И вновь зазвучит старая гармонь.
Сергей Лихтарович Ускорился бег времени. Стремителен прогресс. На смену одним технологиям приходят другие — более совершенные. И это, вероятно, замечательно. Но с развитием прогресса, с трансформацией общества и изменением его ценностных ориентиров, национальная культура теряет что-то очень важное, системообразующее, — традиции, которые уходят корнями в глубь веков и являются основой любого искусства. Уходят в прошлое традиционные промыслы, которые нарабатывались несколькими поколениями мастеров. И удивительно, никакая современная техника, и технология не заменит тепла человеческих рук. Вещь, «сработанная», настоящим мастером несет в себе частицу его души и тепла, особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Профессию мастера-реставратора язычковых инструментов сегодня можно отнести к разряду исчезающих. И если мы не можем изменить ход времени, то в наших силах просто зафиксировать и передать тем, кто придет после нас…
Рынок небольшого районного города. Место для встреч, покупок, разговоров накоротке. Место для демонстрации своего благосостояния и «не очень». Люблю иногда «потолкаться» среди людского потока, услышать острое «словцо», высмотреть интересный типаж. Все улыбаются и здороваются друг с другом. Так здесь заведено.
У выхода ютятся ряды со всякой мелочью. Непременно пройду мимо лотков со старыми инструментами, армейскими ремнями и зачитанными книгами. Вдруг, среди ржавых кос, сантехники и видавших виды хромовых сапог – гармонь. Лучи солнца играют в металлических деталях корпуса, скользят по веселеньким разноцветным цветочкам и кнопкам клавиатуры. «Любительская, на память другу. 1975 год», прочитал я незамысловатую надпись на корпусе. Потертые ремни, потрескавшийся кое-где лак. Хозяин — пожилой мужчина в пиджаке неопределенного цвета и тельняшке раскурил папиросу и, уловив мой заинтересованный взгляд, взял в руки инструмент, заиграл и запел :
Не дай божа з такім лесам
Любіць хлопца з доугім носам.
Каб яго пацалаваць,
Трэба нос адпілаваць
Случайные прохожие останавливались и улыбались.
— Жаль продавать верную подругу, посетовал пожилой гармонист. Уже более тридцати лет вместе. А сколько свадеб на ней отыграл. Ни разу не подвела. Да вот деньги нужны. А гармонь хорошая заказная, ручной работы, звонкие медные голоса. Правда, требует небольшого ремонта. Поэтому и цена символическая. В 1975 году заказал у мастера Сиротко в Осиповичах. Не долго думая, купил я инструмент, надеясь отремонтировать и обучить сына. Родители часто хотят видеть в своих детях воплощение своих несбывшихся надежд .
Долго пылилась гармонь и ждала ремонта. Иногда, только недовольно «рыкнет», когда жена, ворча, переставляла её с места на место. Куда не обращался, везде отмахивались. Не помню, кто уж подсказал телефон минского мастера-реставратора язычковых инструментов. Уникальная по нынешним временам профессия. Настоящих мастеров – универсалов сегодня практически не осталось. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Уйдут старые мастера, тогда некому будет починить голоса, клавиатуру, сделать новый мех гармони.
Договорились о встрече. На улице Волоха живет Николай Иосифович Ходыко. Высокого роста. Широкоплечий и статный мужчина с посеребренными временем висками. Добрая улыбка из-под пшеничных усов. Внимательный оценивающий взгляд. Крепкое рукопожатие, не смотря на возраст. Мастеру скоро восемьдесят.
Позже, наблюдая за Николаем Иосифовичем, я видел, как он преображался, когда брал в руки любимый инструмент. Глаза лучились светом и радостью.
Прошли в мастерскую. Я рассказал о своих проблемах, показал гармонь. Николай Иосифович надел потертые ремни, растянул и сжал меха, послушал. Прошелся по кнопкам клавиатуры. Открыл защёлки и заглянул прямо в «душу» гармони. Посмотрел голоса. Движения его были плавны и бессознательны. Так он, вероятно, поступал не одну сотню раз, когда приносили инструмент в починку. Я тем временем, украдкой рассматривал мастерскую, которая ютилась на крошечной кухне. Небольшой сверлильный станок, тиски, наждак. Различные молоточки, напильники, клещи. Отдельно лежат заготовки, баллончики с лаком и клеем. Все сложено аккуратно, с любовью, имеет свою строгую систему.
— Случай серьезный, но дело поправимое, сказал мастер и с любовью погладил гармонь. Я берусь за ремонт и хочу дать инструменту вторую жизнь. Для этого нужно снять все крепления, ремни, уголки. Затем полностью очистить корпус от старой краски и покрыть его несколькими слоями морилки. Сделаем новый орнамент. Для этого вырежем углубления на 2 мм и вставим мозаику из цветного пластика. На боковой решетке сделаем фигурные узоры. Это улучшит внешний вид гармони и обеспечит дополнительный выход звука. Затем весь корпус покрываем лаком и оковываем по периметру металлом. Далее самое сложное – необходимо переделать старую восьмипланочную гармонь в двадцатипятипланочную, что расширит звуковые возможности инструмента. Поставим новые пуговицы из цветного оргстекла и басовую горку. Меняем сломанные голосовые язычки, наклеиваем новые лайки голосов. Поврежденный мех разбираем. Каркас меха изготавливаю из плотного картона. Он соединяется наклеенными лайками и обклеивается ситцевым материалом. Ставлю уголки на каждый зуб меха, предварительно начистив до блеска. И в конце мех обклеивается полосками из дерматина. Дальше настройка и гармонь готова.
— Сколько же времени уйдет на ремонт, поинтересуюсь я.
Дней двадцать тридцать – сорок. Позвоните предварительно.
Вот и прошел месяц ожиданий. На мой телефонный звонок услышал бодрый голос мастера, приходите не узнаете свой инструмент.
Гармонь стояла в зале на самом видном месте. Невозможно было оторвать взгляд от инструмента. Окованный металлом и покрытый свежим лаком корпус. Фирменный рисунок с белорусскими мотивами. Мастер взял гармонь в руки и сыграл любимую Польку, чтобы проверить работу и продемонстрировать возможности «певуньи». Звук просто хрустальный.
— Бери и пользуйся на здоровье. Если гармонь не «пересиливать» во время игры, то она прослужит долго. Иначе ломаются язычковые голоса, отклеиваются и начинают пропускать воздух кожаные лайки меха.
Пять лет гарантирую, авторитетно сказал мастер. Под решеткой я обычно оставляю запись: тональность гармони, время исполнения ремонта и иногда свое имя. Не всегда, правда.
— Через мои руки прошло более ста гармоней фабричных и заказных. Из них нет ни одной похожей. Проще работать с заводскими инструментами. Заказная гармонь отличается от фабричной улучшенным внешним видом, наличием басовой горки. Гриф выполняется по особому заказу. Старые мастера делали планки из меди, а голоса из специальной стали что давало гармони певучесть. И тем не мене, они все мне дороги, как дети. Ведь я вложил в них частицу своей души.
Ну а теперь, как водиться, хорошую работу надо «обмыть», улыбнулся Николай Иосифович и позвал меня на кружку ароматного чая на травах. За кружкой чая в непринужденной беседе пролетели годы жизни мастера.
— Родился я в 1928 году в деревне Пески Пуховичского района. Позже семья переехала в Моторово.
— Перебирая в памяти прошедшие годы, с особой теплотой вспоминаю отца Ходыко Иосифа Карповича. Простой сельский труженик, умел немного читать и писать, слыл лучшим столяром. Отец умел играть на скрипке, сам сделал этот сложнейший музыкальный инструмент. Думаю, что от него у меня любовь к музыке. Бывало, по большим праздникам, к нам в дом приходил брат отца. Они садились за стол выпивали чарку и отец доставал скрипку. Он играл, а я тогда подросток, не понимал, как такие чарующие звуки можно извлечь из маленькой скрипки.
Отец всегда помогал людям, словом и делом. Жаль, что он не смог увидеть моей работы.
До войны в Моторово было несколько гармонистов. Наум Мирончик играл на «венке», которую привез из немецкого плена. Знатными гармонистами считались Василий Дерех, Владимир Детко и Василий Крайко. В 14 лет я самостоятельно научился играть. В 1939 году из Моторово стали забирать парней на Финскую войну. Родители будущего солдата обязательно устраивали вечер проводов в армию. Приглашались крестные отец и мать новобранца, уважаемые односельчане и молодежь. Накрывали столы в хате. Будущему солдату желали: «Отслужить и вернуться здоровым», « Чтоб родителей вспоминал, и письма домой писал». На вечере много танцевали и пели под гармонь: «А куда, паренёк, а куда ты?», «Последний нонешний денёк». Гости дарили новобранцу деньги и подарки «солдату на мыло». Девчата — вышитые платочки. Жители деревни выходили попрощаться с новобранцем. По деревенской улице шел гармонист за ним новобранцы с плачущими матерями и девушками. Замыкали шествие мы – деревенская детвора. Я готов был шлепать босиком по лужам за гармонистом, лишь бы слышать его игру. За околицей деревни, новобранцы садились на телегу и с песнями ехали на станцию. При этом неизменно доставали вышитые девушками белые платочки и махали ими на прощанье.
А первая гармонь у меня появилась в 1941 году. Её оставили отступающие красноармейцы. В 1942 году отец возил инструмент в Марьину Горку к братьям Мазаникам на переделку. Были у нас в районе такие известные мастера гармонных дел. Делали они гармони простые внешне, но звонкие и певучие. И сегодня среди гармонистов считается большой удачей иметь гармонь, сделанную Мазаником. Приходилось мне работать с инструментами братьев Мазаников, Судника, Гайдукевича, Размысловича. Самые певучие и надежные — это гармони Гайдукевича. Его инструменты играют уже более тридцати лет без единого ремонта. Гайдукевич учился у Судника. Старые мастера рассказывали, что Гайдукевич делал гармонь около года. Придет к Суднику показать свою работу. Тот послушает и об колено гармонь. Мол, не годиться! Работай ещё! Вот так создавались подлинные шедевры – трудом и терпением, ну и конечно талантом.
Премудростями ремесла я начал учиться в 18 лет. Требовалось починить гармонь к свадьбе. Самостоятельно наклепал семь голосов, а материал взял из пружины будильника. С тех пор я и заболел «страстью» к гармоням. В этом непростом деле помогала моя профессия.
За плечами Николая Иосифовича учеба в железнодорожном училище, работа в депо, затем слесарем на радиозаводе. Окончил школу мастеров и трехгодичный факультет хозяйственных руководителей – в университете марксизма-ленинизма. Работал мастером цеха на радиозаводе. За 27 лет безупречной работы постиг в совершенстве все премудрости работы с людьми и металлом.
-И не известно, что легче, усмехается в усы Николай Иосифович.
-Для меня главное – сделать добро другому человеку. После долгой и кропотливой работы, когда несколько раз возвращаешься к одной детали или элементу, доводишь её до совершенства — испытываешь чувство удовлетворения. Всё-таки сделал, смог! А авторитет настоящего мастера, как известно, подтверждается его работой и музыкантами.
Кстати сказать, истинные мастера гармони — Д. Д. Ровенский и М.И. Слизский, называли Николая Иосифовича лучшим специалистом своего дела. Ещё мастер делает великолепные бубны для фольклорных коллективов.
-Я буду продолжать свое дело до самого конца, пока хватит сил держать в руках инструменты, пока глаза будут видеть. Ведь я всей душой люблю свою работу и без неё не могу прожить и дня. Она дает мне силы и надежду на завтрашний день. Это мое призвание, моя судьба, а знаете, — это великое счастье найти себя, свое место в жизни. Освоить, дойти до сути какого-либо дела.
Хочу оставить после себя память, чтобы люди играли на моих гармонях с удовольствием. А это так замечательно – дарить своим трудом радость. Хотелось бы иметь учеников, ведь ремесло несет в себе столько секретов. Да вот жаль, молодежь мало интересуется этой тонкой и кропотливой работой – сделать из разных материалов и частей гармонию, чтобы она ожила нужно вложить в нее душу. А это под силу только доброму человеку, любящему свое дело.
Жаль, что гармонь все меньше и меньше можно услышать на свадьбе, деревенской завалинке. Уходят старые гармонисты, а придет ли им на смену молодежь? Это дело сегодня в основном продолжается в ансамблях. Так, например, за многолетнюю историю ансамбля «Дударыкі», художественный руководитель Дмитрий Дмитриевич Ровенский подготовил целую плеяду молодых гармонистов. Необходимо сохранить наше песенное и инструментальное наследие. Мне кажется, что в наше сложное время идет отступление в плане нравственности, веры и традиций. Музыка, наоборот, делает человека добрее и мягче. Дети занимаются в таких коллективах с большим энтузиазмом.
Сам Николай Иванович Ходыко играл 5 лет в составе ансамбля «Дударыкі», начиная с 1998 года участвует в международном фестивале народной музыки «Звіняць цымбалы и гармонік» в г. Поставы, «Мінскі гармонік». А на последок, мастер взял в руки свой гармоник и заиграл:
Гэй сябры, трымайце ноты
І гармонік и смычок
Мы з вялікаю ахвотай
Затанцуем гапачок.
Лилась звонкая мелодия задорной частушки. А на моей «новой-старой» гармошке учится играть мой сын. А значит, все продолжается. Не уйдет в прошлое народная музыка, и мы еще попляшем и споем под звуки гармони.
НАПИШУ СТАТЬИ ДЛЯ СМИ,САЙТОВ, СЦЕНАРИИ ДЛЯ ТВ, ЕСТЬ ИДЕИ, ПО ТЕМАМ ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, ДАЧА, САД И ОГОРОД. ДЛЯ КОНСТРУКТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Licht@tut.by
Совершенно замечательный рассказ. Как-то сразу вдруг вспомнилась передача «Играй, гармонь» и знакомый гармонист, выехавший в Израиль лет 10 тому, и то, что домаесть коллекция музыкальных нгародных инструментов. короче, зацепили за живое-родное-любимое. Удачи Вам и сыну, долгой жизни «новой-старой» гармошке.
Светлана Шапиро 04.06.2010 14:48 Заявить о нарушении Ну,захвалили. Хотя, вероятно и есть за что. Проделана работа, встречи, письма, знакомства. Да и тема душевная. Многие интересуются и Слава Богу.
С уважением, Сергей
Источник
Иллюстрированная инструкция по ремонту гармошки
Большинство промышленно выпускаемых гармоник имеют мелкие производственные дефекты. К счастью устранение их не требует особых усилий и много времени. В основном встречаются следующие дефекты:
1) Подкрученные или погнутые язычки. Для правильного звучания их надо выпрямить.
2) Подкрученные или погнутые пластины. Их надо выпрямить для лучшей герметичности гармоники.
3) Не правильные зазоры между пластиной и язычками. Необходима регулировка для правильного прохождения воздушного потока.
В этой статье мы опишем способы устранения этих проблем на примере гармоники Hering Octave, но всё ниже написанное применимо и к другим гармоникам, правда с некоторыми вариантами, такими как использование винтов вместо гвоздей, пластикового корпуса вместо деревянного, но техника остается та же.
Итак, вам могут потребоваться следующие вещи:
1) Маленькая отвертка, если вместо гвоздей используются винты
2) Набор надфилей
3) Перочинный нож
4) Нож с твердым лезвием (скальпель)
5) Набор зубных инструментов (понадобится только игла)
6) Молоток
7) Ровный стол с твёрдым покрытием
8) Маленькие щипцы
9) Увеличительное стекло
Прежде чем мы начнём, хотелось бы предупредить. НОЖИ ОСТРЫЕ! (какие ваши – не знаю). Если нож сорвется то может причинить неприятности как Вам так и гормонике. Гвоздики выполнены из очень мягкого материала и при неосторожном движении могут быть перерезаны или помяты.
1. Снятие накладок.
Просунем скальпель между крепёжным ушком и корпусом, повернём скальпель чтобы приподнять ушко прмерно на 2мм
Гвоздики также немного вылезут. Перочинным ножом вернём ушки в обратное положение, гвоздики останутся торчать.
Вытащим их щипцами так чтобы не погнуть, и положим в коробочку, чтобы не потерялись.
Со щипцами обращайтесь осторожно, не повредите гвоздики и их шляпки.
2. Снятие пластин.
Чтобы не перепутать, какая пластина где стояла, пометте их маркером. На новых гармониках пластины имеют тенденцию прилипать к гребенке. Причина кроется в следующем, для лучшей герметичности гребенка по периметру покрывается герметиком. Осторожно (дерево очень мягкое) просовываем скальпель между гребенкой и пластиной поближе к гвоздю, поворачивая скальпель приподнимаем пластину на несколько милиметров.
Потом тоже самое делаем перочинным ножом и приподнимаем пластину еще больше.
Когда оба гвоздика приподнимутся достаточно чтобы их вытащить, вытаскиваем их щипцами и при этом не сильно сдавливаем. Кладем их отдельно от гвоздиков которыми крепились накладки. Так же вытаскивам остальные гвоздики, нож ставим под кажды гвоздик.
3. Выпрямление пластин.
Кладем пластину на стол, язычками вверх. Если один из краев приподнят больше чем на миллиметр или два, придётся выравнивать. Если для крепления пластин используются винты, стягивающие обе пластины, соответственно выравнивать не обязательно. Если пластина перекручена (по диагонали противоположные углы приподняты). Раскручиваем пластину в обратную сторону. Делаем это осторожно и постоянно следим за результатом, чтобы не закрутить в другую сторону. Если пластина изогнута дугой то нам потребуется ровный цилиндр около 5 см или больше в диаметре. Кладем пластину на цилиндр, и большими пальцами, давя на пластину, гнем её. Давим осторожно чтобы не перегнуть, соответственно постоянно проверяем что у нас получается.
4. Выравнивание язычков.
Проверяем каждый язычок (польуемся увеличительным стеклом что), ищем изгибы, если нашли то подкладываем под язычок что-нибудь твердое толщиной оклол 0.05 мм, чтобы язычок не проваливался в прорезь пока вы его правите. Обратной стороной скальпеля проводим несколько раз вдоль язычка от его основания к кончику. Проверяем, что у нас получилось.
Если не получается то придётся осторожно выгибать язычок. Сначала надо определить центр изгиба и в какую сторону изогнут язычок. Подложить под место изгиба тонкую иглу. Используя скальпель выгнуть язычок. Действуем осторожно и медленно, постоянно проверяя что у нас получается.
То же самое для других язычков.
5. Проверка зазоров.
Держите пластину перед источником света, перпендикулярно линии взгляда так чтобы между пластиной и язычками был просвет. Это зазор должен быть примерно одинаковым с обеих сторон язычка. Будет легче если опустить язычки на уровень пластины. Если вы нашли слишком сильно отклонённый язычок, надо его центрировать. Это не всегда легко сделать. Попробуем вставить скальпель между язычком и пластиной, и попытаемся сдвинуть язычок в нужную сторону, не забыв подложить что-нибудь мягкое между скальпелем и пластиной. Если язычок не очень крепко держится, он подвинется. Если заклёпка очень сильно ослаблена то можно попутаться подтянуть. Для этого надо положить пластину на твердую поверхность, и со стороны язычка, через проставку легонько стукнуть молотком по заклёпке. Естественно, проверить что у нас вышло. Если язычок очень крепко прклёпан то будет проще его не трогать, чтобу его подвинуть, возможно, придётся убирать заклёпку, а потом её ставить на место.
Теперь проеряем чтобы все отверстия для язычков были чистыми. Иногда, во время штамповки пластин, в отверстиях остаются кусочки метала, используйте скальпель чтобы это убрать. Также посмотрите углы в отверстиях, они должны быть прямыми. Если они скруглены, то вам придется выравнивать их скальпелем. Опять же, действуем очень аккуратно.
6. Зазор между ковчиком язычка и пластиной.
Оптимальный зазор зависит от персонального стиля игры, и пройдет несколько лет пока вы разберётесь, что для вас правильно. Обычно зазор примерно равен толщине кончмка язычка, где-то между 0.13мм и 0.18мм. Если зазор слишком большой, то проще опустить язычок с помощью вашего ногтя. Надо надавить у основания язычка, но не сильно, иначе язычок може сломаться.
Если зазор слишком маленький, поступаем так же, только с обратной стороны. Можно также просунуть иглу под язычок и двигать её к основанию язычка.
7. Установка пластин.
Положить пластину на гребенку (убедитесь в том, что вы взяли правильную пластину и отверстия совпадают). Берем гвоздики, мочим их и вставляем в первое отверстие. Следующий гвоздик вставляем в отверстие находящееся по диагонали в противоположном углу и т.д. Следим за тем, чтобы все гвоздики попадали в старые отверстия. Когда все гвоздики будут установлены, плоской стороной ножа вдавливаем их до конца.
То же самое для другой пластины.
8. Установка накладок.
Установить одну накладку, вдавить гвиздики руками на сколько возможно. Так же установить другую накладку. На твердую поверхность положить кусочек войлока и на него, торцом поставить гармонику. Положить сверху еще кусочек войлока и осторожно стукнуть молотком чтобы крепёжнуе ушки встали на место. Перевернуть гармонику и повсторить. Бейте аккуратно, не сломайте гармонь.
Небольшая информация о деревянном корпусе и гвоздиках.
На многих “Профессиональных” гармониках используется деревянный корпус. Есть две причины – дешовое производство (комплексы производящие пластиковые корпуса очень сложные и поэтому дорогие) и традиция. Дерево абсорбирует влагу и увеличиваясь в обьеме закрывает щели между пластинами и гребенкой. По этой причине окрашивается только внешняя сторона корпуса, используемые гвоздики, во время расширения дерева не зажимают корпус, в отличии от винтов. Использование винтов совместно с непропитанным деревянным корпусом может привести к поломке корпуса.
Источник
Как настроить гармонь самому?
Всем привет! Прошу строг не судить, но я решился написать новую тему. В последнее время меня мучает вопрос настройки гармони. У меня есть старинная гармонь чайка, которая досталась в плохом состоянии в выломанными голосами. Планки я заменил, но играет она отвратительно. Плюс была ржавчина на голосах, ее кое как почистил.
Решил проверить, по тюнеру правую сторону и оказывается настройка там не в ноль, а совсем другая. Каждая кнопка имеет разные отклонения. То в плюс, то в минус. Читал, что настройку производят в квинту и кварту, по схеме, но не понял как это?
Прошу не забрасывать меня тапками и писать мол типа лучше отдай мастеру и т.п. Мне очень хочется разобраться в этом вопросе. Если вам не жалко поделиться своими знаниями, то я с удовольствием приму к сведению.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Юрий 50
- —>
- Не в сети
- Сообщений: 519
- Спасибо получено: 119
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Николай
- Автор темы —>
- Не в сети
- Сообщений: 52
- Спасибо получено: 3
Здравствуйте, Юрий! Много раз уже читал эту тему. Да, там очень много написано полезной информации, которой не найти на просторах интернета. Для себя я уже многое узнал из данной темы. Понимаю, что это не легкое дело и многие не хотят браться сами за него. Бояться сделать только хуже! Но это понятно)
На самом деле гармонь же реально настроить самому? или? Читая тему, которую Вы мне посоветовали, было понятно, что многие сейчас уже профессиональные мастера смогли не только научиться настроить гармонь, но и сделать свою собственную.
Мне не понятно только одно, неужели никто не может пообщаться со мной по этому вопросу. На сайте очень много людей, которые большие специалисты в этой области и их опыт несомненно выше чем моего. Может каждый из мастеров хранит свой секрет?
Про настройку в унисон слышал многое, но пробовать настраивать не решаюсь. Тем более правая сторона на заводской чайке была настроена точно не в ноль.
Приведу свои догадки на этот счет: по всей видимости гармонь строилась по некоторой разгонки, которую применяли в свое время на фабрике. Например на гармони чайка два там уже совсем другая настройка. Вот только разгадать, как настраивали ее у меня ни как не получается. Например ля первой октавы настроенна в унисон, а другая кнопка уже в минус 25 и так далее по всем кнопкам, то в минусе то в плюсе.
Источник
Ремонт гармони своими руками теория
Настройка гармони в розлив
Всем известно, что гармони настраиваются в розлив. Спорили и спорят правильно это или нет, но я считаю: есть знакомый мне с детства звук гармони, и как я теперь знаю, настроенной в розлив, то для меня это гармонь.
Грубо говоря, розлив это когда две голосовые планки издающие одну ноту и звучащие одновременно настроены не совсем в «ноль» а с разницей в несколько центов относительно друг друга. Возникают биения, придающий характерный для гармони переливчатый звук.
«Правильно выбранный розлив повышает субъективную громкость инструмента, полетность звука, придает живость и блеск тембру инструмента.» из книги В.Г. Парвенкова «Акустика и настройка музыкальных инструментов».
Аккордеоны тоже настраиваю в розлив и зависимости от модели и от страны, с разным розливом – национальные традиции.
На сайте http://www.accordionpage.com/wetdry.html можно более подробно прочитать про это и послушать звучание аккордеонов с разным розливом ( от 0 центов до 25).
Количество биений зависит от того, насколько центов сдвинута настройка и от частоты ноты. При одном и том же отклонении в настройке, например в 8 центов количество биений для низко звучащей ноты будет меньше, чем для высоко звучащей ноты.
Поэтому необходимо корректировать величину отклонения в центах в зависимости от высоты ноты.
Ну а как практически это сделать?
Надо знать примерные отклонения в центах для оптимальной настройки розлива во всем частотном диапазоне гармоней различной тональности.
В упоминавшейся выше книге В.Г. Парвенкова приведен график и таблица отклонений в герцах для оптимального розлива в настройке аккордеонов по результатам субъективной экспертизы. Но основании этих данных я построил таблицу отклонений в центах для различных нот.
Источник