Причины и способы устранения поломок насосов различных видов
Насосное оборудование способно решить многие проблемы, возникающие при обустройстве частного дома. При помощи таких аппаратов обеспечивают водоснабжение дома, осуществляют водоотведение, повышают давление в уже имеющихся линиях подачи воды. Не менее важную роль играет электронасос в промышленности, где с его помощью транспортируются большие объемы материалов.
Но, каким бы качественным и функциональным ни был агрегат, при неправильной эксплуатации он быстро приходит в негодность. И если денег на квалифицированную помощь нет, придется производить ремонт насосов своими руками.
1 Типы насосной техники
Неправильная работа насосного устройства или полное прекращение его функционирования являются следствием выхода из строя отдельных узлов аппарата. При этом ремонт насоса будет заключаться в замене неработающих комплектующих. Сложность такого действия заключается в том, что современный рынок располагает большим разнообразием насосной техники и каждое устройство предполагает индивидуальную конструкцию. Поэтому и ремонт аппарата полностью зависит от типа прибора.
Виды насосного оборудования
К основным типам бытовой насосной техники относятся:
- скважинный насос для воды;
- водяной дренажный агрегат;
- насосные станции на основе поверхностных электронасосов.
Среди промышленных агрегатов без специальных навыков отремонтировать самостоятельно можно только 2 типа устройств:
- водокольцевой аппарат ВВН;
- буровой насос.
2 Ремонт насосного оборудования
В соответствии с каждым типом аппарата выделяются отдельные алгоритмы ремонтных работ. В целом же следует помнить, что если повреждениям поддался двигательный блок аппарата, а навыков работы с обмоткой и контактными группами не имеется, лучше отдать устройство в сервис. Также перед началом ремонтных робот или обслуживания насосный агрегат отключается от электрической сети и извлекается из источника.
к меню ↑
2.1 Особенности ремонта скважинных аппаратов
Независимо от типа, водяной насос для скважины имеет цилиндрический удлиненный корпус из стали или чугуна. Трубопровод на нем фиксируется в верхней части. При этом двигатель может располагаться, как сверху, так и в нижней части агрегата. Данный тип электронасосов рассчитан на забор жидкости с большой глубины. Часто при высоком уровне абразивных веществ в воде. Поэтому следует помнить, что намного проще предотвратить поломку периодическими чистками и проверками аппарата.
Если же все-таки неисправности в работе возникли, начало любых работ заключается в правильной диагностике проблемы. При этом, если даже возникают мысли о том, что именно сломано, следует тщательно осмотреть все устройство на наличие проблем второстепенных.
Чистка скважинного насоса
Прежде всего, для скважинных водяных насосов необходимо проверить, не стала ли причиной прекращения работы перегрузка. Проводится это в два этапа:
- Разбирается распределительная коробка. Для этого сначала ослабляются винты на корпусе. Дальше отделяется рабочая камера. И уже после этого снимается крышка с моторного отсека.
- Дальше идет проверка всех узлов, включая обмотку двигателя и предохранители, на наличие следов горения и соответствующего запаха. Если повреждена обмотка, ее придется менять на аналогичную.
Также не лишним во время предварительного осмотра будет исследовать кабель аппарата на наличие повреждения. Особенно тщательно осматриваются контакты на месте соединения с мотором. В случае обнаружения повреждения, необходимо заменить или весь кабель, или поврежденный участок, тщательно за изолировав место соединения.
Одной из частых проблем скважинных аппаратов является поломка, когда напор либо ослабевает, либо устройство работает, а вода не идет вообще. Это является следствием работы в скважинах с высоким содержанием песка. В этом случае причины может быть три:
- Вышел из строя рабочий клапан. В этом случае помимо того, что вода не проходит возможен также и гидроудар, который повреждает узлы.
- Забился фильтр на впускных отверстиях. Если прибор расположен близко к дну, через всасывающие отверстия может проходить большое количество абразивов, которые постепенно забивают канал.
- Повреждена или деформирована крыльчатка рабочего колеса. При этом можно попытаться выровнять лопасти, а на впуск поставить более качественный фильтр.
Если же при осмотре выявлены повреждения электромагнита, то в этом случае водяные насосы ремонту своими руками не подлежат. Их починить и отрегулировать смогут только в мастерской.
к меню ↑
2.2 Ремонт дренажных устройств
Дренажные насосные аппараты используются для осушения водоемов с грязной водой, а также водоотведения из подтопленных помещений. Такие устройства выполняются из пластика, стали или чугуна (промышленные варианты). Как правило, устанавливаются на дно источника на специальные подставки в вертикальном положении. Отличаются высокой пропускной способностью.
Такие аппараты рассчитаны на работу в сложных условиях, где нагрузка на рабочие узлы достаточно велика. Поэтому и неисправности – не редкость. Есть 2 основных признака неправильной работы устройства: полное отсутствие действий со стороны аппарата или слышен гул двигателя, но нет напора.
В первом случае причины могут быть следующие:
- вследствие резких и частых скачков напряжения сгорел конденсатор на электродвигателе;
- поплавковый механизм в узком колоде зацепился об одну из стенок, находясь, при этом, в положении ниже крайней точки включения;
- при перепадах напряжения сгорела обмотка;
- твердыми включениями забило лопасти рабочего колеса.
Если же устройство гудит, но не выполняет работу, причина может заключаться в следующих моментах:
- перетерся или перегорел один из участков кабеля питания;
- расшатался или полностью обломался шток внутри аппарата;
- поврежден обратный клапан, вследствие чего вода не проходит в рабочую камеру и дальше в водопровод.
Конечно же, данный список далеко не полон, но более сложные проблемы возможно выявить только в сервисных центрах при помощи соответствующего оборудования. К тому же, даже из перечисленных неисправностей без оборудования вряд удастся решить даже половину проблем.
Вполне возможно прочистить рабочее колесо. Для этого ослабляются крепления на корпусе, и снимается его крышка. Само колесо желательно не снимать, но если загрязнение слишком серьезное, сделать это нужно. Только предварительно нужно слить масло из резервуара, который расположен прямо за крыльчаткой. Дальше весь песок, камушки и грязь вычищаются, после чего механизм собирается назад.
Также вполне возможно поменяться самостоятельно кабель. Для того, чтобы найти поврежденный участок, помпа включается и пальцами пытаемся сдавить отрезки. Где электронасос заработает, там и разрыв. Если разрыв находится в области возле мотора, то аппарат придется разбирать. При этом придется раскрутить три фиксационных болта и шайбу. Дальше провод обрезается выше поврежденного участка, вставляется и снова фиксируется.
В отдельных моментах реально также заменить конденсатор. А вот что касается обмотки, обратного клапана или сломанного штока, здесь ремонт бытовых насосов не представляется возможным.
2.3 Какие основные неисправности насосных станций?
Такой насос для повышения давления воды используется для водоснабжения частных домов. В ходе неправильного монтажа или использования может возникнуть ряд неисправностей, которые могут повлиять на работу аппарата. Так, например, агрегат может работать, но вода в линию не поступает.
Причин может быть 2: поломка клапана, отсутствие жидкости в рабочей камере. Ремонт водяного насоса заключается в заполнении всего объема рабочей камеры жидкостью или же в замене обратного клапана. При этом обратный клапан на отдельные модели можно изготовить самому из резины. Для надежности еще желательно проверить все стыки трубопровода, так как они могут быть причиной падения давления в линии.
Ремонт крыльчатки насосной станции
Также одним из следствий поломки насосной станции может быть рывковая подача жидкости. Такое явления чаще всего встречается при повреждении гидробака. Особенности ремонта насосов в этом случае заключаются в проверке целостности мембраны. Если при нажатии на ниппель идет вода, необходимо заменить резиновую мембрану. Если есть видимые повреждения на аккумуляторе, их следует заделать при помощи герметика. Также желательно при помощи воздушного насоса подкачивать давление бака до величины в 1,8 бар.
Также включение станции может отсутствовать из-за поломки реле давления. В этом случае поможет полная замена блока.
к меню ↑
2.4 Как Ремонтируют насосную станцию своими руками? (видео)
2.5 Как отремонтировать водокольцевой насос?
Используются водокольцевые агрегаты ВВН для выкачки загрязненных газов и паров, их очистки и подачи в трубопровод или резервуар. В сравнении с бытовыми приборами, конструкция такого агрегата уже сложней, а значит сложней и ремонт водокольцевого насоса. И все же, определенные неисправности можно убрать самому:
- Недостаточный вакуум. Является следствие ослаблением креплений вала или повреждением сальникового уплотнения. Решается проблема более плотной фиксацией гаек или заменой испорченного сальника.
- Рывковая работа устройства или частые выключения. Такая проблема возникает, как правило, при низком уровне жидкости в рабочей камере. Именно благодаря жидкости осуществляется перекачивание газа. В этом случае необходимо дополнить запас через специальное отверстие.
- Производительность агрегата резко падает. В этом случае, скорее всего, забились узлы устройства грязью, пылью или мелким песком. В этом случае установка отключается. Вся вода сливается через соответствующую горловину. После этого устройство продувается сжатыми воздушными массами из баллона. Если процедура не помогла, аппарат разбирается и чистится вручную.
2.6 Обслуживание буровых агрегатов
Есть несколько ситуаций, при которых самостоятельному ремонту буровые насосы все же подлежат:
- Агрегат работает, но не подает жидкость в линию. Причин этому 2. Либо не плотно соединены отрезки линии, либо установлена слишком большая высота всасывания. Решение – уменьшить расстояние от устройства до пласта жидкости, проверить все стыки линии на наличие протечек.
Наладка бурового насоса
При возникновении более серьезных отклонений в работе буровых аппаратов, или если, причина поломки неизвестна, категорически рекомендуется обратится к квалифицированному мастеру.
Главная страница » Насосы
Источник
Ремонт деталей водяного насоса
Ремонт водяного насоса и вентилятора
Основные дефекты водяного насоса и вентилятора: износ подшипников качения, нарушение уплотнений, износ и повреждения других деталей. Водяной насос в сборе с вентилятором, поступивший в ремонт, разбирают на детали и тщательно промывают. Подшипники качения, подлежащие выбраковке, заменяют новыми. Уплотнения, как правило, все выбраковывают. Большинство других деталей подлежит восстановлению.
Восстановление насоса и вентилятора складывается из следующих операций.
Корпус и крышка водяного насоса, изготовленные из серого чугуна, могут иметь следующие дефекты: трещины, изломы, коробление плоскостей разъема, износ и повреждение резьбовых отверстий, износ посадочных мест под подшипники или износ втулок под валик насоса.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Корпус насоса выбраковывают при трещинах и изломах, проходящих через посадочные места под подшипники, а крышку — при изломах и трещинах аварийного характера.
Трещины заваривают электросваркой электродами ОЗЧ -1 и МНЧ -2 или газовой сваркой чугунными прутками Б, и шов зачищают.
Коробление плоскостей разъема устраняют протачиванием на токарном станке на глубину не менее 0,3…0,5 мм (для двигателей разных марок). Биение поверхности относительно оси отверстий под подшипники допускается не более 0,1 мм на крайних точках, а неплоскостность — не более 0,05 мм.
Резьбовые отверстия восстанавливают нарезанием резьбы увеличенного размера или постановкой пружинных ввертышей.
Посадочные места под подшипники, изношенные более чем на 0,05 мм, восстанавливают постановкой втулок. Отверстия растачивают до диаметра, обеспечивающего постановку втулки с толщиной стенок не менее 3 мм. Втулки изготавливают из стали 40, запрессовывают их с натягом 0,075…0,105 мм и затем растачивают до нормального размера. Овальность и конусность расточенных втулок допускаются не более 0,01 мм, а шероховатость поверхности — не ниже 7 класса. При износе или изломе посадочного места под передний подшипник корпус восстанавливают постановкой дополнительной ремонтной детали. Изношенную часть отрезают на токарном станке и протачивают отверстие под вновь изготовленную часть, которую после запрессовки дополнительно прикрепляют сваркой.
Изношенные втулки под валик заменяют новыми.
Валик водяного насоса, изготовленный обычно из стали 45 с закаленными нагревом Т.Б.Ч. до твердости HRC 45…52 посадочными местами под подшипники и под крыльчатку, имеет следующие дефекты: износ посадочных мест под подшипники или втулки, износ крыльчатки, шкива вентилятора и прокладок, износ и повреждение резьбы, шпоночных канавок и отверстий под штифт крыльчатки.
При трещинах и изгибах, а также при износе или повреждении внутренней резьбы ремонтного размера под болт крепления крыльчатки валик насоса выбраковывают.
Изношенные посадочные места восстанавливают плазменной или вибродуговой наплавкой, хромированием, железнением и нанесением капрона с последующей обработкой под номинальный размер.
Овальность и конусность посадочных мест под подшипники или под втулки допускаются не более 0,01 мм, взаимное их биение не более 0,02 мм и шероховатость поверхности не ниже 7 класса, а капронового покрытия не ниже 8 класса.
Наружную резьбу восстанавливают нарезанием резьбы уменьшенного ремонтного размера и изготовлением новой гайки или наплавкой и нарезанием резьбы нормального размера.
Изношенную или поврежденную внутреннюю резьбу рассверливают и нарезают новую увеличенного размера.
При износе шпоночных канавок по ширине не более 0,2 мм их зачищают фрезой или шабером и изготавливают новую шпонку. При большем износе канавки заваривают электродом Э50 и фрезеруют канавки нормального размера в новом месте.
Крыльчатки могут иметь изношенные отверстия под валик и под штифт. Отверстие под валик восстанавливают постановкой втулки, а отверстие под штифт рассверливают совместно с валиком под увеличенный размер штифта. Крыльчатку со сквозной трещиной, проходящей через отверстие под валик, или с изломом лопастей выбраковывают. Некоторые ремонтные предприятия изготавливают крыльчатки из волокнита или других полимерных материалов.
Рис. 1. Корпус водяного насоса двигателя типа ЗИЛ , восстановленный постановкой дополнительной ремонтной детали.
Шкив вентилятора, изготовленный из серого чугуна или собранный из отдельных частей, штампованных из листовой стали, имеет следующие дефекты: чугунный шкив — износ отверстия под валик насоса или под подшипники, износ шпоночной канавки, трещины и изломы, износ желоба под клиновидный ремень; сборный шкив — износ, вмятины и забоины под клиновидный ремень.
Изношенные отверстия под валик насоса или отверстия под подшипники в чугунных деталях восстанавливают постановкой втулок с последующей обработкой их под номинальный размер. При износе шпоночной канавки по ширине не более 0,2 мм торцы канавки зачищают личным напильником под увеличенную шпонку. При большем износе изготавливают новую шпоночную канавку под углом 90 и 120° к старой.
Незначительные трещины и изломы устраняют сваркой биметаллическим электродом или газовой сваркой чугунным прутком с последующей тщательной зачисткой.
При незначительном износе желоб чугунного шкива протачивают до восстановления профиля. Если желоб изношен настолько, что ремень ложится на его дно, срезают наиболее изношенную сторону, ставят вместо нее изготовленное ремонтное кольцо и желоб обрабатывают под номинальный размер. Иногда, если позволяет конструкция шкива, срезают желоб полностью и ставят кольцо с желобом нормального размера. Кольца закрепляют на резьбе, обваривают электросваркой и другими способами.
Вмятины и забоины на сборных стальных шкивах правят и зачищают абразивным кругом или вручную. При износе желоба изношенную часть срезают и приваривают изготовленную из листовой стали или новую.
Восстановленные шкивы подвергают статической балансировке. Дисбаланс допускается 0,1…0,2 Н • см. Чем выше частота вращения шкива, тем меньше допускается дисбаланс. Уравновешивают чугунный шкив высверливанием металла с нерабочей части, стальной — наплавкой металла.
Вентилятор, изготовленный из стали 20, может иметь следующие дефекты: ослабление заклепок крепления лопастей, трещины и износ отверстий, погнутость крестовины (крыльчатки) или лопастей.
Вентилятор выбраковывают при трещинах длиной более 10 мм на крестовине или трещинах и изломах лопастей.
Ослабленные заклепки срубают и ставят новые. Если отверстия в лопасти и в крестовине изношены неодинаково, то их совместно рассверливают под увеличенные заклепки.
Трещины в крестовине менее 10 мм заваривают с’ двух сторон электродами Э42 и швы зачищают.
Изношенные отверстия под болты крепления вентилятора полностью заваривают, зачищают и после разметки или по кондуктору сверлят новые, нормального размера.
Погнутость крестовин и лопастей устраняют правкой на плите. Восстановленный профиль лопастей проверяют шаблоном. Угол наклона лопастей и неплоскостность их концов контролируют на специальных приспособлениях. Все передние концы лопастей должны лежать в одной плоскости с точностью до ± 1мм.
Отремонтированный вентилятор отдельно или в сборе со шкивом подвергают статической балансировке на универсальных балансировочных стендах или специальных приспособлениях. Допускаемый дисбаланс вентилятора зависит от марки двигателя и находится в пределах 0,1…0,2 Н-см. Уравновешивают вентилятор снятием металла с наружных или внутренних концов лопастей.
Сборка водяного насоса. Собирают насос в последовательности, предусмотренной технологической картой на сборку. Подшипники на валик напрессовывают под прессом до упора через пустотелые наставки. Самоподжимные сальники запрессовывают через наставки отворотами манжет внутрь корпуса насоса.
Качание крыльчатки, шкива или ступицы шкива, закрепленных на валике, не допускается. При установке валика в сборе с подшипниками в корпус или установке шкива на подшипники полость подшипников заполняют наполовину смазочным материалом.
Зазор между лопастями крыльчатки и задней торцевой поверхностью корпуса насоса должен быть не менее 0,7 мм. В окончательно собранном водяном насосе шкив и валик должны вращаться без заеданий с некоторым усилием от руки.
Источник
Ремонт водяного насоса своими руками + видео
Водяной насос центробежного типа Wilo в системе отопления частного дома обеспечивает принудительное движение теплоносителя. Вило относится к бытовым циркуляционным насосам отопления, отличается компактными размерами, высокой производительностью и надежностью.
Устройство нуждается в минимальном обслуживании и редко выходит из строя. Если же поломка случилась, то ремонт водяного насоса своими руками произвести не сложно.
Содержание статьи
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей ремонта этого типа насосов советуем прочитать обзорную статью о насосах для отопления.
Разборка и ремонт водяных насосов
Перед разборкой насоса отопления Wilo или его аналогов необходимо четко определить характеристики неисправности. Как правило, владельцы сталкиваются со следующими проблемами:
агрегат не запускается;
насос не качает теплоноситель, но при этом включается;
помпа работает с пониженной мощностью;
при работе слышен нехарактерный шум;
насос шумит, вибрирует и/или нагревается.
При всех этих неисправностях ремонт водяных насосов требует разборки агрегата с последующей заменой вышедших из строя деталей.
Внимание! Водяные насосы Wilo на гарантии разбирать самостоятельно нельзя! При действующем сроке гарантийного обслуживания необходимо обратиться в сервисный центр.
Если вы решили произвести ремонт водяного насоса своими руками, то необходимо демонтировать устройство из сети отопления, предварительно отключив его от электропитания. Подача воды к насосу должна быть перекрыта боковыми вентилями. Остатки воды из помпы сливаются. Агрегат демонтируется при помощи 6-гранной отвертки.
Как и большинство отопительных водяных насосов европейского и российского производства Вило имеет модульную конструкцию. Для его разборки необходимо поочередно раскрутить все винтовые крепления. Первым аккуратно снимается корпус, а затем извлекаются все узлы агрегата.
Насос не запускается
Причин, по которым водяной насос отопительной системы не запускается несколько:
1. Низкое напряжение в электросети. Диагностировать низкое напряжение очень просто: нестабильно работают другие электроприборы, мерцает свет. Для устранения низкого напряжения следует постоянно использовать стабилизатор напряжения.
2. Известковые отложения на внутренних узлах. Водяной насос для отопления, ремонт которого при наличии отложений подразумевает разборку ротора и очистку всех его частей, может прослужить еще очень долго. Для очистки отложений можно использовать мягкую щетку или ткань.
3. Попадание мусора и инородных предметов. Агрегат заклинивает по причине засора. В закрытых системах отопления такая проблема встречается очень редко. Обычно заклинивание происходит после длительной работы неисправного насоса, когда причиной заклинивания становятся части разрушенной детали. Решение проблемы — извлечение инородного предмета, очистка внутреннего пространства от мусора.
4. Повреждение предохранителя. При сгоревшем предохранителе система защиты не позволяет запустить агрегат. Необходимо заменить сгоревший предохранитель. Если это не помогло, то причина в обмотке двигателя. Самостоятельно устранить неполадку не получиться, лучше доверить ремонт опытному мастеру или сервисному центру.
5. Выход из строя электрики: конденсатора, кабеля электропитания. Причина выявляется путем замера сопротивления и визуального осмотра. Неисправную деталь следует поменять на новую.
Современные модификации центробежного насоса Wilo с электронными блоками управления могут не включаться при возникновении неисправности в блоке. Если перезагрузка оборудования не помогла, то необходима замена или ремонт системы электроники.
Источник
Ремонт деталей водяного насоса
Ремонт водяного насоса и вентилятора
Основные дефекты водяного насоса и вентилятора: износ подшипников качения, нарушение уплотнений, износ и повреждения других деталей. Водяной насос в сборе с вентилятором, поступивший в ремонт, разбирают на детали и тщательно промывают. Подшипники качения, подлежащие выбраковке, заменяют новыми. Уплотнения, как правило, все выбраковывают. Большинство других деталей подлежит восстановлению.
Восстановление насоса и вентилятора складывается из следующих операций.
Корпус и крышка водяного насоса, изготовленные из серого чугуна, могут иметь следующие дефекты: трещины, изломы, коробление плоскостей разъема, износ и повреждение резьбовых отверстий, износ посадочных мест под подшипники или износ втулок под валик насоса.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Корпус насоса выбраковывают при трещинах и изломах, проходящих через посадочные места под подшипники, а крышку — при изломах и трещинах аварийного характера.
Трещины заваривают электросваркой электродами ОЗЧ -1 и МНЧ -2 или газовой сваркой чугунными прутками Б, и шов зачищают.
Коробление плоскостей разъема устраняют протачиванием на токарном станке на глубину не менее 0,3…0,5 мм (для двигателей разных марок). Биение поверхности относительно оси отверстий под подшипники допускается не более 0,1 мм на крайних точках, а неплоскостность — не более 0,05 мм.
Резьбовые отверстия восстанавливают нарезанием резьбы увеличенного размера или постановкой пружинных ввертышей.
Посадочные места под подшипники, изношенные более чем на 0,05 мм, восстанавливают постановкой втулок. Отверстия растачивают до диаметра, обеспечивающего постановку втулки с толщиной стенок не менее 3 мм. Втулки изготавливают из стали 40, запрессовывают их с натягом 0,075…0,105 мм и затем растачивают до нормального размера. Овальность и конусность расточенных втулок допускаются не более 0,01 мм, а шероховатость поверхности — не ниже 7 класса. При износе или изломе посадочного места под передний подшипник корпус восстанавливают постановкой дополнительной ремонтной детали. Изношенную часть отрезают на токарном станке и протачивают отверстие под вновь изготовленную часть, которую после запрессовки дополнительно прикрепляют сваркой.
Изношенные втулки под валик заменяют новыми.
Валик водяного насоса, изготовленный обычно из стали 45 с закаленными нагревом Т.Б.Ч. до твердости HRC 45…52 посадочными местами под подшипники и под крыльчатку, имеет следующие дефекты: износ посадочных мест под подшипники или втулки, износ крыльчатки, шкива вентилятора и прокладок, износ и повреждение резьбы, шпоночных канавок и отверстий под штифт крыльчатки.
При трещинах и изгибах, а также при износе или повреждении внутренней резьбы ремонтного размера под болт крепления крыльчатки валик насоса выбраковывают.
Изношенные посадочные места восстанавливают плазменной или вибродуговой наплавкой, хромированием, железнением и нанесением капрона с последующей обработкой под номинальный размер.
Овальность и конусность посадочных мест под подшипники или под втулки допускаются не более 0,01 мм, взаимное их биение не более 0,02 мм и шероховатость поверхности не ниже 7 класса, а капронового покрытия не ниже 8 класса.
Наружную резьбу восстанавливают нарезанием резьбы уменьшенного ремонтного размера и изготовлением новой гайки или наплавкой и нарезанием резьбы нормального размера.
Изношенную или поврежденную внутреннюю резьбу рассверливают и нарезают новую увеличенного размера.
При износе шпоночных канавок по ширине не более 0,2 мм их зачищают фрезой или шабером и изготавливают новую шпонку. При большем износе канавки заваривают электродом Э50 и фрезеруют канавки нормального размера в новом месте.
Крыльчатки могут иметь изношенные отверстия под валик и под штифт. Отверстие под валик восстанавливают постановкой втулки, а отверстие под штифт рассверливают совместно с валиком под увеличенный размер штифта. Крыльчатку со сквозной трещиной, проходящей через отверстие под валик, или с изломом лопастей выбраковывают. Некоторые ремонтные предприятия изготавливают крыльчатки из волокнита или других полимерных материалов.
Рис. 1. Корпус водяного насоса двигателя типа ЗИЛ , восстановленный постановкой дополнительной ремонтной детали.
Шкив вентилятора, изготовленный из серого чугуна или собранный из отдельных частей, штампованных из листовой стали, имеет следующие дефекты: чугунный шкив — износ отверстия под валик насоса или под подшипники, износ шпоночной канавки, трещины и изломы, износ желоба под клиновидный ремень; сборный шкив — износ, вмятины и забоины под клиновидный ремень.
Изношенные отверстия под валик насоса или отверстия под подшипники в чугунных деталях восстанавливают постановкой втулок с последующей обработкой их под номинальный размер. При износе шпоночной канавки по ширине не более 0,2 мм торцы канавки зачищают личным напильником под увеличенную шпонку. При большем износе изготавливают новую шпоночную канавку под углом 90 и 120° к старой.
Незначительные трещины и изломы устраняют сваркой биметаллическим электродом или газовой сваркой чугунным прутком с последующей тщательной зачисткой.
При незначительном износе желоб чугунного шкива протачивают до восстановления профиля. Если желоб изношен настолько, что ремень ложится на его дно, срезают наиболее изношенную сторону, ставят вместо нее изготовленное ремонтное кольцо и желоб обрабатывают под номинальный размер. Иногда, если позволяет конструкция шкива, срезают желоб полностью и ставят кольцо с желобом нормального размера. Кольца закрепляют на резьбе, обваривают электросваркой и другими способами.
Вмятины и забоины на сборных стальных шкивах правят и зачищают абразивным кругом или вручную. При износе желоба изношенную часть срезают и приваривают изготовленную из листовой стали или новую.
Восстановленные шкивы подвергают статической балансировке. Дисбаланс допускается 0,1…0,2 Н • см. Чем выше частота вращения шкива, тем меньше допускается дисбаланс. Уравновешивают чугунный шкив высверливанием металла с нерабочей части, стальной — наплавкой металла.
Вентилятор, изготовленный из стали 20, может иметь следующие дефекты: ослабление заклепок крепления лопастей, трещины и износ отверстий, погнутость крестовины (крыльчатки) или лопастей.
Вентилятор выбраковывают при трещинах длиной более 10 мм на крестовине или трещинах и изломах лопастей.
Ослабленные заклепки срубают и ставят новые. Если отверстия в лопасти и в крестовине изношены неодинаково, то их совместно рассверливают под увеличенные заклепки.
Трещины в крестовине менее 10 мм заваривают с’ двух сторон электродами Э42 и швы зачищают.
Изношенные отверстия под болты крепления вентилятора полностью заваривают, зачищают и после разметки или по кондуктору сверлят новые, нормального размера.
Погнутость крестовин и лопастей устраняют правкой на плите. Восстановленный профиль лопастей проверяют шаблоном. Угол наклона лопастей и неплоскостность их концов контролируют на специальных приспособлениях. Все передние концы лопастей должны лежать в одной плоскости с точностью до ± 1мм.
Отремонтированный вентилятор отдельно или в сборе со шкивом подвергают статической балансировке на универсальных балансировочных стендах или специальных приспособлениях. Допускаемый дисбаланс вентилятора зависит от марки двигателя и находится в пределах 0,1…0,2 Н-см. Уравновешивают вентилятор снятием металла с наружных или внутренних концов лопастей.
Сборка водяного насоса. Собирают насос в последовательности, предусмотренной технологической картой на сборку. Подшипники на валик напрессовывают под прессом до упора через пустотелые наставки. Самоподжимные сальники запрессовывают через наставки отворотами манжет внутрь корпуса насоса.
Качание крыльчатки, шкива или ступицы шкива, закрепленных на валике, не допускается. При установке валика в сборе с подшипниками в корпус или установке шкива на подшипники полость подшипников заполняют наполовину смазочным материалом.
Зазор между лопастями крыльчатки и задней торцевой поверхностью корпуса насоса должен быть не менее 0,7 мм. В окончательно собранном водяном насосе шкив и валик должны вращаться без заеданий с некоторым усилием от руки.
Источник