признается как не отвечающий требованиям TP ТС 011/2011 и не подлежащий капитальному ремонту в связи с нецелесообразностью и нерентабельностью проведения такого ремонта. Основанием для признания лифта непригодным для эксплуатации служит заключение аккредитованной (уполномоченной) организации.
3.4. В состав работ по замене лифта, при необходимости, входят работы капитального характера на строительной части лифта.
3.5. Работы по замене лифта выполняются в соответствии с требованиями действующих межгосударственных и национальных стандартов,
3.6. После завершения работ по замене лифта, ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования».
3 .7. В соответствии со ст,6 «Подтверждение соответствия лифта, устройств безопасности лифта» TP ТС 011/2011: лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу TP ТС 011/2011 и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям TP ТС 011/2011 в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу TP ТС 011/2011 (до 15.02.2020 г.).
4. Рекомендации по организации работ по ремонту (капитальному ремонту) лифтового оборудования
4.1. Под ремонтом (капитальным ремонтом) лифтового оборудования следует понимать комплекс работ (услуг), направленных на восстановление эксплуатационных характеристик лифта, повышения уровня безопасности и класса энергетической эффективности, а именно:
— работы (услуги) по оценке соответствия (периодическое техническое освидетельствование) лифта;
— работы по ремонту (или замене) одного или нескольких узлов и агрегатов, в том числе: лебедки главного привода или ее составных частей (редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт, электродвигателя, канатоведущего шкива, барабана трения), оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов), привода дверей кабины и его составных частей (редуктора, электродвигателя, балки привода дверей), постов управления, кабины и ее составных частей (рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, вертикального щита под порогом кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства), дверей шахты, кабины и их составных частей (створок, порогов, замков, верхних балок дверей), шкафа управления и его составных частей (электронных плат, трансформаторов), преобразователя частоты и его составных частей (силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат), натяжного устройства уравновешивающих канатов, ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости, ловителей, противовеса и его составных частей (рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков), разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине, подвесного кабеля, тяговых элементов, уравновешивающих канатов, цепей, каната ограничителя скорости, буфера, электрических устройств безопасности (УБ), а также оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;
— работы (услуги) по установке лифтового оборудования, необходимого для повышения уровня безопасности лифта (при необходимости);
— пусконаладочные работы (при необходимости);
— электроизмерительные работы (при необходимости):
— работы (услуги) по оценке соответствия (частичное техническое освидетельствование) лифта;
— работы (услуги) по утилизации замененного лифтового оборудования.
4.2 . Перечень работ по ремонту (замене) лифтового оборудования формируется на основании результатов обследования лифта, технического освидетельствования лифта или проведения технического обслуживания, которые осуществляется в соответствии с требованиями TP ТС 011/2011 и действующих межгосударственных и национальных стандартов.
4 .3 . Проведение ремонта лифтового оборудования проводится исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. Срок проведения ремонта лифтового оборудования планируется владельцем лифта совместно со специализированной по лифтам организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт лифта.
В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимается в соответствии с ГОСТ Р 55964-2014 Приложение А (Средний срок службы основного лифтового оборудования):
Источник
Новости ЖКХ
В данной статье рассмотрим ситуацию, когда в неисправность пришло оборудование в МКД, которое требует капитального ремонта, а собственники своевременно не проводят общее собрание для голосования по данному вопросу. А также возможные действия управляющей организации для минимизации рисков здоровью жильцов, и судебную практику по данному вопросу.
В п. 7.6.2. ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст), приведен состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), в который входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в т.ч. лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт; электродвигателя лебедки главного привода; канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения; оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов); привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей; постов управления; кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства; дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей; шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов; преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат; натяжного устройства уравновешивающих канатов; ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости; ловителей; противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии); разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине; подвесного кабеля; тяговых элементов; уравновешивающих канатов, цепей; каната ограничителя скорости; буфера.
Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.
Из положений ГОСТ Р 55964-2014 следует, что если сломался какой-либо из элементов (узлов), перечисленных в п. п. 7.6.2. указанного стандарта, то работы по замене или ремонту такого элемента (узла) относятся к капитальным.
В связи с этим у управляющей организации возникает вопрос – можно ли провести капитальный ремонт лифта (лифтового оборудования) за счет средств текущего ремонта или целесообразнее изыскать для такого ремонта собственные средства, а затем взыскать их в качестве неосновательного обогащения с регионального оператора, если фонд капитального ремонта формируется на его счете.
Что касается возможности использования средств текущего ремонта для проведения капитального ремонта, то на наш взгляд, без принятия собственниками помещений соответствующего решения и без внесения изменений в договор управления, такая возможность у управляющей организации отсутствует ввиду следующего:
Частью 1 ст. 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В ч. 2 ст. 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме. Эта плата включает в себя:
плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
плату за коммунальные услуги.
Таким образом, в структуре платы выделены такие самостоятельные составляющие как плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за текущий ремонт, и плата за капитальный ремонт в виде взносов.
Каждая из указанных видов плат является источником финансирования соответствующих работ и носит целевой характер, т.е. должна быть использована на оплату того вида работ, в отношении которых ее размер установлен.
Как указано в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 (далее ПП ВС РФ №22), перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество или кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, о чем прямо указано в п. 35 Правил №491.
Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются в соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ существенными условиями договора управления.
Из изложенного следует, что размер платы за содержание жилого помещения, включающий в себя плату за текущий ремонт, определяется на общем собрании собственников помещений с учетом соблюдения принципа его соразмерности утвержденному собственниками помещений перечню, объемам и качеству услуг и работ, в т.ч. по текущему ремонту, и указывается в договоре управления многоквартирным домом.
Согласно п. 16 и п. 17 ПП ВС РФ №22 размер платы за содержание и текущий ремонт не может устанавливаться произвольно и не может быть изменен управляющей организацией в одностороннем порядке. Перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являясь существенным условием договора управления, также не может изменяться в одностороннем порядке управляющей организацией, если иное не установлено в условиях договора управления многоквартирным домом.
Следовательно, полученные управляющей организацией средства на проведение текущего ремонта должны быть использованы по целевому назначению – на проведение работ по текущему ремонту тех видов, в том объеме и в те сроки, которые предусмотрены договором управления многоквартирным домом.
Взносы на капитальный ремонт также носят целевой характер и могут расходоваться только в том порядке, который урегулирован разделом IX ЖК РФ и предусматривает принятие собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта с учетом предложения лица, управляющего многоквартирным домом.
В ч. 2 ст. 189 ЖК РФ указано, что собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Согласно пп. г) п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, управляющая организация, выявившая необходимость проведения капитального ремонта лифта, должна сформировать предложение для собственников помещений, содержащее информацию, необходимую для принятия собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта (состав информации, подлежащей отражению в таком решении приведен в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта в ч. 5 и ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ) и инициировать проведение общего собрания собственников помещений с соответствующей повесткой дня (такое право ей предоставлено ч. 7 ст. 45 ЖК РФ).
В качестве источника финансирования проведения работ по капитальному ремонта лифта в сроки, более ранние, чем предусмотрено региональной программой проведения капитального ремонта, могут быть дополнительные средства, уплачиваемые собственниками помещений с последующим зачётом таких средств путем освобождения собственников от уплаты взносов на капремонт в будущих периодах в пределах потраченной суммы (при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора), а также средства фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете при условии их достаточности для проведения капитального ремонта лифта в более ранние сроки или при условии уплаты собственниками помещений взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса.
Если собственники помещений не соберутся на общее собрание по вопросу проведения капитального ремонта лифта ранее срока, предусмотренного региональной программой, а обращение управляющей организации в уполномоченный орган для целей актуализации такой программы путем внесения в нее (и в краткосрочный план ее реализации) изменений из-за неотложности проведения работ по капитальному ремонту лифта не даст быстрых результатов, то можно рассмотреть такой вариант действий, которые предприняла управляющая организация из Екатеринбурга (см. Дело № А60-63605/2017)
Эта управляющая организация выполнила работы по капитальному ремонту лифта (замену каната ограничителя скорости) за собственный счёт, а затем обратилась в суд за взысканием потраченных денежных средств с регионального оператора, который отказался в добровольном порядке возместить расходы на проведение ремонтных работ по восстановлению работоспособности лифтового оборудования, поскольку срок их проведения по региональной программе был определен 2036-2038 гг., и для переноса сроков необходимо общее собрание собственников данного многоквартирного дома, которое не состоялось.
Как указано судом, «начиная с 2014 г. управляющая компания не вправе собирать денежные средства по статье «капитальный ремонт» поскольку данное право в силу положений ст. 180 ЖК РФ относится к компетенции Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Однако, несмотря на то, что работы по замене каната ограничителя скорости являются работами капитального характера, управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, учитывая неотложный характер данной поломки, осуществило замену указанного лифтового оборудования, также управляющая компания не выбрана в качестве владельца спец. счета для формирования фонда капремонта. Учитывая, что денежные средства, поступающие от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, не могут быть использованы в целях финансирования работ по капитальному ремонту, в связи с чем, указанные работы управляющая компания провела за свой счет».
Поскольку между управляющей организацией и региональным оператором отсутствуют договорные отношения, отсутствуют и основания для зачёта взаимных требований, связанных с содержанием общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с этим управляющая организация обратилась в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения с регионального оператора.
Арбитражный суд Свердловской области Решением от 23 марта 2018 года удовлетворил требования управляющей организации в полном объеме.
17 ААС своим Постановлением № 17АП-6280/2018-ГК от 31.05.18 отменил решение суда первой инстанции и отказал управляющей организации в удовлетворении ее требований к региональному оператору, ссылаясь на то, что «судом не учтены положения, касающиеся организации капитального ремонта, введенные законодателем в разделе IX ЖК РФ, при этом, основания для вывода о том, исполнитель коммунальных услуг по своему усмотрению вправе изменять сроки проведения капитального ремонта, закрепленные в Региональной программе капитального ремонта, и самостоятельно проводить капитальный ремонт, а также получать компенсацию затрат от ответчика 2, апелляционным судом не установлены».
Арбитражный суд Уральского округа (Постановление № Ф09-5821/18 от 14.11.18) и Верховный Суд РФ (Определение № 309-ЭС18-26252 от 05.06.19) поддержали позицию управляющей организации и обязали регионального оператора возместить ей стоимость работ по капитальному ремонту лифтового оборудования, исходя из следующего:
неисправность лифтового оборудования создает опасность для жизни и здоровья жильцов многоквартирного жилого дома,
работы по ремонту лифтового оборудования относились на момент их проведения к неотложным работам, так как в случае их невыполнения сохранялась вероятность наступления неблагоприятных последствий для жителей данного дома,
в настоящее время ремонт такого оборудования законом отнесен к видам капитального ремонта (п.2 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ),
управляющая компания не выбрана в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта,
денежные средства, поступающие от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, не могут быть использованы в целях финансирования работ по капитальному ремонту
работы по ремонту лифта управляющая компания провела за свой счет,
работы отнесены к работам капитального характера, которые подлежат возмещению за счет средств регионального фонда капитального ремонта.
С учетом фактических обстоятельств данного спора, ввиду надлежащего выполнения управляющей компанией возложенных на нее обязанностей по ремонту общего имущества, оплатой ею данных работ подрядной организации и необходимости возмещения их стоимости, исходя из того, что действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, суды сочли возможным взыскать с Регионального фонда содействия капитального ремонта общего имущества стоимость выполненных работ по замене лифтового оборудования.
Из изложенного следует, что если управляющая организация проведет в многоквартирном доме капитальный ремонт лифтового оборудования раньше срока, установленного региональной программой, при несостоявшемся общем собрании собственников помещений, то есть вероятность (но нет никаких гарантий), что потраченные ею денежные средства на проведение неотложных работ она сможет взыскать с регионального оператора, на счете которого формируется фонд капитального ремонта.
Источник
Как и за чей счёт провести замену или ремонт лифта в МКД
Согласно принятому в первом чтении законопроекту, административный штраф от 20 тысяч рублей и приостановление деятельности до 90 суток грозят юрлицам, которые вовремя не проведут ремонт лифта. Рассмотрим вопросы о том, кто в МКД отвечает за его исправное состояние и как провести модернизацию или замену лифта.
Кто отвечает за лифты в МКД
Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав ОИ МКД, поэтому за его состояние отвечают собственники помещений в этом доме (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Если собственники заключили договор на содержание и ремонт общего имущества МКД с УО, она несёт ответственность за состояние лифтового оборудования.
Расходы на содержание подъёмника включаются в ежемесячную плату за жилищные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ), размер которой зависит от доли собственника в праве собственности на ОИ МКД (ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) не имеют значения.
Правила эксплуатации и обслуживания лифтов в МКД установлены Техническим регламентом Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённым решением ТС от 18.10.2011 № 824.
В Приложениях 1 и 3 регламента подробно изложены требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования не указаны сведения о сроке службы, то он приравнивается к 25 годам со дня ввода в эксплуатацию. Затем без предварительного освидетельствования использовать его запрещено (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011). Результаты проверки покажут, можно ли модернизировать оборудование или оно подлежит замене.
В чём разница между заменой и модернизацией
Контроль за соблюдением требований Технического регламента – одна из основных задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
По результатам осмотров лифтов в части соблюдения требований Технического регламента Ростехнадзор обратился в Правительство РФ с предложениями о повышении безопасности эксплуатации лифтов. Специалисты надзорного органа при проверке лифтового оборудования выявили факты подмены понятий. В МКД под видом замены лифтов была проведена лишь их модернизация, требующая меньших затрат. При этом сохранение некоторых частей старого лифта снижало уровень его безопасности.
Как сообщает сайт Ростехнадзора, в Правительстве РФ по этому вопросу состоялось совещание, итоги которого отражены в письме Минстроя от 29.01.2018 № 2695-НС/06.
В документе чётко определены термин термин «модернизация» и его отличия от «замены». Согласно письму № 2695-НС/06, независимо от терминологии, внесённой в проектную документацию, лифт считается модернизированным, если после ремонта остался хотя бы один старый элемент.
Какие действуют госпрограммы по замене лифтов
Помимо теоретических и терминологических вопросов, Правительство РФ пытается решить проблему финансирования работ по ремонту и замене лифтов. Задача непростая, ведь четверть всех лифтов в российских МКД требуют модификации. И число их постоянно растёт, поскольку у собственников в МКД часто нет возможности полностью и быстро собрать средства: стоимость таких работ – от полутора миллионов рублей и выше.
К решению проблемы подключился Минстрой РФ. Благодаря работающей в регионах Программе ускоренной замены лифтов в 2017 году завершился монтаж 15 000 новых подъёмников взамен оборудования с истёкшим сроком службы. Как сообщает «Российская газета», программа позволяет привлекать средства из городских и региональных бюджетов, а также кредиты, предоставляемые производителями оборудования.
Минстрой РФ видит и другой путь получения средств на замену лифтов, признанных непригодными. Министерство подготовило проект Постановления Правительства РФ, который позволит в рамках региональной программы капремонта в приоритетном порядке заменить опасный для жителей лифт.
Как заменить лифт в доме
Согласно ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 6 ТР ТС 011/211, оценку соответствия лифтового оборудования техническим требованиям к безопасной эксплуатации нужно проводить не реже раза в год. Делать это должна уполномоченная организация. Если проверка показала, что срок службы лифта уже истёк, он подлежит обязательной замене. При обнаружении неисправности в работе оборудования лифт модернизируется.
Решение о проведении работ по ремонту или замене лифта принимают собственники помещений на общем собрании. Инициатором ОСС может выступить УО или собственник помещения в доме (ст. 45 ЖК РФ). Для принятия положительного решения по этому вопросу требуется согласие не менее двух третей от общего количества голосов собственников жилых и нежилых помещений (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Подтвердив согласие на проведение работ, ОСС решает, какой источник финансирования будет использован:
1. Средства собственников.
Собственники помещений МКД полностью оплачивают работы по замене лифта или его отдельных элементов.
Расходы делятся между собственниками и федеральным бюджетом. В таком случае необходимо пройти комиссию, которая учитывает срок службы и состояние лифта, состояние МКД и сумму, которую могут предоставить жители дома
По этой программе в регионах-участниках проводятся работы по замене вышедших из строя подъёмников за счёт бюджетных средств.
Как правило, срок ремонта не превышает одного-двух месяцев в зависимости от количества лифтов и этажей в доме. Приём работ согласно требованиям Технического регламента ТС 011/2011 осуществляют представители управляющей организации.
Выводы
Пока над решением проблемы замены десятков тысяч сломанных или отработавших срок лифтов думают высшие органы власти РФ, управляющие организации должны помнить: на них возложена ответственность за состояние лифтов и безопасность жителей при эксплуатации оборудования.
Поэтому, чтобы лифты не выходили из строя и с жителями не происходили несчастные случаи, УО должна следить за подъёмниками в доме, проводить проверку их состояния и вовремя выносить на общее собрание собственников вопрос о необходимости его ремонта или замены.
Источник
РЕКОМЕНДАЦИИ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования
Национальный Лифтовый Союз (НЛС) просит рассмотреть подготовленные лифтовым сообществом предложения но ремонту и замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, и направить в субъекты Российской Федерации Рекомендации для возможного применения и использования в работе региональными операторами — Фондами капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Вопрос «О включении в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов финансирования работ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации» был положительно рассмотрен на заседании комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Членами комиссии, экспертами и представителями лифтового комплекса было принято решение разработать и согласовать с Минстроем России методические рекомендации по составу работ по замене лифтов, капитальному плановому и непредвиденному (внеплановому) ремонту лифтового оборудования, а также обратиться в Минстрой России выйти с предложением к субъектам Российской Федерации о принятии в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов подпрограмм по замене лифтов и капитальному ремонту лифтового оборудования с включением финансирования этих работ за счет средств фондов капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
В этой связи, просим рассмотреть обращение НЛС и о принятых мерах дать поручение проинформировать нас.
Приложение: Рекомендации по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования на 5 листах.
Президент В.А. Тишин
Приложение к исх. № 148 от 22.08.2014 г.
Национальный Лифтовый Союз
РЕКОМЕНДАЦИИ по замене лифтов и ремонту лифтового оборудования
1. Общие положения
1.1 Согласно статьи 158 «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
2. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
1.2. Основные понятия, термины и определения. В настоящих Рекомендациях использованы термины и определения, установленные жилищным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности и законодательством о техническом регулировании, а также следующие определения:
Владелец лифта — юридическое или физическое лицо, имеющее законное право на распоряжение собственностью здания (сооружения), его части, в котором расположен лифт, либо право на распоряжение непосредственно лифтом и осуществляющее эксплуатацию лифта или занимающееся организацией его эксплуатации.
Замена лифта — комплекс работ по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта.
Капитальный ремонт лифта — ремонт или замена одного или нескольких основных узлов и механизмов лифтового оборудования.
Лифт — устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 градусов.
Лифтовое оборудование — отдельные элементы, узлы, механизмы и устройства, входящие в состав лифта.
Специализированная по лифтам организация — субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в установленном порядке на территории Российской Федерации, располагающий материально-технической базой и квалифицированным персоналом для осуществления одного или нескольких видов деятельности по монтажу (замене), техническому обслуживанию, ремонту и модернизации (реконструкции) лифтов и систем диспетчерского контроля за их работой.
Строительная часть лифта — часть здания, в состав которой входит шахта, машинное/блочное помещения, дверные проемы для входа в лифт с этажных площадок.
Эксплуатация лифта — стадия жизненного цикла лифта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включает в себя использование по назначению, хранение в период эксплуатации, обслуживание и ремонт.
2. При эксплуатации жилищного фонда учитывается
2.1. В соответствии с ч.1 ст. 166 «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» Жилищного кодекса Российской Федерации:
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
2.2. В соответствии со ст.4 «Требования к безопасности» Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее — TP ТС 011/2011). утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 824:
Для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования:
— использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством но эксплуатации изготовителя;
— выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом;
— проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта не реже одного раза в 12 месяцев аккредитованной (уполномоченной) организацией.
По истечении назначенного срока службы не допускается использование лифта по назначению без проведения оценки соответствия с целью определения возможности и условий продления срока использования лифта по назначению, выполнения модернизации или замене с учетом оценки соответствия.
При отсутствии в паспорте лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего TP ТС 011/2011, сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.
3. Рекомендации по организации работ по замене лифтов
3.1. Решение о замене лифта принимает владелец лифта на основании рекомендаций по результатам оценки соответствия лифта.
Оценка соответствия проводится в форме обследования (технического диагностирования) лифта, аккредитованной (уполномоченной) организацией. Техническое диагностирование является неотъемлемой составной частью капитального ремонта зданий.
3.2. Замена лифтов включает в себя комплекс работ (услуг) по демонтажу выведенного из эксплуатации лифта и монтажу нового лифта, а также (при необходимости) капитальный ремонт строительной части лифта.
В состав работ (услуг) по замене лифта входят:
— обследование (техническое диагностирование) лифта;
— работы по демонтажу и монтажу (установке) лифта;
— работы по установке оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;
— работы (услуги) по оценке соответствия смонтированного лифта;
— декларирование соответствия смонтированного лифта, экспертиза (регистрация) деклараций соответствия лифта;
— работы (услуги) по утилизации демонтированною лифтового оборудования.
3.3. Непригодным для эксплуатации лифт признается как не отвечающий требованиям TP ТС 011/2011 и не подлежащий капитальному ремонту в связи с нецелесообразностью и нерентабельностью проведения такого ремонта. Основанием для признания лифта непригодным для эксплуатации служит заключение аккредитованной (уполномоченной) организации.
3.4. В состав работ по замене лифта, при необходимости, входят работы капитального характера на строительной части лифта.
3.5. Работы по замене лифта выполняются в соответствии с требованиями действующих межгосударственных и национальных стандартов,
3.6. После завершения работ по замене лифта, ввод лифта в эксплуатацию осуществляется в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования».
3 .7. В соответствии со ст,6 «Подтверждение соответствия лифта, устройств безопасности лифта» TP ТС 011/2011: лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу TP ТС 011/2011 и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям TP ТС 011/2011 в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу TP ТС 011/2011 (до 15.02.2020 г.).
4. Рекомендации по организации работ по ремонту (капитальному ремонту) лифтового оборудования
4.1. Под ремонтом (капитальным ремонтом) лифтового оборудования следует понимать комплекс работ (услуг), направленных на восстановление эксплуатационных характеристик лифта, повышения уровня безопасности и класса энергетической эффективности, а именно:
— работы (услуги) по оценке соответствия (периодическое техническое освидетельствование) лифта;
— работы по ремонту (или замене) одного или нескольких узлов и агрегатов, в том числе: лебедки главного привода или ее составных частей (редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт, электродвигателя, канатоведущего шкива, барабана трения), оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов), привода дверей кабины и его составных частей (редуктора, электродвигателя, балки привода дверей), постов управления, кабины и ее составных частей (рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, вертикального щита под порогом кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства), дверей шахты, кабины и их составных частей (створок, порогов, замков, верхних балок дверей), шкафа управления и его составных частей (электронных плат, трансформаторов), преобразователя частоты и его составных частей (силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат), натяжного устройства уравновешивающих канатов, ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости, ловителей, противовеса и его составных частей (рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков), разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине, подвесного кабеля, тяговых элементов, уравновешивающих канатов, цепей, каната ограничителя скорости, буфера, электрических устройств безопасности (УБ), а также оборудования и линий связи систем диспетчерского контроля за работой лифтов;
— работы (услуги) по установке лифтового оборудования, необходимого для повышения уровня безопасности лифта (при необходимости);
— пусконаладочные работы (при необходимости);
— электроизмерительные работы (при необходимости):
— работы (услуги) по оценке соответствия (частичное техническое освидетельствование) лифта;
— работы (услуги) по утилизации замененного лифтового оборудования.
4.2 . Перечень работ по ремонту (замене) лифтового оборудования формируется на основании результатов обследования лифта, технического освидетельствования лифта или проведения технического обслуживания, которые осуществляется в соответствии с требованиями TP ТС 011/2011 и действующих межгосударственных и национальных стандартов.
4 .3 . Проведение ремонта лифтового оборудования проводится исходя из срока службы составных частей, узлов и оборудования лифта, приведенного в документации изготовителя. Срок проведения ремонта лифтового оборудования планируется владельцем лифта совместно со специализированной по лифтам организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт лифта.
В случае отсутствия в документации изготовителя срока службы составных частей этот срок принимается в соответствии с ГОСТ Р 55964-2014 Приложение А (Средний срок службы основного лифтового оборудования):
Источник