В Большом Камне начался ремонт двух атомных подводных лодок
На Дальневосточном заводе «Звезда» начался ремонт двух атомных подводных лодок – «Иркутск» и «Магадан». АПЛ «Иркутск», помимо планового обслуживания, проходит еще и модернизацию. В ожидании ремонта он стоял с 2001 года.
Технический проект на модернизацию корпуса «Иркутска» выполнили инженеры ЦКБ «Рубин». В плановом порядке ведутся работы по дефектовке и ремонту судовой арматуры, общекорабельных устройств, рулевых приводов. Срок сдачи АПЛ «Иркутск» (проект 949А «Антей») определен на 2022 год. За два года и пять месяцев предстоит насытить заказ оборудованием, провести испытания на стапеле и в море.
АПЛ «Магадан» (проект 971 «Щука Б») прошла освидетельствование. В ближайшее время начнутся сами работы.
Отметим, «Иркутск» был заложен 34 года назад на «Севмаше». В октябре 1990 года вошел в состав Тихоокеанского флота. В 1997 году был выведен в резерв и поставлен на прикол в ожидании среднего ремонта. Для этого в конце 2001 года подлодка переведена на завод «Звезда». В 2013 году объявлено о начале модернизации ракетоносца. Планировалось, что судно вернется в состав ТОФ к 2019 году, но позже сроки были сдвинуты. Предполагается, что подводная лодка «Иркутск» выйдет в море после модернизации в 2021 году. Старые ракеты «Гранит», которыми оснащен ракетоносец, собираются заменить «Калибрами», которые успешно показали себя в ходе сирийской кампании. Также заместитель министра обороны Юрий Борисов в ходе визита в Большой Камень сообщил, что на лодках проекта «Антей» собираются заменить и общесудовое оборудование.
«Магадан» был заложен под наименованием К-331 в 1989 году на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и спущен на воду в 1990 году. В 1991 году подлодку включили в состав флота. В 1993 году ее переименовали в «Нарвал», а в 2000 году – в «Магадан». АПЛ ожидала ремонта и модернизации на заводе «Звезда» с 2014 года.
Напомним, ранее на «Звезде» ремонт проходил атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами (АПКРРК) «Омск» проекта «Антей». Теперь он пополнил состав Тихоокеанского флота.
Источник
Дальневосточный завод «Звезда» получил заказы на ремонт двух атомных подводных лодок
На сегодняшний день у Дальневосточного завода «Звезда» (Большой Камень) заказы на ремонт АПЛ «Магадан» и на ремонт с модернизацией АПЛ «Иркутск».
После успешного выполнения заказа на ремонт АПРКР «Омск» коллектив предприятия приступил к ремонту АПЛ «Магадан» и АПЛ «Иркутск», сообщает Дальневосточный центр судостроения и судоремонта.
Уже готов технический проект на модернизацию корпуса «Иркутска» — его выполнили инженеры ЦКБ «Рубин». В ближайшее время специалисты бюро прибудут на завод для контроля хода работ. В плановом порядке ведутся работы по дефектовке и ремонту судовой арматуры, общекорабельных устройств, рулевых приводов. Срок сдачи АПЛ «Иркутск» определен на 2022 год. За два года и пять месяцев предстоит насытить заказ оборудованием, провести испытания на стапеле и в море.
АПЛ «Магадан», меж тем, прошла освидетельствование. В ближайшее время начнутся сами работы.
Дальневосточный завод «Звезда» — ведущее предприятие по ремонту подводных лодок Тихоокеанского флота и единственное на Дальнем Востоке специализирующееся на ремонте, переоборудовании и модернизации кораблей атомных подводных ракетоносцев. Завод «Звезда» — хорошо оснащенный комплекс, обладающий высоким техническим и производственным потенциалом, который позволяет качественно и своевременно выполнять работы по всем основным направлениям деятельности предприятия.
Источник
Большой Камень под Большим Краном
Если к западу от Владивостока мы в прошлой части упёрлись в границу Северной Кореи, то на восток — всё наши берега. От Емара и Шаморы за Уссурийском заливом хорошо виден город Большой Камень (38 тыс. жителей), открывшийся в 2015 году ЗАТО, которому теперь больше к лицу было бы называться Большой Кран.
По прямой от Владивостока до Большого Камня всего 20 километров, но через Уссурийский залив, в отличие от Амурского , не ходит рейсовых судов. Скоростной катамаран «Владивосток», систершип «Москвы» (см. здесь ), которая возила нас на остров Попова , должен был начать курсировать здесь ещё в 2012 году, но так и стоит с тех пор на верфи под арестом из-за каких-то коррупционных дел. Большой Камень с той поры успел потерять статус ЗАТО и прирасти новой грандиозной верфью, а там глядишь и скоростную трассу «Владивосток — Находка» доведут до ума. Пока же объезжать эти 20 километров воды по суше — дело на 2-3 часа, через Артём и Шкотово с его сафари-парком . На восточной стороне Залива Петра Великого пейзаж хоть и сохраняет неповторимость Приморья , но всё-таки природа не кажется здесь такой чужой и странной, как на Хасанщине . В селе Романовка левее трассы промелькнула новодельная протестантская церковь, прихожане которой — конечно же, вернувшиеся из депортации корейцы:
А могли быть, в теории, и эстонцы: первое поселение у бухты Большого Камня, возникшее в 1899 году, красноречиво называлось Южная Лифляндия. В 1924 году в её окрестностях были созданы 4 рыболовецких артели (одна из которых имела звучное название «Эрингас» — «Селёдка»), 1929-31 годах слившиеся в колхоз «Новый Мир», дальневосточного предтечу рыболовецких колхозов-миллионеров позднесовесткой Прибалтики. Однако уже к концу 1930-х годов его владения, занимавшие несколько бухт, потеснила очередная Великая Стройка: возрождаемому для неизбежной войны с Японией Тихоокеанскому флоту требовалась верфь, причём гораздо более масштабная, чем старый «Дальзавод» в тесном Золотом Роге . Оптимальным местом для строительства проведённые в 1939-41 годах изыскания назвали бухту Тау-да-Гуши, она же по созвучию Большие Кущи или Большой Кувшин, а в переводе с китайского — Большой Одинокий Камень. Начало стройки задержала Великая Отечественная война, но после неё, когда потенциальным противником был уже не японский флот, а самый могущественный в мире американский, проект требовал срочности. В 1947-56 годах на месте Больших Кущ вырос судозавод всесоюзного масштаба «Звезда», посёлок которого в 1956 году получил название Большой Камень. Одно время он сосуществовал с реальным Большим Камнем посреди бухты — кекуром, похожим на большой пароход с трубой. Но тоннаж судов рос, завод расширялся, и вот 1963 году Тау-да-Гуши был взорван.
По своей сути «Звезда» Большого Камня стала тихоокеанской сестрой беломорской «Звёздочки» Северодвинска — основной её специализацией было не строительство новых кораблей (этим занималась верфь в Комсомольске-на-Амуре), а обслуживание, ремонт и утилизация атомных подводных лодок. Что интересно, в отличие от Заречного , Звёздного или Байконура (другие ЗАТО, посещённые мной в том году), первоначально закрытость Большого Каменя ограничивалась только погранзоной (куда входил и сам Владивосток). В 1963-2004 годах он был даже центром Шкотовского района, в 1989 году получил статус города. Закрылся от мира Большой Камень на пике разгула демократии — в 1996 году, став этаким неприступным Форт-Ноксом в преступной вольнице Приморья. Да и утилизация АПЛ в те годы была поставлена практически на поток, а что бывает при нарушении техники безопасности, командование Тихоокеанского флота хорошо узнало 10 августа 1985 года в бухте Чажма , когда от взрыва реактора АПЛ 11 человек живьём сгорели дотла, а несколько сотен получили дозу облучения. К концу 2000-х же становилось всё яснее, что в скором времени утилизировать тут станет нечего, и вот для «Звезды» нашлась новая роль. С 2009 года Объединённая судостроительная компания, первоначально вместе с корейской «Дэу», долю которой в 2012 году заняли «Газпромбанк» и «Роснефть», строит в Большом Камне новую верфь под старым названием. Первую очередь завершили совсем недавно, вторую обещают к 2024 году, а на выходе должно получиться то, что не получилось в 1980-х годах в Советской Гавани с её недостроенной «Палладой» — крупнейший судозавод на Шестой части суши. Статус ЗАТО себя благополучно исчерпал и был снят в 2015 году, о чём напоминает пыльный КПП у поворота с находкинской трассы:
От него несколько километров до автовокзала. Он стоит в промзоне на выезде, и большинство рейсов отсюда следует в другой условный ЗАТО — соседнее Фокино:
Источник
Большой камень ремонт апл
Индия возвращает России атомную подводную лодку "Нерпа"
Как сообщила индийская газета «The Hindustan Times» cо ссылкой на осведомленных лиц, входившая в состав ВМС Индии под названием S 72 Chakra на правах аренды у российской стороны атомная многоцелевая подводная лодка К-152 «Нерпа» (заводской номер 518) проекта 971И возвращается в Россию, поскольку срок ее аренды истекает.
Атомная многоцелевая подводная лодкаS 72 Chakra ВМС Индии — арендованная России К-152 «Нерпа» (заводской номер 518) проекта 971И (с) ВМС Индии
Соглдасно данным ресурсов морского траффика и шипспоттеров, атомная подводная лодка S 72 Chakra вышла из Вишакхапатнама 27 мая, и 3-4 июня прошла в надводном положении Малаккским проливом, следуя во Владивосток, причем в Малаккском проливе лодку сопровождали российские большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Трибуц» проекта 1155 и спасательный буксир «Калар». Переход лодки, как сообщается, осуществляется индийским экипажем.
Хотя ряд индийских ресурсов сообщают, что срок аренды «Нерпы» Индией истекает в апреле 2022 года, однако это явная ошибка, поскольку акт передачи лодки индийской стороне был подписан 30 декабря 2011 года, и таким образом, 10-летний срок аренды заканчивается 30 декабря 2021 года. Можно предположить, что некоторое ускорение возвращения лодки вызвано ее техническим состоянием, хотя в 2019 году появлялись сообщения, что российская и индийские стороны ведут переговоры о возможности продления аренды «Нерпы» Индией еще на пять лет — однако, по данным индийских СМИ, соглашение об этом достинуто так и не былою.
Напомним, что атомная подводная лодка К-152 «Нерпа» (заводской номер 518), изначально заложенная еще для ВМФ СССР в 1989 году, была достроена для Индии по соглашению 2000 года с индийской стороной на АО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре по модифицированному проекту 971И, и была передана ВМС Индии в долгосрочную аренду сроком на 10 лет. Акт о передаче «Нерпы» индийской стороне был подписан 30 декабря 2011 года, а сама передача лодки индийскому экипажу состоялась 23 января 2012 года на территории завода судового оборудования «Восток» в Большом Камне (филиала АО «Амурский судостроительный завод»). Официальная церемония ввода лодки как S 72 Chakra в состав индийского флота была произведена в Вишакхапатнаме 4 апреля 2012 года.
Как можно судить, фактически бывшая «Нерпа» будет впоследствии заменена в составе ВМС Индии еще одной атомной подводной лодкой того же проекта 971. В марте 2019 года в Нью-Дели было подписано российско-индийское соглашение о передаче Индии в долгосрочную аренду еще одной атомной многоцелевой подводной лодки проекта 971 из наличия ВМФ России, причем стоимость соглашения оценивается в 3,3 млрд долл. Лодка под условным индийским обозначением Chakra III будет передана после проведения ремонта и модернизации и войдет в состав индийского флота предположительно в 2025 году под тем же названием Chakra, что и две другие атомные подводные лодки, арендовавшиеся у СССР и России. Срок аренды точно не известен, но составит не менее 10 лет.
Видимо, для передачи Индии предполагается находящася на головном предприятии АО «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске атомная многоцелевая подводная лодка ВМФ России К-295 «Самара» (заводской номер 517, была введена в состав ВМФ России в 1995 году) проекта 971, доставленная туда для ремонта с Тихоокеанского флота в 2014 году. Предполагается, что этот корабль пройдет обширные 72-месячные ремонт и модернизацию на «Звездочке» перед передачей ВМС Индии.
Источник