Ремонтируем кассетную магнитолу Sharp GF-1770S
Добрый день, уважаемые подписчики и гости канала! На днях я писал о попавшей ко мне кассетной магнитоле Sharp GF-1770S. Она не работала, но подавала признаки жизни. И наконец, дошли до него руки.
Вскрыл я старушку.
Как уже говорил ранее, магнитола страдала 2 явными болячками: отсутствовал звук и не работало воспроизведение. После вскрытия одна из проблем была сразу же диагностирована.
Как видно на фотографии, пассик растянулся и сгнил от времени. И лишь каким-то чудом держался не порвавшись. К счастью, у меня оказался пассик необходимой длины и я сразу его заменил. И, о чудо, воспроизведение заработало!
Но звука по прежнему не было. Начал ковырять дальше. Проверил динамик. Он оказался полностью рабочим. Проверил питание. Оно на динамик не шло. Значит надо дальше смотреть плату.
Оглядел плату. Заметил один отпаявшийся контакт. Пропаял его, но это не помогло. Начал осматривать плату с другой стороны. И внезапно нашел причину отсутствия звука.
Это включатель записи, который включается нажатием кнопки записи. Я его понажимал и звук, зашуршав, появился! Но потом снова пропал. Решил почистить его техническим спиртом. Прочистив и просушив, включил воспроизведение. И все заработало!
Решил провести полное ТО аппарату, раз уж залез в него. Для этого разобрал лентопротяг и отправил пластиковые части в мойку. Туда же ушел и корпус магнитолы. А металлические начал чистить на месте. Грязи было много.
После очистки, достал специальную смазку и смазал все движущиеся части. Родная смазка загустела за 40 лет и потеряла свои свойства.
Затем помыл пластиковые части магнитолы и оставил их сушиться на пару часов. А после чего приступил к сборке аппарата. И после очистки он заблестел как новенький.
Ну и записал небольшое видео, как аппарат играет.
Для монофонического аппарата играет довольно здорово и громко. Магнитоле проведено обслуживание: замена пассика, чистка, смазка. Теперь он еще столько же будет играть. Работа, как и всегда, была в радость. А меня уже ждал новый аппарат, которому нужно было уделить внимание, но это уже совсем другая история.
Начало этой истории можно прочитать в этой статье:
Еще про подобные магнитолы можно прочитать в следующих статьях:
Также, вы можете поддержать развитие моего канала! Ссылка будет ниже.
Не переключайтесь! Ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, делайте репосты понравившихся статей, чтобы ваши друзья тоже могли прочитать их!
Источник
Oldaudio.by Винтажная и не только аудиотехника
ТЕМА: Ремонт и обслуживание магнитофонов своими силами.
Ремонт и обслуживание магнитофонов своими силами. 05 Янв 2015 23:40 #13
- Siola
- Вне сайта
- Модератор
- Сообщений: 753
Ремонт и обслуживание магнитофонов своими силами. 07 Янв 2015 21:45 #123
- Siola
- Вне сайта
- Модератор
- Сообщений: 753
Если отбросить шутки в сторону, и рассуждать по конструктиву, то лично от себя предлагаю такой порядок:
1. Чистка пути движения ленты и размагничивание всех контактирующих с ней деталей ЛПМ.
2. Выравнивание входных и выходных напряжений при сквозном прохождении сигнала через тракт (в положении кнопки мониторинга "Input" или "Source") и их увязка с референсными показаниями волюмметра (это ничто иное как 0 dB).
Номинальное входное и выходное напряжение (при котором волюмметр показывает 0 dB), обычно нормируемое для профессиональных аппаратов, равно 1.23 В (или +4 dBm; оно измеряется между контактами 2 и 3 разъёма XLR); для полупрофессиональных — обычно 315 мВ (или -10 dBV; выход на разъёме RCA); среди потребительской же техники встречаются другие значения, например, 775 мВ — в любом случае это нужно уточнить в мануале.
Говоря проще, на вход магнитофона подаём соответствующее напряжение с генератора (при настройке проф. аппарата с использованием традиционного звукового генератора последний нужно подключать к магнитофону через звуковой балансировочный трансформатор) — это 1.23 В либо 315 мВ (если в мануале не указано иное) с частотой 1 kHz и выставляем аналогичное значение напряжения на линейном выходе, затем выставим показания индикатора "0 dB". Некоторые модели рекордеров не имеют регулировку чувствительности волюмметров — в этом случае вначале выставляем входной уровень внутри аппарата (Input Gain), чтобы показания волюмметра соответствовали 0 dB, а затем выставляем стандартное напряжение на линейном выходе.
Отмечу, что эти регулировки необходимы как правило только один раз в самом начале эксплуатации аппарата. Обязательная проверка также необходима, если аппарат сменил владельца.
3. Воспроизводим калибровочную ленту.
Настраиваем уровень воспроизведения и отклик на ВЧ по тестовым сигналам 1 и 10 kHz таким образом, чтобы индикатор показывал 0 dB на этих основных тестовых тонах (в большинстве мануалов не требуется использование милливольтметра для данной процедуры, только VU-метр).
Калибровочная лента должна быть записана на нужной скорости, с желаемым стандартом эквализации (для 38 скорости предпочтительнее IEC, и аппарат должен поддерживать этот стандарт или переключаться на него), и с таким референсным потоком намагничивания, который соответствует рабочему потоку применяемой ленты, чтобы максимально раскрыть её потенциал. Для работы с лентой SM911 значение потока равно 355nWb/m, для SM900 — 500nWb/m.
4. Настраиваем азимут головки воспроизведения.
Существует простая и точная методика настройки без осциллографа с использованием белого шума, записанного на калибровочной ленте (в настоящее время есть калибровочные ленты с записью широкополосного белого шума). Методика заключается в электрическом вычитании сигналов на линейных выходах левого и правого каналов. Для этого выходы магнитофона подключаем к консоли (используем два моноканала, НЕ стереопарную ячейку), воспроизводим шум, устанавливаем одинаковые уровни этих каналов в консоли, панорамы — в центр, и в одном из каналов переворачиваем фазу на 180 град (на большинстве консолей есть кнопки переворота фазы). В результате мы услышим характерное уменьшение уровня сигнала. Вращая небольшими порциями регулировочный винт головы воспроизведения в обе стороны, ищем положение, при котором шум практически исчезает.
Если под руками нет консоли, можно использовать небольшой микшер с линейными входами на TRS-джеках. Понадобится кабель-переходник, в котором один из каналов, идущих от магнитофона, распаян как перевёртыш (достаточно поменять местами "горячий" и "холодный" проводники, подпаиваемые к джеку).
Я использую наушники сопротивлением 250 ом, подключенные к левому и правому каналам через переходник с "оборванной" землёй
5. Настроив азимут, необходимо снова проиграть калибровочные сигналы 1 и 10 kHz и при необходимости подстроить, поскольку, совершая механическую регулировку, мы влияем на электрические настройки, особенно на ВЧ-отклик!
6. И, наконец-то, вот он, запах свежераспечатанной ленты.
Устанавливаем на магнитофон катушку (или рулон — ну это кому как нравится) новой ленты той марки, с которой собираемся работать.
7. Подстройка азимута головки записи.
Подключим магнитофон, как я описал в п.4.
Подадим на оба канала магнитофона белый шум, включим аппарат на запись, переключим мониторинг на ленту и, подстраивая регуляторы входного уровня на передней панели, добьёмся равенства уровней левого и правого каналов (уровни установим примерно -4. -6). Вращаем регулировочный винт головки записи и добиваемся практически полного исчезновения шума (при этом азимут головы записи с точностью попадает в ранее настроенный по калибровочной ленте азимут головы воспроизведения).
8. Далее отрегулируем подмагничивание с помощью записи на новую ленту частоты 10 kHz с генератора. Включаем запись, и мониторинг переводим на ленту. Для удобства первоначальный уровень записи установим примерно -3. -6 dB по волюмметрам (ослабим выходной уровень на генераторе). Вращаем регулятор подмагничивания от минимума до максимума и смотрим на индикаторы — вначале чувствительность ленты будет плавно возрастать, а с определённой точки начнёт уменьшаться. Вернём регуляторы немного назад на самый пик чувствительности, после доводим уровень записи до 0 dB (добавляя уровень выходного сигнала на генераторе). Затем аккуратно и внимательно увеличиваем ток подмагничивания до падения чувствительности на определённую величину. Для марки SM911 это падение должно составлять 3 dB, для 900-й — 4dB для скорости 38 (исходя из заводских спецификаций изготовителя).
9. Настройка собственно записи.
Установим на генераторе частоту 1 kHz; мониторинг — на вход. Устанавливаем регуляторами на передней панели уровень 0 dB. Включаем запись, переводим мониторинг на ленту. Вращаем регуляторы тока записи (они обычно могут обозначаться как "Recording Level" и находиться внутри аппарата или выноситься в виде небольших подстроечников "под отвёртку" на переднюю панель, но не путать их с большими регуляторами на передней панели!) и добиваемся показания 0 dB на индикаторах. Затем переводим мониторинг на вход, на генераторе меняем частоту на 10 kHz, подстраиваем 0 dB на индикаторе, потом переключаем мониторинг на ленту и регулируем ВЧ-эквалайзер записи, добиваясь также значения 0 dB на индикаторах. Это основная калибровка. Полезно также (особенно, если магнитофон имеет НЧ-эквалайзер) записывать другие частоты с некоторым шагом, начиная, например, с 32 Hz для проверки общего отклика на всём частотном диапазоне. Либо плавно поднимать частоту от 32 до 20 000 Hz и следить за показаниями индикаторов (мониторинг — с ленты), тем самым можно оценить неравномерность отклика на определённых частотах, а неравномерность в любом случае будет, особенно на НЧ — это связано, в основном, с резонансом головы воспроизведения.
Вот в общем-то и всё. Долбил по клавиатуре долго, мог что-то и пропустить
Источник
Магнитофон и Ремонт
Тюнеры в Риге и в Веге переделанны под FM диапазон, все работает, звучит хорошо, переделать не сложно. По вопросам ремонта пишите, подскажу, что и как делал.
ВЕГА 328 стерео
Сокол 310 с современным плеером ( в плеере есть FM)
Мы естественно любим и ценим каждого клиента
Но разные бывают ситуации…
К нам обратились по ремонту магнитофона 1983 года выпуска Panasonic RX32F
Стандартный разговор по телефону, клиент — я все на сайте прочитал все понятно, сейчас приеду.
Приехал, но что то разговор не пошел. В целом ничего, на первый взгляд, особенного, но клиент свалил, в ремонт ничего не оставил…
Всякое бывает, работаем дальше.
Но через час от него прилетает отзыв в стиле — «Обманули, караул и вообще ваш сервис в подвале находится, одну звезду вам подавитесь»
Естественно, начальник все сразу увидел и всех напряг, типа «что за ХУ%№Я? вообще тут все ОХ*&^ЛИ»
«Быстро мне все записи разговоров с клиентом и видео с камер наблюдения!»
«Чтобы к вечеру был ответ и чтоб срочно перезвонили клиенту решили ситуацию!»
Клиентоориентированность и все такое в общем.
Стали мы слушать записи разговоров, да видео смотреть с камер.
И не все так просто и однозначно как оказалось.
Сидим думаем теперь.
Не поленились и ролик сделали для наглядности.
Вот что тут прикажете отвечать да как вопрос решать, уважаемые коллеги?
P.S. Осторожно, нецензурная брань присутствует.
ну, так получилось, что до начала 90х годов с водкой я был. ээээ. девственником.
(ооо. хм. а это отдельный рассказ 🙂 , ну позже расскажу)
начало 90х, я служу на огроменном разведовательном корабле(всегда горжусь!).
квартиру холостяку не дали, поэтому жил на корабле.
некоторые товары начали продавать по талонам(не горжусь). У меня накопилось куча талонов на алкоголь(не любитель).
а чо талонам-то пропадать. попросил коллегу закупить водки(шесть бутылок), притащил.
я поставил их на подоконник(большие 2 иллюминатора. эээ. окна. )
а к тому моменту я привез из дома на пароход двух-кассетный(крутой советский) магнитофон и он забарахлил. ннннадо чинить. ну, вскрыл корпус. смотрю: чо не так.
а в каюте(большая и удобная каюта с душевой) начинает собираться эксклюзивная(!) группа офицеров.
магнитофон: нашел сброшенный пассик(резиновое кольцо такое), поправил. руки в смазке. чем смыть? правильно.
БЕРУ БУТЫЛКУ ВОДКИ С ПОДОКОННИКА и иду в душевую — открываю, смываю смазку.
в душевую заглядывает рожа.
рожа: «МУЖИКИ. ОН ЕЮ РУКИ МОЕТ. «
еще две охреневших рожи: «УБИТЬ ГАДА. «
я: эээ, вы чо, водки хотите. там еще 5 бутылок!
выжрали все. сцуки.
PS: Леша, здоровья тебе!
Многие из нас едят лапшу быстрого приготовления — например, дома, когда не хочется готовить, в поездах дальнего следования или просто в качестве guilty pleasure. Но часто такой обед сопровождается сожалениями: считается, что в составе есть какая-то «химия», которая точно нанесет вред организму. Автор этого поста Ольга Карасева отправилась на завод, где производят «Роллтон», чтобы своими глазами посмотреть, из чего и как делают ту самую лапшу.
Завод компании «Маревен» находится в Серпухове. Первые упаковки с лапшой «Роллтон» сошли с конвейеров в 1999 году. В день здесь выпускают 1 800 000 порций лапши, и самый популярный в России вкус — «Роллтон» с курицей. Смотрю на весь производственный процесс на ее примере.
Все начинается с помещения, где хранят и просеивают пшеничную муку высшего сорта от российских производителей. Точно такая же используется для выпекания хлеба. Из силосной мука по трубам попадает в тестомесильную машину, там к ней присоединяется соль и вода. Нет, это не тот же самый рассол, как в банке с огурчиками, а обычная артезианская вода из собственной скважины с солью. Агрегат несколько минут замешивает тесто, доводит до нужной консистенции и так же по трубам отправляет дальше — на раскатку.
Тесто по очереди раскатывают семь валов, действующих по принципу скалки, только очень большой. Сначала самые крупные валы делят массу на два полотна толщиной в несколько сантиметров, потом тесто попадает под валы поменьше, еще меньше — и так выходит в виде тонкого листа, даже тоньше миллиметра.
После этого огромное полотно теста режется круглыми ножами. В это время конвейерная лента движется с разной скоростью: так макароны получаются «кудрявыми». Эта форма выбрана неслучайно: волнистую лапшу проще сушить на следующих стадиях производства, она занимает меньше места при транспортировке, почти не ломается и готовится быстрее, чем прямая.
После резки перед нами обычная лапша — наподобие той, что нужно варить. А вот лапшой быстрого приготовления она становится только после прохождения паровой камеры и сушки. Сначала воздействие горячим паром, потом пропитка подсоленной водой, резка на квадратные порции и только потом сушка при температуре 160 градусов. После, лапша выходит уже в виде привычного нам твердого прямоугольника.
Можно сказать, лапша почти готова, но пока у нее нет того самого вкуса. Куриной, говяжьей и даже грибной она становится после заваривания — за счет специй и бульона, которые готовят в отдельном цеху. Пакетики с пряностями кладут в упаковку с лапшой не люди, а автоматы — ручной труд на заводе сведен к минимуму. Так что если в вашей пачке не оказалось специй, скорее всего, это не оплошность сотрудника, а маленькое восстание машин.
Многие боятся есть лапшу быстрого приготовления именно из-за пряностей: якобы в них и спрятаны самые вредные ингредиенты. В вермишели «Роллтон» на домашнем бульоне с курицей лежат высушенные и измельченные томаты, морковь, лук, паприка, петрушка и приправы (куркума, черный и красный перец).
В составе на упаковке обычно пишут все-все ингредиенты с разных стадий производства. Там полно страшных названий, но пугают они только на словах. Например, карбонат калия — это не садовое удобрение, а аналог пищевой соды, который применяется в качестве разрыхлителя теста. Гуаровая камедь — добывается из семян индийских бобов и нужна, чтобы лапша не разваривалась в кашу, если ее передержать в горячей воде.
Даже глутамат натрия, который многим кажется чуть ли не синонимом вредной пищи, — это всего лишь соль. В Азии она известна больше ста лет, а вот у нас появилась сравнительно недавно, поэтому пока и не заслужила особого доверия. Послушайте, что рассказывает о пищевом глутамате доктор биологических наук и профессор МГУ Вячеслав Дубынин (видео 8:30-11:00). Если коротко, глутамат от природы есть во многих продуктах, которые мы едим каждый день (помидоры, мясо, бобовые и так далее), и его главная роль — придавать этим продуктам особый вкус.
Курица тоже настоящая, только высушенная и измельченная в порошок. Для изготовления одного килограмма сухого мяса нужно 4-5 килограммов мяса натурального.
Сейчас на заводе «Маревен» делают более 30 разных видов лапши «Роллтон». По популярности сразу за куриным идет говяжий, но во время постов возрастает спрос на лапшу с грибами и овощами. Новые вкусы придумывают разработчики из центра инноваций, а помогают им профессиональные дегустаторы. Кажется, любителям лапши стоит задуматься об этой вакансии мечты.
Высушенные брикеты с пакетиками специй и бульона отправляются на упаковку. Едут они сразу по нескольким конвейерным лентам, расположенным рядом, поэтому цех напоминает уменьшенный железнодорожный вокзал с очень напряженным расписанием поездов. Конечная станция — коробки, готовые к отправке на склады и в магазины. Но перед этим каждый пакетик с лапшой проходит контрольное взвешивание: он едет по ленте, попадает на встроенные весы и, если оказывается легче или тяжелее нормы, специальный автомат сдувает его с конвейера в коробку.
Еще один этап контроля — датчики, которые проверяют, чтобы в лапшу не попало ничего металлического. Потом коробки с лапшой едут по конвейеру на упаковку, где их оборачивают пленкой, а дальше — на склад, откуда «Роллтон» отправится в магазины по всей России.
Теперь вы чуть больше знаете о «кудрявой» лапше, которая с нами уже больше 20 лет. Единственное, что осталось загадкой после посещения завода — это популярность лапши с куриным вкусом. Почему именно он?
Текст — Ольга Карасева, фото — Татьяна Абизова
Ребята, привет! Не знаю к кому обратиться, в мастерских шлют подальше. Куда можно обратиться для ремонта данного устройства. Пропал звук совсем. Магнитофон старый, но очен дорог, как память. Не могу выкинуть. Прошу вас-помогите! Москва
Принесли мне на ремонт такой аппаратец:
Данный агрегат стоял у владельца в гараже и работал до последнего (титаническое терпение хозяина!). Последний мирился со многим: нет звука в одном канале, не работает запись,, не работают стрелочные индикаторы, шумы и хрипы при воспроизведении музыки в последние дни его тяжёлой жизни. Наконец аппарат сдался и лишил возможности хозяина наслаждаться хитами 80х — просто перестал откликаться на какие-либо команды с кнопок управления.
В таком состоянии он и приехал ко мне. Первым делом полез в отсек предохранителей и оценил изобретательность владельца:
На месте одного предохранителя стояла нехилая такая перемычка сечением 10 квадрат)) (Всё сгорит, а я останусь!)
При дальнейшем осмотре меня встретили тонны пыли:
Первым делом начал с проверки и замены электролитических конденсаторов. Многие из них ушли в мир иной. Расположенные на блоке усилителя мощности конденсаторы полностью потеряли ёмкость, под замену! Вот эти красавцы:
С остальными пришлось поступить так же, то есть заменить. Вообще при ремонте советской техники, особенно срок жизни которой около 30 лет и более, стараюсь заменить все электролиты, ибо на практике больше 90% из них не доживают до наших дней и теряют ёмкость. Даже если по результатам измерений параметры ещё более-менее дотягивают до нормы, где гарантия того, что такой партизан не уйдёт в ноль через полгода-год, доставляя радость следующему ремонтнику?
Копаем дальше, при внимательном осмотре и чистке плат обнаружились детали с отгнившими выводами, нелегко им пришлось.
Также пришлось заменить 4 микросхемы в блоке предварительного усилителя, т.к. тоже отгнили выводы, не стал разбираться и восстанавливать.
Восстановил пайку проводов к головке воспроизведения, 2 проводника были в обрыве.
После вышеописанных манипуляций звук в обоих каналах появился, стрелочные индикаторы заработали. Бонусом устроил себе развлекуху с подгонкой, смазкой, регулировкой и полировкой узлов лентопротяжного механизма, всё было в ржавчине и кусочках осыпающегося железа с ленты.
Если вы думаете, что на этом всё, то ошибаетесь! Запись у нас по прежнему не работает. Путём нехитрых измерений и копания в схеме был выявлен и заменён виновник — микросхема к561ла7, фото на память:
На фото она уже рядом с впаянной на её место. После замены режим записи заработал.
Интересное наблюдение: для записи нужно одновременно нажать на кнопку «паузы» и «записи», и всё бы хорошо, но «пауза» работает только в режиме «запись», в режиме воспроизведения, увы, нет. Удивился полёту мысли и задумке разработчика.
Так же на фото можно заметить 2 стоящих рядом электролита (выделено жёлтым). Подобным образом вышел из ситуации, когда нужны были неполярные конденсаторы, нужных под рукой не оказалось, пришлось городить такой «колхоз». Для столкнувшихся с подобной проблемой поясняю: берутся 2 обычных электролита, ёмкостью в 2 раза выше необходимой, соединяются последовательно полюсами друг к другу. Получаем неполярный электролит. (фото из интернета).
Дополнительно почистил и смазал регуляторы громкости и тембра, ибо при их вращении в колонках неслабо трещало. В итоге аппарат заработал как полагается, тестовый прогон других неисправностей не выявил. На фото магнитофон в сборе, крутит музяку.
Аппарат уедет к владельцу в гараж и будет долго ещё радовать его слух.
Так как ремонты — это моё хобби, а основную работу и семью никто не отменял, в общей сложности ремонт с поиском запчастей занял 2 вечера + 2 дня.
P.S. обещанный пост о ремонте Ореанды-203 затягивается, ищу подходящий пассик для лентопротяжного механизма, «колхоз» пока не хочется городить, только на крайний случай.
Всем спасибо за внимание!
P.P.S Баянометр ругался на схожесть магнитофона с твердотопливным котлом. Что ж, бывает))
Прошлый пост немного минусовали, но подписчики прибавляются поэтому для всех моих подписчиков и для тех кому будет интересно. По прошлым магнитафонам ситуация такова. В одном полностью прогнили пасики, во втором сгорел динамик, в третем не идёт питание на привод (хана трансу) как только наберу все необходимое сразу выложу отчет ремонта с фотками. Но вот буквально сегодня с утра наткнулся на. Обьявление. О продаже лампового бабинника днепр 11 за 2000 рублей
Погуглил цены. Уже хорошо ценовая политика в районе 4000-6000 в зависимости от сохрана. Поехал посмотрел, не включается, ну что ж кто не рискует тот не ест. Оценил состояние, открыл крышку. Смотрю в кишки никто не лазил, не кривыми не прямыми ручками, посмотрел предохранитель, вроде жив, но мультиметра небыло так что 100% уверенности небыло. Поторговался и за 1000 забрал. Ну что бы не напрягать кучей текста, он завялся, полностью жив, да предохранитель. Сейчас отчищу,смажу. И начну искать ему нового хозяина. Для ьех кому интересна цена ставить буду 5000 с торгом. За 3000 отдам смело)))))))) ну и чутка фоток красавца.
Всем привет! Некоторое время назад друзья меня подсадили на советскую аудиотехнику, и я, так как нет финансов на покупку, полез в закрома дабы найти хоть что-нибудь интересное, и ведь нашел:
Это магнитофон »Маяк М-240С-1» 92-го года выпуска. После протирания тряпочкой решил его включить. Зачем? Сам не знаю, но он все-же включился, хотя кроме индикации каналов никаких признаков жизни не подавал. Что-ж, время вскрывать:
Кстати, все пломбы были не тронуты, а внутри меня ждала 25-летняя толща пыли. Разбираем, чистим, собираем:
Приводной ремень рассыпался, а при включении магнитофона вне зависимости от нажатия кнопок работал мотор, работал, к слову, совсем не тихо. По этому я отключил питание от платы привода ЛПМ, тем более что данное устройство планировалось использовать как УНЧ для ПК.
Следующим этапом стала замена всех электролитических конденсаторов. Куда ж без этого?
Был составлен список всех электролитов, если кому-то вдруг понадобится, могу приложить. Вот, что было заменено:
Далее была опять проба услышать хоть что-то, но, увы. После шуршания потенциометра я чуть не подпрыгнул:
Есть! Есть контакт! А вот звука нет. Как видно на фото, подаётся сигнал только на левый канал, правый по нулям. Идем по схеме от входа и натыкаемся напрямую на потенциометр записи, от которого уже идет сигнал на индикацию и усилитель. Значит дело в нем:
Так как у меня нет аналогичного потенциометра, а так же не видел смысла в регулировке уровня записи, я просто накинул перемычки:
Я извращенец? Нет, но.
После этого звука так же не было слышно, но причина нашлась достаточно быстро. На задней панели рядом с выходами есть кнопка на два положения, а именно П2К, которая отвечает за включение\отключение подачи сигнала на выходные разъемы. Она просто развалилась, но, при помощи я её собрал и припаял на место.
Наконец я услышал звук, но радость моя была не долгой, спустя пару минут прослушивания, магнитофон фыркнул и вывалил на меня облако электролитического пара. Да, кондер, с*ка.
Не знаю как так получилось, но электролитом была засрата половина магнитофона, на фотографии выше в левом нижнем углу видно лужу. Что-ж, выпаиваю его, отчищаю от говен, опять включаю и продолжаю слушать музыку.
Ааа! В тот момент я был готов размельчить на атомы этот стабилизатор напряжения. Но чистый разум взял верх, пришлось выпаять эту банку и достать тестер, дабы проверить напряжение на данном участке цепи. При паспортных
26В, хотя сами кондёры были рассчитаны на 50В.
Что с этим всем я сделал? Ничего. Без этих кондёров усилитель нормально работает уже несколько месяцев. В идеале мне осталось заменить потенциометры уровня записи и воспроизведения, дабы комфортно пользоваться усилителем. Кстати, раскачивает этот Маяк один 4А-32, для восстановления работоспособности которого я так же не мало проделал танцев с бубном:
Впрочем, звук меня более чем устраивает, хоть на данный момент играет всего один канал в связи с отсутствием второго динамика, но это уже лирика.
Источник
Поиск неисправностей и регулировка магнитофонов
Для ремонта и послеремонтного контроля магнитофонов в мастерской необходимо иметь следующие приборы: универсальный вольтметр типа В7-27/А1 или вольтметры постоянного и переменного тока; осциллограф типа С1-78 или С1-83; измеритель нелинейных искажений типа С6-5; детонометр 4И; генератор звуковых частот типа ГЗ-102 или ГЗ-118.
Поиск неисправностей в магнитофонах начинают с оценки его работоспособности и правильности функционирования. Первоначально диагностируют исправность лентопротяжного механизма в различных рабочих режимах. Проверку можно проводить по алгоритму (рис. 4. 26), составленному на основе способа последовательных промежуточных измерений. Неисправности, возникшие в ЛПМ из-за обрыва пассиков, замасливания и проскальзывания фрикционных передач, деформаций рычагов, стоек, осей, изнашивания сопряженных деталей, неисправности механизмов управления и двигателей привода, обнаруживаются при внешнем осмотре.
Определить неисправности в электронном блоке управления можно, контролируя прохождение сигнала управления ЛПМ в блоке управления. Чтобы установить правильно ли функционирует микросхема, используют способ последовательного сравнения напряжений на выводах микросхем с заведомо исправными. При отсутствии исправного блока необходимо иметь таблицу- выходных параметров микросхем в зависимости от входных.
Отсутствие вращения двигателей свидетельствует о неисправности двигателя или схемы его питания. Двигатели ЛПМ в большинстве случаев иеремонтопригодны. В коллекторных двигателях постоянного тока возможна замена щеточного узла. Неисправности электронных схем питания бесконтактных двигателей можно локализовать по алгоритмам, приведенным на рис. 4.27, а — в. В основу алгоритмов положен способ последовательных промежуточных измерений.
Неисправность усилителя записи заключается в отсутствии или слабом уровне записи фонограммы. Увеличенный уровень нелинейных искажений может быть вызван при исправном усилителе дефектами генератора подмагни-чивания нли его несогласованностью с усилителем записи. Независимо от схемного решения, типов активных элементов (транзисторы, микросхемы) усилителя алгоритм (рис. 4.28, а) поиска неисправности состоит в последовательном контроле прохождения звукового сигнала от входа к выходу. Контроль удобно производить с помощью осциллографа.
Если при записи не стирается старая фонограмма, то может быть неисправен генератор стирания. Исправность генератора определяется осциллографом (по осциллограммам в контрольных точках). Алгоритм диагностики приведен на рис. 4.28, б.
Отсутствие воспроизведения фонограммы указывает на неисправность усилителя воспроизведения. Дефект можно обнаружить способом последовательных промежуточных измерений, контролируя прохождение сигнала от входа (магнитной головки) к выходу, а также способом исключений. В последнем случае необходимо подавать испытательный сигнал от генератора звуковой частоты на входы усилительных каскадов в направлении выхода усилителя к его входу. Алгоритм поиска неисправности усилителя воспроизведения представлен на рис. 4.28, в.
Алгоритмы, приведенные на рис. 4.28,а, б, применяют для диагностики магнитофонов со сквозным каналом и с переключаемой магнитной головкой (см. рис. 4.19, б). Для магнитофона с универсальным усилителем (см. рис. 4.19, в) можно использовать алгоритм, приведенный на рис. 4.28, г.
Поиск неисправностей усилителей стереофонических магнитофонов также проводится описанными способами. Для обнаружения дефекта в одном канале подходит способ сравнения, т. е. напряжения и сигналы дефектного канала сопоставляются с аналогичными параметрами исправного.
Магнитные головки относятся к невосстанавливаемым элементам магнитофонов. Вследствие непосредственного контакта с магнитной лентой, обладающей абразивностью, средний срок службы пермаллоевых головок составляет 2000 ч. Срок службы современных магнитных головок с повышенной износостойкостью увеличился до 5000 ч. К неисправности головок, кроме естественного износа, приводят обрывы катушек, механические повреждения, загрязнения зазора. Последнее вызывает уменьшение уровня высокочастотных составляющих сигнала, искаженное, глухое звучание фонограммы. Неисправность такого типа устраняется очисткой рабочей поверхности головки тампоном со спиртом.
О неисправности индикатора уровня записи свидетельствует отсутствие его показаний при записи фонограммы. Дефект может быть связан с индикатором или цепями его подключения к усилителю. Определить неисправность можно, производя последовательные промежуточные измерения. Для электролюминисцентного индикатора следует учитывать, что дефекты могут возникать в цепях питания индикатора.
Диагностика неисправности порогового шумоподавите-ля сводится к измерению напряжения на базе транзистора VT3 (см. рис. 4.23) в паузе и во время воспроизведения фонограммы. Резистором R1 устанавливается порог срабатывания. Оценка работоспособности СШП других типов производится при прослушивании фонограммы и периодическом включении и выключении шумоподавнтеля. Регулировка шумоподавителей возможна с применением звукового генератора, вольтметра переменного напряжения и осциллографа по схеме, показанной на рис. 4.29. Последовательно изменяя частоту и уровни входного сигнала, оценивают уровни сигналов на выходе СШП. Лучшего качества настройки шумоподавителей можно достичь, используя для контроля анализатор спектра типа СК4-55 и генератор шума типа Г2-47.
Ухудшение качеста записи и воспроизведения фонограмм нередко обусловлено качеством магнитной ленты. Кроме явных дефектов, обрыва ленты, возможно ее коробление, вытягивание, осыпание рабочего слоя. При обрыве ленты ее можно склеить, в остальных случаях необходима замена ленты. При деформации кассеты, увеличении трения рулонов ленты, образовании петель ленты и заеданий кассета подлежит замене. В разборной кассете подобные неисправности могут быть устранены при ремонте.
Проверку магнитофонов проводят на измерительных лентах. ГОСТ 197—86 регламентирует следующую маркировку измерительных лент. Первая цифра в обозначении указывает ширину ленты в миллиметрах (3—3,81 мм, 6—6,25 мм), далее дается сокращенное наименование — лента измерительная лабораторная (ЛИЛ). Цифра после этих букв указывает на число дорожек магнитофона, следующая за этим буква — на функциональное назначение ленты; последняя цифра означает скорость движения измерительной ленты.
Для измерения коэффициента детонации магнитофонов используют ленты ЗЛИЛ1Д4, 6ЛИЛ1Д19, 6ЛИЛ1Д9, 6ЛИЛ1Д4 с записью на прецезионном ЛПМ тона 3150 Гц±3 % с уровнем записи порядка 25 % от максимального. Для определения параметров каналов воспроизведения и уровня записи двух- и четырехдорожечных магнитофонов предназначены ленты ЗЛИЛ2У4-250, ЗЛ ИЛ2У4-1 60, 6Л ИЛ 4У19-320, 6ЛИЛ4У19-250, 6ЛИЛ4У9-250, 6ЛИЛ4У4-250. Для измерения АХЧ каналов воспроизведения служат ленты ЗЛИЛ244, 6ЛИЛ4419, 6ЛИЛ449, 6ЛИЛ444. Углы перекоса рабочих зазоров магнитных головок измеряют с помощью лент ЗЛИЛ2Н, 6ЛИЛ4Н. Регулировка магнитофонов производится на специальных измерительных технологических лентах (ЛИТ).
Ленты для измерения параметров канала воспроизведения следующие: ЗЛИТ2У4-250, ЗЛИТ2У4-160, 6ЛИТ4У19-320, 6ЛИТ4У19-250, 6ЛИТУ9-250, 6ЛИТУ4-250. Для контроля АЧХ каналов воспроизведения и угла наклона магнитных головок служат ленты ЗЛИТ2ЧИ, 6ЛИТ4ЧВН.
После устранения неисправностей магнитофон проверяется на соответствие параметров номинальным значениям. Скорость ленты определяется временем прохождения мерного отрезка ленты. Более точный результат получится при применении специальных лент для измерения коэффициента детонации. Подключив к выходу магнитофона электронно-счетный частотомер типа 43-57, определяют частоту основного тона (3150 Гц). Ее отклонение свидетельствует о несоответствии скорости движения ленты номинальному значению. Подключив вместо частотомера детонометр, находят коэффициент детонации. После установления номинальной скорости проверяют силу прижима ленты к тонвалу с помощью динамометра, показания которого фиксируются в момент остановки прижимного ролика.
Если в процессе ремонта заменялись магнитные головки, требуется установка их с учетом высоты, наклона и перпендикулярности рабочего зазора. Контроль установки производится по измерительным лентам 6ЛИТ4ЧВН или ЗЛИТ24Н. Подключив осциллограф к линейному выходу, наблюдают осциллограммы (рис. 4.30). Информация о положении магнитной головки относительно магнитной ленты заключена в амплитудах сигналограмм 8, 9, 10. Если магнитная головка установлена по высоте неверно, то это проявляется в пропадании сигналограмм 8, 9, 10 (рис. 4.30, в). Если неправилен угол наклона, эти сигналограм-мы имеют различные амплитуды, отличающиеся от требуемых (рис. 4.30, г).
Приближенно можно установить высоту и наклон головок по фонограмме, записанной на заведомо исправном магнитофоне. Высота головки определяется по максимуму амплитуды сигнала, наклон — по наилучшему воспроизведению высших частот. Записывающие головки устанавливаются по максимальному уровню воспроизведения при включении сквозного канала, стирающая головка — по минимуму уровня стираемого сигнала тона частотой 2— 4 кГц, записанного с уровнем на 4—6 дБ больше номинального. В кассетных магнитофонах определяется только наклон рабочего зазора, так как положение ленты по высоте фиксируется конструкцией головки.
Проверка и регулировка напряжения на линейном выходе осуществляются при воспроизведении на магнитофоне измерительных лент 6ЛИТЧУЧ9-250, ЗЛИТУЧ-250 и измерении напряжения на линейном выходе. При несоответствии выходного напряжения величине (250—500 мВ) регулировкой и настройкой добиваются требуемых показаний. В стереофонических магнитофонах необходима идентичность выходных напряжений обоих каналов.
Проверку и регулировку АЧХ канала воспроизведения проводят при всех номинальных скоростях с помощью лент 6ЛИТ4ЧВН и ЗЛИТ2ЧН. На этих лентах записываются циклически повторяющиеся тональные посылки с частотами 400, 800, 2000, 4000, 6300, 8000, 12500 Гц для скорости 9,53 см/с. На линейном выходе магнитофона эти посылки имеют вид осциллограмм (см. рис. 4.30). Для проверки АЧХ магнитофона на скоростях 19,05 и 4,76 см/с осциллограф к линейному выходу подключают с соответствующими корректирующими цепочками (рис. 4.31).
Оценка соответствия АЧХ проводится по величине посылок, наблюдаемых на экране осциллографа. Измерительная лента для кассетных магнитофонов содержит тональные посылки с частотами 400, 800, 2000, 4000, 6300, 10000 Гц. При отсутствии измерительных лент АЧХ можно построить по точкам с помощью генератора и вольтметра переменного тока. Хорошая наглядность и простота регулировки АЧХ усилителя достигается при использовании измерительных амплитудно-частотных характеристик, например XI-46.
Относительный уровень помех в канале воспроизведения определяют как отношение напряжения на линейном выходе в режиме воспроизведения без ленты напряжения при воспроизведении измерительной ленты уровня.
Проверка индикатора записи магнитофона осуществляется подачей на вход сигнала частотой 400 Гц и уровнем, при котором стрелка индикатора устанавливается на границе сектора шкалы. Регулятор уровня записи фиксируется на максимальное усиление. Напряжение, измеряемое на линейном выходе при воспроизведении записанной фонограммы, сравнивают с напряжением при воспроизведении измерительной ленты и оценивают правильность показаний индикатора. При значительном расхождении показаний производят корректировку индикатора записи.
Для устранения помех от генератора стирания на усилительные цепи магнитофона настраивают заграждающие фильтры. Подключив вольтметр или осциллограф к выводам магнитной головки вращением сердечника катушки L1 (см. рис. 4.22), можно добиться максимума показаний вольтметра, при этом магнитофон включен в режиме «Запись». В отдельных магнитофонах для удобства установки тока подмагничивания и стирания последовательно с магнитными головками включают специальные измерительные резисторы. В этом случае вольтметр подключается к измерительному резистору и по максимуму показаний настраивается фильтр. Если настройку невозможно осуществить, надо проверить элементы фильтра или измерить частоту генератора стирания. В стереофонических магнитофонах операцию настройки фильтров следует производить несколько раз, так как существует взаимное влияние фильтров из-за общих цепей подключения генератора стирания.
Регулировка тока высокочастотного подмагничивания проводится в соответствии с паспортом на магнитную головку и тип применяемой магнитной ленты. Если тип ленты неизвестен, ток подмагничивания устанавливается в процессе записи сигнала частотой 1000 Гц и уровнем на 20 дБ ниже номинального при различных положениях регулятора тока. Измеряя уровень воспроизводимого сигнала, строят зависимость его от положения регулятора. Оптимальный ток подмагничивания соответствует максимальному уровню воспроизводимого сигнала.
Для контроля АЧХ канала записи — воспроизведения осуществляют запись ряда частот со входным напряжением, уменьшенным на 20 дБ относительно номинального уровня записи, поддерживая при этом входное напряжение постоянным. В процессе воспроизведения измеряют напряжение на линейном выходе и по полученным данным строят АЧХ. Если характеристика не соответствует требованиям ГОСТа, производят регулировку канала.
Уровень гармоник магнитофона контролируют измерителем нелинейных искажений. Относительный уровень стирания (измеряется в децибелах) определяют как отношение напряжений на линейном выходе при воспроизведении размагниченного и неразмагниченного участков записи.
Отметим, что при проведении контрольных и регулировочных работ элементы лентопротяжного тракта магнитофона необходимо размагнитить. Для этого используют дроссель.
Источник