Коленвал КамАЗ 740: устройство и размеры, ремонт, замена
Коленвал КамАЗ 740 изготавливается из стали высокого качества, оснащается пятью коренными шейками и четырьмя шатунными аналогами. Эти детали закалены путем воздействия высокой температуры и давления. Между собой элементы соединены специальными щеками и сопряженными гантелями.
Особенности
Подвод масла осуществляется через специальные отверстия, предусмотренные в коренных шейках. Чтобы уравновесить инерционные воздействия и снизить вибрацию, установили шесть противовесов, изготовленных методом штамповки, как и щеки. Также предусмотрено два добавочных противовеса, которые напрессованы на валу. В расточенном гнезде хвостовика находится запрессованный шариковый подшипник коленвала КамАЗ 740. Угловое размещение деталей относительно коленчатого вала регулируется шпонками.
Равномерное чередование рабочих моментов коленвала КамАЗ 740 обеспечивается за счет расположения шатунных шеек под прямым углом. К каждому элементу подсоединена пара шатунов: для правого и левого цилиндрового ряда.
- Противовес передний.
- Задний аналог.
- Приводная шестеренка.
- Зубчатый элемент привода ГРМ.
- Шпонка.
- Шпонка.
- Штифт.
- Жиклер.
- Разгрузочные гнезда.
- Гнезда для подвода масла.
- Отверстия для маслопровода к шатунным шейкам.
Устройство
В полости фронтального носовика узла вкручен жиклер. Через его калибровочное гнездо поступает смазка для шлицевого вала понижения мощности на приводную часть гидравлической муфты. От перемещений по осям коленвал КамАЗ 740 защищен парой верхних полуколец и двумя нижними аналогами. Они монтируются таким образом, чтобы канавки прилегали к торцам вала.
Спереди и сзади на носках блока имеется шестерня привода маслонасоса и ведущий зубчатый элемент распредвала. На заднем торце детали предусмотрено восемь соединений с резьбой для фиксации гасителя вращательных моментов. Уплотнением коленчатого вала служит резиновая манжета, которая оснащается пыльником, располагается в картере маховика. Она изготовлена из фторкаучукового состава непосредственно в пресс-форме.
Маховик и шейки
По диаметру коренные и шатунные шейки коленвала КамАЗ 740 составляют 95 и 80 миллиметров соответственно. Предусмотрено 8 типов восстановительных вкладышей, которые применяются для ремонта без проведения шлифовки. Коренные и шатунные подшипники сделаны из стальной ленты со свинцово-бронзовым напылением и оловянным покрытием. Вкладыши вверху и внизу элемента не являются взаимозаменяемыми. От поперечного и продольного смещения они зафиксированы уступами, которые размещаются в пазах крышек подшипников и постелях шатуна. Указанные части имеют соответствующую маркировку (74-05.100-40-58 и 74-05.100-57-51). Заслонки и крышки изготовлены из чугуна повышенной прочности. Крепятся они при помощи болтов, которые фиксируются по регламентированной схеме. Маховик фиксируется на восемь болтовых шпилек, сделанных из легированной стали, а также штифтами с втулкой. Чтобы избежать повреждения узла, под болтовые головки помещаются шайбы, а на цилиндрической поверхности маховика находится зубчатый венчик.
Гаситель вращательных моментов
Коленвал двигателя КамАЗ 740″ оборудуется гасителем вращательных колебаний, который фиксируется восемью болтами на фронтальном носке блока. Деталь включает в себя корпус, который закрыт крышкой. Он с запасом хода монтируется в маховике. Герметичность соединений достигается при помощи сварочных швов по стыкам основы и крышки.
Между остовом и маховиком работает силиконовый состав повышенной вязкости. Жидкость заправляется дозировано перед фиксацией крышки. По центрам гаситель регулируется посредством шайбы, приваренной к основе. Нивелирование вращательных моментов происходит при помощи торможения остова гасителя. Данная энергия выделяется как тепловой поток. Стоит отметить, что при ремонте узла воспрещается нарушать целостность корпуса и крышки. Блок с деформациями для дальнейшего использования становится непригодным.
Шатунно-поршневая группа
Шатун коленвала КамАЗ 740 10 сделан из стали методом ковки. Он оснащен стержнем с двутавром, головка вверху — неразъемного типа, снизу — сделана с прямым разъемом. Окончательная обработка шатуна производится в сборе с крышкой, которая не является взаимозаменяемой для аналогов. В верхней головке детали имеется втулка из сплава бронзы и стали, которая установлена путем прессовки. В нижней части смонтированы сменные вкладки.
Нижняя крышка фиксируется болтами с гайками, которые запрессованы в стержень. На элементы наносятся метки сопряженности в виде порядковых номеров из трех знаков. Также на крышке выбивается номерное клеймо цилиндра. Поршень отливается из алюминиевого состава, имеет вставку из чугуна для верхнего кольца компрессии. Также головка поршня оснащается камерой сгорания с центральным вытеснителем. Элемент смещен по оси в направлении от клапанных выточек на пять миллиметров. Боковая часть имеет бочкообразную конфигурацию с уменьшением размера в районе отверстий под палец поршня.
Компрессионные и маслосъемные элементы
Поршень комплектуется сальником коленвала КамАЗ 740, а также парой компрессионных колец и одним маслосъемным аналогом. Дистанция от днища до нижней торцевой части верхней канавки 17 мм. Поршневая часть моторов 740/11, 740/13 и 740/14 между собой отличается формой гнезд под кольца, поэтому не является взаимозаменяемой.
Компрессионные элементы сделаны из усиленного, а маслосъемное кольцо — из серого чугуна. На «движке» 740/11 конфигурация поперечного сечения фиксаторов — односторонняя трапеция. При установке верхний наклонный торец размещается со стороны поршневого дна. Рабочая бочкообразная часть кольца покрыта молибденом. На поверхность второго компрессионного и маслосъемного кольца нанесено хромовое напыление.
При установке середина расширителя располагается в специальном замке. Маслосъемное кольцо изготовлено коробчатой конфигурации, на моторе 740/11 имеет высоту 5 миллиметров, а на 740/13 и 740/14 — 4 мм.
Ремонтные размеры коленвала КамАЗ 740
Ниже в таблицах приведены габариты, при которых допускается восстановление частей узла:
Источник
Коленчатый вал КАМАЗ. Полезные статьи о грузовиках КАМАЗ
Устройство коленчатого вала КамАЗ включает в себя такие детали:
- Шатунные и коренные шейки, которые связаны между собой. У шеек шатунного типа меньший диметр. Они используются в качестве опоры.
- Противовес. Помогает уравновесить вес поршневой части и шатунов.
- Колено. Оснащено одной шатунной шейкой, которая находится между двумя щетками.
- Подшипники скольжения. Дают возможность шатунам в шейках и в механизме коленвала вращаться.
- Хвостовик, на который устанавливается маховик для отбора мощности с коленчатого вала.
- Фланец и щетки.
Разница между коленвалами КамАЗ разных моделей заключается в используемом материале изготовления (чугун или сталь), а также в количестве шатунных шеек.
Размеры и другие характеристики
Параметры и технические показатели коленчатого вала КамАЗ:
- радиус кривошипа — 4,6 см;
- радиус крайних противовесов — 8,5 см;
- радиус средних противовесов — 8,2 см;
- диаметр коренной шейки — 6,4 см;
- диаметр шатунной шейки — 5,8 см;
- диаметр фланца коленвала — 12,2 см;
- ширина шатунной шейки — 3,6 см;
- ширина коренной шейки — 4 см;
- количество противовесов — 4;
- защитные фаски — есть;
- ход поршневой части — 13 см;
- диаметр цилиндрических элементов — 12 см;
- материал корпуса — чугун или стальной сплав;
- максимальный крутящий момент — 2200 оборотов в минуту;
- ремонтные размеры — 0,5*0,2 м;
- допустимый дисбаланс — не более 35 г/см;
- весь механизм вместе с противовесами весит 76 кг.
Сколько стоит
Средняя цена на коленвал — 35 000 руб.
Цены коленвалов на рынке имеют сильный разброс:
- средняя цена нового коленвала составляет 35000 рублей;
- бу коленвал стоит в среднем 20000 рублей (цена зависит от состояния запчасти);
- китайский коленвал стоит 15000-30000 рублей (в зависимости от качества сборки).
Не рекомендуется покупать запчасти китайской сборки, так как их установка может привести к поломке автомобиля.
Внимание! В Москве участились случаи продажи китайских запчастей под видом оригинальных. Будьте внимательны при покупке, сверяйте все технические характеристики изделия.
Таблица ремонтных вкладышей подшипников на двигатели КамАЗ
Применяемые вкладыши подшипников скольжения и полукольца упорного подшипника.
Унифицированные размеры диаметров коренных и шатунных шеек коленчатых валов различного конструктивного исполнения, диаметры постелей в шатуне и блоке цилиндров позволяют применять вкладыши одного типоразмера для всего модельного ряда двигателей конструкции V8 производства ПАО «КАМАЗ».
Таблица ремонтных вкладышей подшипников коленчатого вала
Обозначение | Диаметр коренной шейки, мм. | Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм. |
740.60-1005170 Р01 740.60-1005171 Р01 | 94,75 | 100 |
740.60-1005170 Р02 740.60-1005171 Р02 | 94,5 | 100 |
740.60-1005170 Р03 * 740.60-1005171 Р03 * | 94,25 | 100 |
740.60-1005170 Р10 * 740.60-1005171 Р10 * | 95 | 100,5 |
740.60-1005170 Р11 * 740.60-1005171 Р11 * | 94,75 | 100,5 |
740.60-1005170 Р12 * 740.60-1005171 Р12 * | 94,5 | 100,5 |
740.60-1005170 Р13 * 740.60-1005171 Р13 * | 94,25 | 100,5 |
Обозначение | Диаметр коренной шейки, мм. | Диаметр отверстия в блоке цилиндров, мм. |
7405.1005170 Р1 7405.1005171 Р1 | 94,5 | 100 |
7405.1005170 Р2 * 7405.1005171 Р2 * | 94 | 100 |
7405.1005170 Р3 * 7405.1005171 Р3 * | 95 | 100,5 |
7405.1005170 Р4 * 7405.1005171 Р4 * | 94,5 | 100,5 |
Таблица ремонтных вкладышей нижней головки шатуна
Обозначение | Диаметр шатунной шейки, мм. | Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм |
740.60-1004058 Р01 | 79,75 | 85 |
740.60-1004058 Р02 | 79,5 | 85 |
740.60-1004058 Р03 * | 79,25 | 85 |
740.60-1004058 Р10 * | 80 | 85,5 |
740.60-1004058 Р11 * | 79,75 | 85,5 |
740.60-1004058 Р12 * | 79,5 | 85,5 |
740.60-1004058 Р13 * | 79,25 | 85 |
Обозначение | Диаметр шатунной шейки, мм. | Диаметр отверстия в кривошипной головке шатуна, мм |
7405.1004058 Р1 | 79,5 | 85 |
7405.1004058 Р2 * | 79 | 85 |
7405.1004058 Р3 * | 80 | 85,5 |
7405.1004058 Р4 * | 79,5 | 85,5 |
* при ремонте коленвалов, упрочненных азотированием или карбонитрированием — обязательно необходимо повторить упрочняющую обработку с соблюдением специальной технологии.
Для упрочнения коленчатых валов могут быть использованы следующие технологии:
1. Закалка ТВЧ коренных и шатунных шеек, включая переходные галтели, на глубину 2,5..5,5 мм., твердость упрочненного слоя 52.62 HRC.
2. Закалка ТВЧ с последующим азотированием на глубину 0,25.0,3 мм (комбинированное упрочнение), твердость упрочненного слоя не менее 600 HV;
Каталог запчастей КамАЗ
Покупайте запчасти у нас :
Комплектуем заявки любой сложности, конкурентные цены, система скидок от объема. |
Мы даем понятную гарантию качества запчастей от производителей |
Оперативная доставка по России |
Звоните по телефону 950 310-88-88 Потребуется информация: модель авто, год выпуска, модель агрегата, класс Евро. |
Разновидности коленвалов Камаз
За последние годы ассортимент коленвалов, которые выпускает kamaz, существенно расширился. Сейчас заводом выпускаются дизельные и экологически чистые газовые двигатели, которые отвечают европейским стандартам качества. Для каждого из двигателей есть несколько видов коленвалов.
Коленвалы от разных двигателей иногда являются взаимозаменяемыми, а иногда нет. На сегодняшний день компания Камаз не предоставляет четких инструкций по разновидностям коленвалов, отсюда у владельцев большегрузов обычно возникает путаница по поводу того, какой коленвал нужен именно для его марки каmaза. Для решения этой проблемы ниже представлено описание коленвалов:
- их особенности;
- отличия друг от друга;
- возможности использования с разностандартными моторами.
Коленвалы, отвечающие стандарту Евро-0
К моторам, созданным по стандарту Евро-0, можно отнести стандартные дизельные движки большегруза 740.10 и двигатели обновленной версии 7403.10, 7408. Для производства коленвалов для этих моторов используется сталь стандарта 42ХМФА, которая прошла специальную обработку хромом и молибденом, и покрыта алюминием. Закаливание материала производства происходит высокочастотными токами на глубину 3 миллиметра. коленвалы имеют специальные заглушки. Такая модель коленвалов сейчас снята с производства.
Коленвалы, работающие для стандарта Евро-1
К двигателям, созданным по этому стандарту, можно отнести движки большегруза серии 740.11-240 и -260. Конструкция коленвалов этой серии не предусматривает заглушек. Сделаны они из металла стандарта 42ХМФА. Закаливание металла, как и в предыдущей модели, происходит с помощью ТВЧ, масленичные каналы имеют косую конструкцию. коленвалы этой серии имеют только один вид строения. Также на моторы этого стандарта подходят запчасти от КАМАЗа 740.
Коленвалы двигателей стандарта Евро-2
Двигатели, которые отвечают стандарту Евро-2, имеют различные радиусы кривошипа. Именно поэтому виды коленвалов для различных радиусов имеют серьезные отличия.
Диаметр кривошипа двигателей Камазов составляет 60 мм (R65). На них устанавливаются 2 типа коленвалов, которые отличаются друг от друга видом присоединения маховика:
- маховик закрепляется на 8 отверстиях, тип болтов при этом М14;
- маховик закрепляется на 10 отверстиях, тип болтов при этом М16.
2 типа деталей не могут заменять друг друга.
Радиус кривошипа двигателей Камаза также может составлять (тип кривошипа можно посмотреть на своих деталях) 65 мм. Для них подходят коленвалы, в которых маховик крепится 10 болтами М16. Детали взаимозаменяемы, но есть отличия в способе упрочнения:
- закаливание с помощью ТВЧ;
- упрочнение азотированием.
Коленвалы для стандарта двигателей Евро-3
Двигатели, которые отвечают стандарту Евро-3, достаточно малочисленны. Радиус кривошипа этих двигателей составляет 65 мм. При этом крепление маховика может быть выполнено по стандартной схеме на 8 или 10 болтов. Изделие закаляется токами высокой частоты. Их можно заменить другими коленвалами стандарта Евро-2 (которые также прошли обработку ТВЧ).
Для всех коленвалов способ крепления маховика находится в зависимости от вида установленного сцепления в автомобиле. При классической комплектации используется крепление маховика на 8 болтах М14. На новых моделях комплектации используется соединение маховика на 10 болтов М16.
Применяемость коленчатых валов КамАЗ.
Кап.ремонт двигателей КамАЗ
Двигатели Евро-0 (740.10, 7403.10, 7408)
740.13-1005008-20
Автомобильная комплектация — ось вентилятора располагается соосно оси вращения коленчатого вала (в комплекте с гидромуфтой).
740.13-1005008-70
Автобусная или специальная комплектация — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности).
7408.1005008-10
Автобусная комплектация двигателя 7408 — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности и задним расположением масляного насоса — со стороны маховика).
Двигатели Евро-1 (740.11-240, 740.13-260)
740.13-1005008
Автомобильная комплектация — ось вентилятора располагается соосно оси вращения коленчатого вала (в комплекте с гидромуфтой).
740.13-1005008-10
Комплектация со шлицевым передним отбором мощности
Двигатели Евро-2 с ходом поршня 120 мм (740.30-260, 740.31-240)
740.13-1005008-10
Двигатель 740.31-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ОАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор сосен с осью коленчатого вала).
740.30-1005008
Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S»(Германия), маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 шлицевым передним отбором мощности (автомобильная комплектация — вентилятор сосен с осью коленчатого вала).
740.30-1005008-10
Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S»(Германия), маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 с фланцем отбора мощности (автобусная или специальная комплектация — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала).
Двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм. (740.50-360, 740.51-320 , 740.35400, 740.37-400)
740.57-1005008
Двигатели для стационарных электростанций. С фланцем отбора мощности и ТА с механическим управлением
740.55-1005008
Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия) Со шлицевым передним отбором мощности и ТА с механическим управлением
740.50-1005008
>320л.с Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия) Со шлицевым передним отбором мощности и ТА с механическим управлением
740.63-1005008
Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия) Со шлицевым передним отбором мощности и ТА с электронным управлением
Двигатели Евро-3 (740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420 740.65-240)
740.65-1005008
Двигатель 740.65-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ОАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала). с ТА с электронным управлением
740.65-1005008-10
Двигатель 740.65-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ОАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала). с ТА типа CR
740.62-1005008
(с ТА с электронным управлением)
740.63-1005008
(с ТА с электронным управлением)
740.71-1005008
(с ТА типа CR) Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия), шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала).
Газовые двигатели (820.52-260, 820.53-260, 820.60-260, 820.61-260)
820.70-1005008
820.52-1005008
Газовые двигатели и двигатели с ТА типа «CR» в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия), шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала).
820.52-1005008-10
Двигатели экологического класса ЕВРО-2 моделей 820.52-260 и 820.53-260 в комплекте с КПП КАМАЗ шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала).
Техническое описание
Коленчатые валы двигателей КАМАЗ изготовлены из высококачественной легированной стали 42ХМФА ТУ 14-1-5520-2005 и имеют пять коренных и четыре шатунных шейки, связанные щеками и сопряженные переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов шатунные шейки коленчатого вала расположены под углом 90°.
Кап.ремонт двигателей КамАЗ
Ремонтные работы
Неисправности коленчатого вала КамАЗ и способы их устранения:
- Повреждение коренных или шатунных шеек, деформация посадочных мест. В этом случае рекомендуется отшлифовать детали под ремонтный размер, нанести покрытие электродуговой наплавкой, приварить электроконтактную ленту.
- Износилась резьба на маслосъемном кольце. Необходимо углубить резьбу при помощи резца и отшлифовать шейку.
- Дефект шпонки, посадочного места и шарикоподшипника. В этом случае следует выполнить фрезерование под увеличенные параметры шпонок, сделать наплавку с последующей фрезеровкой шпонки, запрессовать втулки.
- Повреждение отверстий, предназначенных для крепежных штифтов маховика. Нужно сделать развертывание деталей под ремонтный размер.
Как снять подшипник
Чтобы с коленчатого вала снять подшипник, необходимо:
- Снять все узлы транспортного средства, которые мешают получить доступ к коленвалу.
- Убрать блок силового агрегата на стенд, который используется для ремонта двигателя.
- Снять маховик. Для комфортной работы на венец маховика рекомендуется установить фиксирующее устройство. Перед снятием положение механизма относительно блока мотора отмечают, а также делают маркировку, в какой последовательности были установлены крепежные болты.
- Убрать поддон картера и насос для масляной жидкости.
- Крышки подшипников и сами шатуны демонтировать. Их нужно снимать вместе с поршнями.
- Снять коленвал.
- Очистить посадочные поверхности.
- Снять подшипник.
Как отбалансировать
Порядок действий при балансировке:
- Выставить станок в горизонтальное положение.
- Установить на станок коленчатый вал. Если есть дисбаланс и вал начинает проворачиваться по уголку, такой перевес нужно ликвидировать.
- При помощи небольших магнитов определить точный вес металла, который нужно срезать. Для этого магниты необходимо прикрепить на легкую сторону маховика. Их цепляют до тех пор, пока коленчатый вал не будет лежать неподвижно, без перевеса. Вес магнитов — это вес металла, который следует срезать для балансировки.
- Убрать с маховика стружку.
- Срезать лишний металл, высверливая небольшие отверстия на корпусе маховика.
- Вернуть коленвал обратно на транспортное средство.
Как установить
Установка вала коленчатого включает в себя следующие действия:
- Демонтаж крышки коренных подшипников из блока цилиндров.
- Откручивание стяжных и крепежных болтов.
- Подбор вкладышей коренных подшипников в соответствии с диаметром коренных шеек.
- Подбор колец упорного типа.
- Проверка вкладышей.
- Установка верхних вкладышей подшипников в цилиндрический блок, затем нижних и их смазка.
- Установка коленвала в транспортное средство.
- Установка головки шатуна.
- Прикручивание нижних и верхних полуколец.
- Чистка и смазка резьбы в отверстиях блока.
- Проверка момента затяжки болтов.
- Осмотр упорного подшипника на наличие зазора.
Сопротивление во время затяжки болтов должно нарастать без рывков, плавно.
Источник
НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ИНСТРУКЦИИ ПО УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ КАМАЗ
В применяемость коленчатых валов 740.62-1005020 упрочненных закалкой ТВЧ включены двигатели мощностью 320 л.с.: 740.51-320, 740.61-320. Добавлена комплектация 740.55-1005008 (ТВЧ) для двигателей Евро-2 мощностью до 320 л.с
В сентябре 2012г сняты с производства коленчатые валы 740.50-1005020 упрочненные азотированием, взамен которых поставляется новая модель 740.701005020 с двойным упрочнением: закалка ТВЧ коренных и шатунных шеек с последующим азотированием (патент Ru 2231565). Номера сборочных единиц при этом не изменились.
Исключен из номенклатуры коленчатый вал 740.35-1005020 фактически не производившийся. В связи с этим аннулированы комплектации на базе вала 740.35-1005020 (см таблицу 1).
Таблица замены аннулированных комплектаций коленчатого вала (Таблица 1).
Комплектация для замены
Добавлены обозначения ремонтных полуколец упорного подшипника коленчатого вала (таблица 12).
2. Комплектность поставки
Сборочные чертежи коленчатых валов в сборе, изготавливаемых в ПАО «КАМАЗ» и поставляемых в запасные части представлены на рис.1-5. Обозначения коленчатых валов в сборе и входящих в них деталей с указанием их количества представлены в приложении 1.
Рис.2. Сборочный чертеж коленчатого вала 7408.1005008-10, собранного на базе вала 740.13-1005020
Рис.3. Сборочный чертеж коленчатых валов двигателей Евро-2, собранных на базе валов 740.70-1005020, 740.62-1005020 (а) и 740.30-1005020 (б, в).
Рис.5. Сборочный чертеж коленчатого вала двигателя 740.65-240, собранного на базе вала 740.65-1005020
3. Применяемость коленчатых валов на двигателях
3.1. Двигатели Евро-0 (740.10, 7403.10, 7408)
Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 2.
Автомобильная комплектация — ось вентилятора располагается соосно оси вращения коленчатого вала (в комплекте с гидромуфтой).
Автобусная или специальная комплектация — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности).
Автобусная комплектация двигателя 7408 — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала (в комплекте с фланцем отбора мощности и задним расположением масляного насоса — со стороны маховика).
3.2. Двигатели Евро-1 (740.11-240, 740.13-260)
Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 3.
Автомобильная комплектация — ось вентилятора располагается соосно оси вращения коленчатого вала (в комплекте с гидромуфтой).
Комплектация со шлицевым передним отбором мощности
Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 4.
Двигатель 740.31-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ПАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор сосен с осью коленчатого вала).
Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S»(Германия), маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16
шлицевым передним отбором мощности (автомобильная комплектация — вентилятор сосен с осью коленчатого вала).
с фланцем отбора мощности (автобусная или специальная комплектация — ось вентилятора располагается выше оси вращения коленчатого вала).
3.4. Двигатели Евро-2 с ходом поршня 130 мм. (740.50-360, 740.51-320 , 740.35400, 740.37-400).
Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 5.
Двигатели для стационарных электростанций
С фланцем отбора мощности и ТА с механическим управлением
Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия) маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автобусная и специальная комплектация — вентилятор не соосен с осью коленчатого вала).
Со шлицевым передним отбором мощности и ТА с механическим управлением
Со шлицевым передним отбором мощности и ТА с электронным управлением
3.5. Двигатели Евро-3 (740.60-360, 740.61-320, 740.62-280, 740.63-400, 740.64-420 740.65-240)
Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в таблице 6
Двигатель 740.65-240 в комплекте с 142 КПП, 14 сцеплением производства ПАО «КАМАЗ», шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала).
с ТА с электронным управлением
Двигатели в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия), шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала).
с ТА с электронным управлением
3.6. Газовые двигатели (820.52-260, 820.53-260, 820.60-260, 820.61-260).
Применяемость коленчатых валов в сборе приведена в табл.7.
Газовые двигатели и двигатели с ТА типа «CR» в комплекте с КПП «ZF» производства СП «ZF+КАМАЗ», сцеплением «F&S» (Германия), шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 10-ю болтами с резьбой М16 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала).
n nom = 2200 мин-1
Двигатели экологического класса ЕВРО-2 моделей 820.52-260 и 820.53-260 в комплекте с КПП КАМАЗ шлицевым передним отбором мощности и маховиком под крепление 8-ю болтами с резьбой М14 (автомобильная комплектация — вентилятор соосен с осью коленчатого вала).
4. Техническое описание
Коленчатые валы двигателей КАМАЗ изготовлены из высококачественной легированной стали 42ХМФА ТУ 14-1-5520-2005 и имеют пять коренных и четыре шатунных шейки, связанные щеками и сопряженные переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов шатунные шейки коленчатого вала расположены под углом 90°.
Конструктивные особенности коленчатых валов (Таблица 8)
Для упрочнения коленчатых валов могут быть использованы следующие технологии:
1. Азотирование на глубину 0,25. 0,3 мм, твердость упрочненного слоя не менее 600 HV (в настоящее время как отдельный вид упрочнения не применяется).
2. Закалка ТВЧ коренных и шатунных шеек, включая переходные галтели, на глубину 2,5..5,5 мм., твердость упрочненного слоя 52.62 HRC.
Комбинированное упрочнение: закалка ТВЧ с последующим азотированием на глубину 0,25.0,3 мм, твердость упрочненного слоя не менее 600 HV; Основные конструктивные параметры коленчатых валов, определяющие их применяемость, приведены в таблице 8.
5. Маркировка и клеймение
Все коленчатые валы ПАО «КАМАЗ» имеют следующую маркировку:
— обозначение коленчатого вала на боковой поверхности третьего, считая от фланца со стороны вентилятора, противовеса. Маркировка выполняется выступающим шрифтом при штамповке поковки (например «740.50- 10005020). На некоторых моделях валов часть маркировки (обведенные рамкой символы в обозначениях «740.30 — 10005020-01 », «740.65 — 10005020-», «740.6210005020», «740.|70| — 10005020») выполняется ударным способом;
— серийный номер вала — на обработанной поверхности третьего противовеса;
— дата изготовления поковки — на боковой поверхности 4-го противовеса: первые две цифры — год, третий символ из перечисления <1-9, О, Н, Д>— порядковый номер месяца (например, 09Н — ноябрь 2009г, 085 — май 2008 г.);
— товарный знак «КАМАЗ» на боковой поверхности 5-го противовеса;
— «R65» — величина радиуса кривошипа на боковой поверхности 6-го противовеса (только для коленчатых валов 740.50-1005020, 740.70-1005020, 740.621005020, 740.65-1005020);
— знак ОТК на обработанной поверхности 8-го противовеса.
6. Установка коленчатых валов
1. Перед установкой коленчатого вала поз.1 (рис.1-5) крышки коренных подшипников поз.2 (Рис.7) должны быть демонтированы из блока цилиндров. Сначала отпускаются стяжные болты поз.4 и 5, а затем в два приема болты крепления крышек поз.3.
2. Подобрать вкладыши коренных подшипников согласно приложению 2, исходя из диаметров коренных шеек вала и диаметра расточки под вкладыши в блоке цилиндров.
3. Подобрать упорные полукольца согласно табл. 10, исходя из ширины пятой коренной шейки коленчатого вала и ширины 5-й коренной опоры блока цилиндров.
4. Проверить вкладыши, постели блока, установить последовательно верхние вкладыши коренных подшипников в постели блока цилиндров и нижние вкладыши коренных подшипников в крышки. При установке вкладышей необходимо совместить выступы вкладышей с пазами в постелях блока и крышках соответственно.
5. Смазать вкладыши коренных подшипников моторным маслом согласно химмо- тологической карты на двигатель.
6. Установить коленчатый вал на двигатель.
7. Установить нижние и верхние полукольца упорного подшипника коленчатого вала в выточках на пятой опоре, таким образом, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала. После установки необходимо проверить наличие осевого зазора в упорном подшипнике.
8. Тщательно очистить и смазать моторным маслом резьбу в отверстиях блока и на болтах, избыток масла удалить.
9. Плотно и без перекосов установить крышки коренных опор по посадочным поверхностям. При установке крышек поз. 2 (рис.7) соблюдать совпадение порядкового номера крышки (выбитым на нижней поверхности) с порядковым номером опор блока. Нумерация опор на блоке начинается от переднего торца блока (со стороны вентилятора).
10. Затянуть болты в следующей последовательности:
— вставить в отверстия крышек коренных опор болты поз.3 с шайбами и завернуть на 1. 2 оборота;
— затянуть в два приема болты крепления крышек поз.3 с опережением затяжки правого ряда не менее 1 с. Предварительно — крутящим моментом 95. 120 Н*м (9,6 . 12 кгс*м), окончательно — крутящим моментом 275. 295 Н*м (28. 30 кгс*м)10;
— ввернуть и затянуть стяжные болты поз.4 и 5 крутящим моментом 147. 167 Н*м (15. 17 кгс*м) (Для болтов 7482.1005158 /159 с диаметром резьбы М16. Стяжные болты 740.1005158 /159 (М12) в блоках старой конструкции затягивать крутящим моментом 8,2_9,2 кгс*м. В 2013г планируется внедрение стяжных болтов 740.60-1005158 / 159 с диаметром резьбы М14 момент затяжки которых составляет 15. 17 кгс*м.);
— при затяжке болтов сопротивление должно нарастать плавно без рывков;
— затяжку болтов поз.3 контролировать замером моментов при заворачивании частично отвернутых болтов до положения, в котором они находились до контроля. При этом момент должен находиться в пределах 270. 280 Н* м
Затяжку болтов крепления коренных опор старой конструкции 740.1005157 следует производить крутящим моментом 21 23,5 кг*м. Конструктивные отличия болтов 740.1005157 от новых болтов 740.1005157-02 приведены на Рис.6. При замене болтов 740.1005157 на болты 740.1005157- 02 в ходе ремонтных работ момент затяжки коренных болтов следует сохранить на уровне 21_ 23,5 кг*м, с целью сохранения геометрии постели коренных опор (при увеличении момента произойдет ее «овализация»).
2.Крышка коренной опоры.
3.Болт крепления коренной опоры.
4.Стяжной болт (правый).
5.Стяжной болт (левый).
7. Применяемые вкладыши подшипников скольжения и полукольца упорного подшипника.
Унифицированные размеры диаметров коренных и шатунных шеек коленчатых валов различного конструктивного исполнения, диаметры постелей в шатуне и блоке цилиндров позволяют применять вкладыши одного типоразмера при восстановлении двигателей ПАО «КАМАЗ» различной мощности и экологического класса. Особенности применения заключаются в технологии изготовления вкладышей, имеющейся в распоряжении различных производителей, в связи с чем, одновременная установка на двигатель вкладышей от различных производителей не рекомендуется, а для сопряженных вкладышей (устанавливаемых на одну шейку вала) недопустима.
Сертифицированными по положительным результатам проведенных испытаний считаются следующие производители:
1. С применением традиционной технологии нанесения рабочего покрытия (гальваника):
— «ДЗВ» — «Димитровградский завод вкладышей» (г. Димитровград).
— «ЗПС» — «Завод подшипников скольжения» (г. Тамбов).
2. С применением ионно-вакуумной технологии нанесения рабочего покрытия (PVD):
— ЗАО «ДЗВ» с покрытием, выполненным компанией «Miba» (Австрия);
— фирма «Федерал Могул» (США).
Применение для изготовления нагруженных вкладышей подшипников скольжения (верхнего шатунного и нижнего коренного) ионно-вакуумной технологии нанесения рабочего покрытия — PVD позволяет многократно повысить ресурс подшипников скольжения коленчатого вала и шатуна на форсированных двигателях ПАО «КАМАЗ» экологических классов Евро-3 и Евро-4. Сопряженный вкладыш при этом имеет традиционное гальваническое покрытие, что необходимо учитывать при проведении ремонтных работ. Для дополнительной идентификации на рабочую поверхность вкладышей с PVD покрытием производителями наносится специальная отметка краской (черная или желтая полоса) около стыка или по его торцам. Обозначения вкладышей и их наименования приведены в таблице 9.
Вкладыши подшипника коленчатого вала
Вкладыши нижней головки шатуна
Традиционная технология нанесения рабочего покрытия (гальваника)
ЗАО «ДЗВ» г. Димитровград
ОАО «ЗПС» г. Тамбов
Ионно-вакуумная технология нанесения рабочего покрытия (PVD)
ЗАО «ДЗВ+Миба» (Россия, Австрия)
«Федерал Могул» (США)
Ширина 5-й опоры блока (мм)
Ширина 5-й коренной шейки (мм)
Для комплектации двигателей КАМАЗ и поставок в запасные части одобрены только сталебронзовые полукольца производства ЗАО «ДЗВ» (г. Димитровград). Обозначения полуколец приведены в таблице 10
8. Проведение ремонтных работ
Ремонт коленчатых валов следует производить согласно ремонтной документации (ремонтных чертежей, карт дефектации, руководящих документов) разработанной НТЦ ПАО «КАМАЗ», для получения которой, необходимо отправить запрос на имя главного конструктора ПАО «КАМАЗ» по факсу (8552) 37-28-29.
Основные моменты, касающиеся восстановления и ремонта коленчатых валов, на которые необходимо обратить внимание, следующие:
— форма галтелей после перешлифовки шеек (переход от шейки вала к щеке выполненный в виде радиуса) должна быть плавной, кромки, подрезы, ступени и риски не допускаются;
— ремонтопригодность шеек коленчатого вала определяется видом его упрочнения (см. таблицу 11). Применяемость вкладышей, в зависимости от ремонтного размера шеек коленчатого вала, приведена в приложении 2. В комплекте с азотированным коленчатым валом и валом упрочненным двойной обработкой при перешлифовке шеек в ремонтные размеры (уменьшение диаметров на 0,25 мм) необходимо применять специальные вкладыши с увеличенной на 0,12517 мм толщиной, освоенные на ОАО «ЗПС» .
— при замене коленчатого вала с использованием противовесов, спрессованных с вала, вышедшего из строя, повторная балансировка не требуется, так как при изготовлении все детали двигателя (коленчатые валы, противовесы, маховики, шкивы) балансируются раздельно;
— установка на двигатель противовесов и маховиков от двигателей других моделей не допускается;
— правка коленчатого вала не допускается. Устранять прогиб коленчатого вала следует только перешлифовкой шеек в ремонтный размер;
— сборку коленчатого вала с шестернями и противовесами по прессовой посадке следует производить с нагревом последних, в соответствии с требованиями сборочного чертежа на ремонтный коленчатый вал. Запрессовка не допускается.
— вместе с коленчатым валом подлежат замене следующие сопряженные с ним детали: вкладыши коренной опоры и нижней головки шатуна, упорные полукольца.
Ремонтопригодность коленчатых валов.
Технология упрочнения коренных и шатунных шеек
Допускается ремонтная перешлифовка коренных и шатунных шеек с уменьшением диаметров коренных шеек до 093мм., шатунных шеек до 078мм.
Допускается ремонтная перешлифовка коренных и шатунных шеек с уменьшением диаметров коренных шеек до 094,75 мм., шатунных шеек до 079,75 мм. При ремонте с дальнейшим уменьшением диаметров необходимо проведение повторного азотирования.
Источник
Ремонт коленчатого вала, блока и шатуна
Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей ( см. таблицы 14, 15 ).
Таблица 14 — Ремонтные вкладыши подшипников коленчатого вала
Диаметр коренной
шейки, мм
Диаметр постели в
блоке цилиндров, мм
7405.1005170 Р0
7405.1005171 Р0
7405.1005170 Р1
7405.1005171 Р1
7405.1005170 Р2*
7405.1005171 Р2*
7405.1005170 Р3*
7405.1005171 Р3*
7405.1005170 Р4*
7405.1005171 Р4*
7405.1005170 Р5*
7405.1005171 Р5*
7405.1005170 Р6*
7405.1005171 Р6*
7405.1005170 Р7*
7405.1005171 Р7*
* — для коленчатого вала 740.13-1005020
Таблица 15 — Ремонтные вкладыши нижней головки шатуна
Диаметр шатунных шеек, мм
Диаметр постели
в шатуне, мм
* — для коленчатого вала 740.13-1005020
Обозначение вкладышей соответствующей шейки, диаметр вала и диаметр постели в блоке или шатуне нанесены на тыльной стороне вкладыша.
Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы :
- снимите головку цилиндра (см. раздел « Механизм газораспределения »);
- удалите нагар с верхнего пояса гильзы;
- снимите крышку нижней головки шатуна съемником ( см. рисунок );
- извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;
- снимите поршневые кольца приспособлением И801.08.000 ( см. рисунок );
- выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;
- нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80-100 °С;
- выньте поршневой палец.
Рисунок — Снятие съемником крышки нижней головки шатуна
Рисунок 71 — Снятие поршневых колец съемником И801.08.000
1 — поршень; 2 — кольцо; 3 — съемник
При сборке и установке шатунно-поршневой группы :
- компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом Верх) к головке поршня;
- маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала вставьте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца;
- смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;
- поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз Б в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне ( см. Рисунок 72 — Установка поршня с шатуном и кольцами в гильзу цилиндра );
- не запрессовывайте палец в холодный поршень;
- при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 ( см. Рисунок 72 — Установка поршня с шатуном и кольцами в гильзу цилиндра );
- индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня.
Рисунок 72 — Установка поршня с шатуном и кольцами в гильзу цилиндра
1 — поршень; 2 — обойма съемника И801.00.000; 3 — гильза цилиндра; А — выточки под клапаны; Б — паз в шатуне
Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клеймо спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.
Для снятия коленчатого вала демонтируйте:
- шатунно-поршневую группу ( см. выше);
- картер маховика (см. раздел « Блок цилиндров и привод агрегатов »);
- переднюю крышку блока в сборе (см. раздел « Система охлаждения »);
- масляный насос с маслозаборником в сборе;
- крышки коренных опор;
- снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.
При установке коленчатого вала на двигатель:
- совместите метки на шестернях привода агрегатов;
- обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала ( см. таблицу 14 );
- установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала ( см. Рисунок 33 — Установка полуколец, вкладышей подшипников, манжеты и маховика коленчатого вала 740.30-1005020 );
- проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров ( см. рисунок — Установка крышек коренных опор ) — номера начинаются от переднего торца;
- болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте в такой последовательности:
1) очистите резьбу в отверстиях и на болтах и смажьте ее, избыток масла удалите;
2) установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников;
3) вверните болты M16 крепления крышек с установкой шайб 16×3, обеспечив момент затяжки 95-120 Н.м (9,6-12 кгс.м);
4) затяните окончательно болты крышек, обеспечив момент затяжки 275-295 Н.м (28-30 кгс.м);
5) вверните и затяните стяжные болты M16 блока, обеспечив момент затяжки 147-167 Н.м (15-17 кгс.м).
Рисунок — Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала
Рисунок — Установка крышек коренных опор
При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа.
По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.
Для разборки и сборки коленчатого вала :
- снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 ( см. Рисунок 73 — Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником ) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.
Рисунок 73 — Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником
1 — захват; 2 — наконечник; 3 — винт; 4 — траверса; 5 — стопор; 6 — рукоятка
Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала ( см. Рисунок 74 — Снятие шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала съемником ) на наконечник 3:
- установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала; выверните ввертыш;
- перед сборкой промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом.
Рисунок 74 — Снятие шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала съемником
1 — захват; 2, 3 — наконечники
Собирайте вал в обратной последовательности. Перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105 °С.
Источник
7405 1004058 какой ремонт
Контакты : сот. +7 937 454 45 65, тел./факс.: +7(842-35) 6-76-51, т ел./факс.: +7(842-35) 6-71-06 , e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Каталог
Замочно скобяные изделия | Вентильная продукция | Троса привода и кузовная арматура | Пальцы рулевые и реактивные | Вкладыши коленвала | Компрессоры |
Таблица обозначений новых вкладышей для двигателей ЯМЗ и КАМАЗ ЕВРО 4, ЕВРО 5
Информируем Вас о том, что начиная с 01.01.2014 г. ЗАО «ДЗВ» начинает выпуск коренных и шатунных комплектов вкладышей с повышенным содержанием олова в покрытии и в сплаве. Данное изменение обусловлено желанием таких производителей двигателей как ОАО «КАМАЗ» и ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) повысить эксплуатационные характеристики вкладышей (износостойкость, коррозионостойкость, усталостная прочность) и применить их в высоко нагруженных двигателях с мощностью 360 л.с. и выше.
В связи с вышесказанным в настоящее время на ЗАО «ДЗВ» вносятся изменения в конструкторскую документацию и технологические процессы, что приведе к улучшению эксплуатационных свойств выпускаемой продукции, соответствию европейским экологическим нормам ЕВРО 4 и ЕВРО 5 и изменению обозначения коренных и шатунных комплектов вкладышей.
Данные изменения в равной степени коснуться как продукции, поставляемой на конвейер, так и продукции, реализуемой на вторичный рынок.
Ниже приведена таблица с измененными обозначениями:
Источник