Стапели для кузовного ремонта: виды и описание
К сожалению, дорожно-транспортные происшествия – это то, без чего невозможно себе представить современное движение. На дорогах одновременно находятся сотни и даже тысячи автомобилей, которые иногда все же могут столкнуться между собой, врезаться во что-то и так далее. Естественно, после этого им необходим ремонт. Если его произвести возможно, то есть урон не настолько велик. Собственно говоря, если присутствуют повреждения, вызывающие деформацию, то исправляются они с помощью специального приспособления, о котором речь пойдет далее. Стапели для кузовного ремонта – это очень распространенный вид оборудования, который можно найти на каждой станции техобслуживания. Более того, некоторые люди приобретают их себе в гараж. Но что же это за конструкции? И какие бывают их виды?
Что такое стапель?
Если вас интересуют стапели для кузовного ремонта, то вам стоит иметь представление о том, что же это в принципе такое. Итак, это специальная конструкция, которая используется при наличии у вашего автомобиля соответствующих повреждений. Она позволяет при возможности полностью восстановить изначальный вид корпуса с помощью жесткой фиксации и равнонаправленного давления. Таким образом, если корпус машины помялся в дорожно-транспортном происшествии, то вам не стоит сразу же расстраиваться, потому что вы все еще можете исправить. И в этом вам помогут стапели для кузовного ремонта. Здесь нет никакой разницы, будет установлена конструкция в вашем гараже или же вы обратитесь к специалисту, который окажет вам соответствующую услугу. Но для начала вам нужно разобраться, какими стапели бывают вообще, ведь всего имеется несколько видов данного ремонтного оборудования.
Платформенный стапель
Рассматривая стапели для кузовного ремонта, вам нужно в первую очередь обратить внимание на платформенный вариант, так как он является самым распространенным, надежным, а самое главное – многофункциональным. Дело в том, что на этой конструкции можно выполнять абсолютно разнообразные виды ремонта кузова. Если появились небольшие повреждения и вмятины, вы можете использовать такой стапель. И даже если у вас имеются серьезные повреждения автомобиля, он также подойдет. Более того, вы можете выполнять даже коррекцию геометрии рамы машины, что вряд ли предоставляется возможным на многих других вариантах этого оборудования. Одним из самых больших преимуществ данного вида стапелей является тот факт, что устанавливать их можно абсолютно повсеместно, независимо от базы, на которой ремонт будет производиться. Основу конструкции составляет платформа, к которой и крепится автомобиль. Происходит это с использованием специальных зажимов, а затем с помощью этой же платформы задаются направления и мощности усилий, которые будут прикладываться к местам деформации для выравнивания. Именно так и действует самый распространенный, можно сказать, стандартный стапель для кузовного ремонта. Фото подобной конструкции можно найти повсеместно, но вам достаточно зайти в любую ремонтную мастерскую, чтобы его обнаружить там.
Источник
Виды стапелей для ремонта кузовов
Проработав более 12 лет жестянщиком я могу поделиться своим опытом в деле тяжёлого труда под названием “кузовной ремонт”. Я работал на различных стапелях, практически всех существующих типов. Так же изготавливал стапели собственных конструкций, чем и занимаюсь сейчас, только на более высоком уровне. И теперь мне хотелось бы предложить Вашему вниманию краткий обзор рихтовочных стендов для кузовного ремонта.
Современные производители кузовного оборудования делят свою продукцию на несколько типов.
- Подкатные стапели.
- Платформенные стапели.
- Напольные стапели.
- Рамные стапели.
Рассмотрим достоинства и недостатки всех конструкций.
Подкатные стапели (выпрямляющие устройства).
Почти все купившие выпрямляющие устройства (они же подкатные стапели) сильно удивляются, когда начинают тянуть. Всё дело в том, что зона максимальной нагрузки в такой конструкции ни к чему не прикреплена, в то время как изворачивающая сила гидравлики в 10 тонн так же как и на других конструкциях стремится вывернуть силовое устройство вверх.
При покупке и дальнейшей установке автомобиля на подкатной стапель его изъян не так заметен, но стоит начать подавать давление на гидравлику и башня устремляется вверх! Кстати, усилия на ручке помпы так и не будет.
Вид сверху. Наличие раздвижных задних лап на это положение практически не влияет т.к. зона максимальной нагрузки находится на поперечной проставке с зажимами, которая, при небольшом усилии, легко проворачивается вокруг своей оси.
На этих устройствах можно работать только создав дополнительную опору на кузов автомобиля.
Но в любом случае не расчитывайте, что сможете при помощи таких устройств править сильные повреждения. Честные производители об этом говорят прямо (AUTOROBOT MICRO). А некоторые китайские изделия стоимостью около 40 тысяч вообще неработоспособны.
Платформенные стапели.
Наиболее популярный сейчас тип стапеля, среди владельцев крупных и развивающихся автосервисов, так же обременён недостатками.
Установка\снятие машины:
- Платформа наклоняется одной стороной и машина втягивается на неё лебёдкой.
- Платформа опускается вся и машина въезжает на неё сама.
- Платформа с ножничным подъёмником
Каждый из представленных вариантов подразумевает исправность подвески или наличной установочной перекатной системы. Для ремонта автомобиля на втором и третьем примере платформенного стапеля потребуется так же исправный двигатель, лебёдка или группа поддержки.
Силовые устройства:
Ключевой плюс современных платформ – это башни. Катаются на роликах по всему периметру, фиксируются в любом месте поворотом рычага или штырем, обладают постоянным 10 тонным усилием на любой высоте. Правда непонятно кому нужно такое усилие в случае правки крыши.
Недостатки:
- Габариты платформенного стапеля минимально требует помещения размеров 4х7 метра.
- Нет возможности заниматься ремонтом подвески.
- Нет возможности работать под машиной.
- Высота платформы 500-800мм (Для тех, кто только собирается купить себе платформенный стапель: При ремонте прийдётся стоять раком и тянутся к машине находящейся на расстоянии полуметра, а так же периодически зашагивать на высоту стола. Приятного пользования.)
- Ширина рабочей зоны на самой платформе 300-500мм.
- Платформенный стапель не используется ни одним ОД в России.
- Минимальная цена платформенного стапеля 300000 р.
Напольные стапели.
Очень хороший вариант, для тех у кого есть собственное помещение и ножничный подъёмник убирающийся в пол. Отличный доступ к любой точке автомобиля, комфортная высота. При отсутствии работы – ровная площадка. Напольный стапель так же как и платформенный имеет несколько разновидностей. Я приведу в пример две.
- Заливная напольная конструкция (рельсы)
- Анкерная напольная конструкция
Установка\снятие машины:
Ничего сложного. Машина въезжает на ремонтную площадку и поднимается домкратом. Наиболее удобная высота при работе на таком типе стапеля от 600мм. В таком положении авто нет необходимости обходить гуськом место вытяжки. Конечно, задрать машину на такую высоту проблематично, но этот конструкторский просчёт легко исправляет ножничный подъёмник.
Силовые устройства:
Как правило башенного типа, оснащённые колёсиками. Башня стапеля перемещается на колёсах, для изменения вектора тяги отсоединяется в двух-трёх местах. Ключевой отличии башни напольного стапеля от платформенного – отсутствие роликов.
Недостатки:
Рельсы.
- Габариты напольного стапеля минимально требует помещения размеров 5х8 метра.
- Наличие собственного помещения.
- Строительные работы.
- Неудобства при перестановке башни.
- Неудобства при установке машины без ножничного подъёмника.
Анкера.
- Габариты напольного стапеля с анкерным креплением минимально требует помещения размеров 5х8 метра.
- При установке стапеля, особо не заморачиваясь, сверлим 100 отверстий под анкера.
- Отсутствие ровной площадки, за исключением полного разбора стапеля по окончанию ремонта.
- Неудобства при перестановке башни.
- Неудобства при установке машины без ножничного подъёмника.
Рамные стапели.
Первый вариант.
Силовое устройство (С.У.) крепится к раме в одной точке и работает используя прочность рамы в этом месте. Рама имеет длинну 3,5-5м, а С.У. 0.7-1.3м. Длиннее делать нежелательно т.к. возрастает изворачивающая нагрузка. Длинная рама нужна для того, чтобы уменьшить длину С.У. и крепить его в одной точке на раме. Это влечёт за собой увеличение толщины труб, из которых сделана рама и, как следствие, массы стапеля. Однако, при этом появляется возможность установить стапель на подъёмник. Классический пример тому – стапель MARK 6 фирмы CAR-O-LINER. Я некоторое время работал на таком стапеле и скажу, что штука довольно удобная. Особенно при наличии подъёмника. При ремонте переставлять трёхшарнирное С.У. на раме требуется редко.
При наличии подъёмника есть возможность так же заниматься слесарными, арматурными, малярными работами. Рамный стапель с подъёмником можно опустить в приямник на полу и получается ровная площадка. Сегодня выпускаются стапели с подъёмником имеющие в сложенном виде высоту 100-120мм, т.е. над ним проезжает практически любая машина, это серьёзно экономит время установки и снятия автомобиля, а так же позволяет использовать стапель как простой подъёмник, с высотой подъёма 800-1200мм.
Несколько европейских, американских и, разумеется, китайских фирм выпускают подобные стапели – эти модели наиболее удобные сегодня из всех стапелей, а при ограниченной площади сервиса – это вообще находка. Имея такой инструмент, Вы, практически на одном месте можете делать с машиной любые работы:
- Ремонт подвески
- Замена масла
- Шиномонтаж
- Арматурка
- Подготовка к покраске
Те, кто работал в кузовном цеху, поймут о чём я говорю. Насколько удобнее работать, если машину можно поднять на специальном подъёмнике. На современных станциях ножничные подъёмники обязательно есть в малярных цехах.
Единственное что сдерживает массовое применение этих стапелей – это их цена. Даже слабые китайские изделия начинаются с 250т.р., не говоря уже о европейских CAR-O-LINER SPEED от 650т.р.
Более года я разрабатывал, делал модели, испытывал отдельные элементы, подбирал комплектующие и наконец родил Vector NZ! Стапель, относящийся к описываемому типу, но оборудованный ножничным подъёмником с высотой подъёма 1м. NZ обладает очень прочной рамой. На испытаниях работал с 20 тонной гидравликой. Подъёмник поднимал длинный гружёный Ford Transit (2,8 тонны) см.фото по ссылке.
Второй вариант.
Силовое устройство крепится к раме в двух точках разнесённых друг от друга. При такой схеме изворачивающая нагрузка распределяется более рационально и можно сделать стапель легче. Рама стапеля имеет длину 1,5-2,5м, С.У. так же 2-2,5м. Поскольку все силовые элементы кузова автомобиля находятся по его краям, то целесообразно размещать базовые точки крепления С.У. не по центру рамы, а сбоку. С.У. размещённое напротив лонжерона может развить больше усилия.
На стапеле Vector S, рама и силовое устройство сделаны таким же образом. Но помимо равномерного распрделения нагрузки по раме, С.У. сохраняет возможность быть закреплённым в любом месте и под любым углом. Так же на базе S создано целое семейство стапелей, отличающихся длинной рамы, С.У. (двух и трёхшарнирные), зажимами за отбортовку и т.д.
Теперь о силовых устройствах. Для начала немного теории.
Каждый автомобиль имеет силовой каркас, страдающий во время аварии и, выпрямление которого основная задача кузовного ремонта на стапеле. Чем ближе повреждения к капсуле безопасности, тем сложнее будет ремонт и тем большие усилия потребуются на стапеле. Посмотрим как будут распределятся нагрузки при вытяжке лобового удара и как различные конструкции стапелей будут воспринимать эти нагрузки.
При вытяжке лонжерона вперёд на раму и силовое устройство (С.У.) закреплённое на ней действуют две основные силы. F1 – Стремиться согнуть раму назад, а сила F2 – будет закручивать её вверх. И чем расстояние A больше, тем больше F2.
Вид спереди. Если тянуть лонжерон с откосом цепи, то появляется ещё одна сила, которая стремиться повалить руку вбок. Для того, чтобы этого избежать руку надо заранее отклонить в сторону. Или переставить с.у. целиком напротив лонжерона.
Если представить себе, что вертикальная и горизонтальная части с.у. образуют плоскость, то цепь при вытяжке должна находится в этой плоскости. Если этого не происходит, то при нагрузке появляется сила, валящая руку вбок.
Силовые устройства: (башня, рука, гусь и т.д.)
Башенные.
Gрименяются, в основном, на платформенных и напольных стапелях. Применение этих устройств на рамных стапелях крайне редко. Башенные с.у. отличает самая большая масса. Но главным отличием является то, что несмотря на высоту и направление вектора тяги усилие будет постоянным.
Рычажные.
Наиболее распространены. Они применяются практически на всех рамных и подкатных стапелях, и ограничено на напольных. Отличаются простотой устройства и малой массой. Чем выше закреплена цепь на рычаге, тем меньшее усилие развивает.
Векторные.
Самые простые по устройству, но, в то же время, позволяющие не только тянуть, но и толкать, поднимать и опускать кузовные элементы. Правда, при этом являются самыми сложными по использованию.
Немного о зажимах отбортовки порогов для стапеля.
Практически все производители стапелей выпускают зажимы оснащённые сменными губками со специальной насечкой. Зажимы различаются шириной от 80 до 250мм. Узкие зажимы не самый лучший вариант, если ремонт затянулся. Машина от долгого висения на стапеле может “надеться” на узкие зажимы (деформируется порог). С широкими зажимами таких проблем нет. Отдельные производители вместо губок ставят стальные штыри (обрезанные дюбеля), которые протыкая металл отбортовки очень надёжно фиксируют машину, но после снятия со стапеля в пороге остаётся 48 дырок. Одно лечим – другое калечим. Какие бы кузовные зажимы Вы не применяли, при больших усилиях вытяжки рекомендуется использовать цепь прикреплённую к раме стапеля и силовой точке кузова напротив тягового зажима. Например при вытягивании лонжерона за болт крепления подрамника.
В заключении хочу сказать,
что какой бы стапель Вы не выбрали, твёрдо помните одно: СТАПЕЛЬ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ. О того как Вы будете им пользоваться зависит не только его успешная работа, но и Ваш заработок (микроскопом тоже можно гвозди забивать). Желаю успешной работы и правильного выбора оборудования!
Источник
Стапель для кузовного ремонта и его виды
Речь идёт о приспособлении, используемом при выполнении работ по ремонту автомобильного кузова. Подобное оборудование позволяет исправлять его серьёзные повреждения, изменять размеры и конфигурацию некоторых элементов. Нужный результат достигается благодаря применению разнонаправленных усилий, воздействующих на хорошо закреплённую машину. Заводское оборудование стоит довольно дорого, стапель для кузовного ремонта своими руками изготовить гораздо дешевле.
Как работает оборудование
Принцип работы у всех устройств одинаков. Чтобы восстановить геометрию кузова, его закрепляют на каком-либо одном или нескольких участках стапеля. Потом автослесарь посредством вытяжного устройства и прикладывая усилие с помощью гидравлических приспособлений, вытягивает деформированные элементы. Если сделан стапель в гараже своими руками, то это, как правило, несложная система, имеющая один вытяжной механизм. В заводском оборудовании их несколько.
Что это такое?
Стапели для кузовного ремонта автомобилей – это конструкция, которая позволяет восстановить изначальный вид кузова и вернуть его размеры за счет прочной фиксации на раме и воздействия равнонаправленного давления. При помощи многогранных усилий в растягивающем и сжимающем направлениях появляется возможность менять форму и размеры кузовных деталей. Структура металла при этом не изменяется.
Если говорить более кратко, то в процессе стапельных работ мастер выполняет моделирование удара, но в обратную сторону. Результаты таких восстановительных действий часто превосходят ожидания автовладельцев. Машины, которые, казалось бы, не подлежат ремонту, получают вторую жизнь и свой первозданный вид.
Виды стапелей
Всего бывает четыре вида конструкций, каждая из которых применяется в определённых условиях. Некоторые типы оборудования можно изготовить и самостоятельно. Как характеризуются применяемые сегодня стапели?
Подкатные
Отличаются возможностью использования для восстановления кузова самых различных автомобилей. Имеющиеся на стапеле приспособления позволяют зафиксировать автомобиль, не делая отбортовку порогов. Подкатное оборудование отличается компактностью, поэтому его можно применять в ограниченном пространстве — то есть имеет смысл сделать стапель для кузовного ремонта своими руками, чтобы установить его в гараже. Минус данного оборудования в том, что его нельзя применять при наличии перекосов и изменении геометрии кузова.
Напольные
Предполагает наличие рельса, по которому перемещаются выдвижные устройства. Такая конструкция помогает выполнять ремонт разной сложности, так как механизмы передвигаются в любую точку стапеля. Плюсы напольного оборудования:
- сравнительно небольшая стоимость;
- оперативная установка;
- малая занимаемая площадь;
- простота изготовления: можно сделать напольный стапель для кузовного ремонта своими руками;
- при необходимости можно убрать выдвижные устройства и использовать пол (рельсы находятся на одном с ним уровне) для размещения техники или иных целей.
Минус заключается в неудобстве проведения измерений отдельных элементов кузова и его общей геометрии.
Рамные
Здесь используется металлический каркас, на котором машина закрепляется посредством цепей. Несмотря на то, что такие стапели используются при выправлении не слишком сильных повреждений, конструктивно рамное оборудование более сложное. Фиксация кузова на нужной высоте и в требуемом положении осуществляется посредством зажимов, а деформированная часть выправляется цепями, подсоединёнными к силовому гидравлическому устройству.
Для упрощения подъёма авто рамные стапели зачастую используют совместно с подъёмниками ножничного типа. Преимущества данных конструкций:
- доступ к автомобильному днищу и различным элементам, расположенными внизу;
- возможность выполнения кузовных работ на разной высоте.
Это интересно: Какая коробка передач лучше
Рамные стапели не занимают много места, однако с их помощью нельзя выправлять серьёзные деформации, так как число вытяжных точек невелико. Поэтому такие конструкции имеет смысл применять в ходе рихтовки и иных несложных повреждений.
Разновидности
Определённую роль в качестве и особенностях проведения восстановительных работ играет факт использования того или иного вида стапеля.
Их различают в зависимости от особенностей конструкции. При этом все они могут применяться для выполнения поставленных задач по восстановлению геометрии автомобильных кузовов.
В итоге стапели можно разделить на такие категории:
- напольные;
- подкатные;
- рамные;
- платформенные.
Чтобы понимать разницу между представленным оборудованием, в каждом стапеле, осуществляющем вытягивание машины, нужно разобраться отдельно.
Подкатной
Подкатные модели предназначены преимущественно для проведения сравнительно простых ремонтно-восстановительных мероприятий, когда отсутствует возможность воспользоваться мощным полноценным оборудованием.
Но этот факт вовсе не мешает подкатным стапелям быть весьма распространёнными. Это объясняется тем, что такие стенды обладают широкими функциональными возможностями. К их сильным сторонам можно отнести следующие моменты:
- Они предназначены для работы с разными типами автотранспортных средств. А потому один стенд может обслужить различные автомобили. Существуют подкатные стенды, у которых в арсенале имеются особые элементы, позволяющие зафиксировать автомобиль без обязательной отбортовки порогов.
- Обладают компактными размерами, что позволяет использовать подкатной агрегат в условиях ограниченного пространства. Подобные модели встречаются даже в обычных гаражах. Их небольшие габариты обеспечивают определённое превосходство перед конкурентами.
- Широкий спектр настроек. Такая особенность обеспечивает проведение точной предварительной настройки. То есть станок адаптируется под конкретный тип кузова при восстановлении геометрии автомобиля.
- Специальные зажимы для фиксации за отбортовку автомобильных порогов. Они не имеют аналогов, а потому выступают как весомый аргумент в пользу подкатных моделей.
- Подкатные стапели можно при необходимости или желании дополнительно оснастить десятинной гидравлической системой.
Но во многом их преимущества и достоинства не всегда себя оправдывают. Эти стапели не настолько универсальные, как изначально может показаться.
Если речь идёт о сильном повреждении и серьёзном изменении геометрии, с восстановлением подкатной стенд справиться не сумеет. Его актуально применять в процессе ремонта лонжеронов, панелей, стоек и иных подобных компонентов.
Но всё же подкатные модели можно называть эффективными, универсальными, доступными и надёжными. Многие автосервисы справедливо вкладывают деньги в такое оборудование, поскольку эта покупка себя оправдывает в полной мере.
Напольный
Напольные модели стапелей отличаются тем, что здесь предусмотрена установка в пол специальных рельс, стоек, анкеров и крепёжных элементов. Именно они используются как основа для размещения и фиксации ремонтируемого автомобиля.
Ключевыми достоинствами напольных рихтовочных стендов является факт их относительной ценовой доступности, простота монтажа и отсутствие сложностей при размещении машины. Хотя конструкция напольная, по факту она не занимает много места. Это позволяет грамотно использовать доступное пространство в условиях гаража или небольшой автомастерской.
По мере необходимости, когда потребность в стапеле отсутствует, конструкцию, вмонтированную в пол, можно использовать для других задач и целей. Рельсы при этом совершенно не будут мешать, а порой способны даже помочь в реализации тех или иных работ.
Единственным более или менее существенным недостатком считается сложность выполнения необходимых замеров в процессе работы. Но вообще напольные стенды выступают достойной альтернативой и серьёзным конкурентом для подкатных аналогов.
Рамный
Этот стапель характеризуется более сложной конструкцией и устройством. Но именно его многие мастера по ремонту кузова предпочитают использовать в рамках устранения сравнительно небольших дефектов.
Сама конструкция занимает небольшое пространство. В основном рамные модели устанавливаются на ножничные автомобильные подъёмники. В итоге машина находится на регулируемой высоте и легко вытягивается в нужных направлениях.
Если сравнивать с теми же платформенными стапелями, которые нам ещё предстоит рассмотреть, рамные аналоги конструктивно сложнее и состоят и большего числа компонентов. Выбирая стапель такого типа, рекомендуется отдавать предпочтение устройствам, дополнительно оснащённым автоподъёмниками. Это позволит сократить затрачиваемое на ремонт время, а также даст возможность сэкономить на пространстве автомастерской.
Платформенный
Если не учитывать самодельные стапели, платформенный тип устройства является последним среди существующих разновидностей. Но именно такой тип оборудования позиционируется как самый дорогой, производительный и эффективный.
Платформенные рихтовочные стенды позволяют справиться с серьёзными механическими повреждениями на автомобилях с разным типом кузова, включая даже огромные рамные внедорожники.
Все платформенные конструкции поставляются в определённой комплектации, куда входят рельсы и выездной мост. Это основа, на которую заезжает транспортное средство или затягивается с помощью вспомогательных устройств для последующей фиксации специальными высокопрочными креплениями.
У платформы предусмотрено наличие большого количества точек фиксации. Именно они позволяют устанавливать разные устройства и применять стапель в зависимости от конкретного автомобиля, типа кузова или характера повреждения. Платформенные устройства способны крепко зафиксировать машину, точечно воздействовать на определённые точки кузова, растягивая или сжимая в требуемом направлении.
Важным компонентом платформенного рихтовочного стенда выступает лебёдка и подвижный блок для машин. Последний предназначен для погрузки и дальнейшей фиксации автомобилей, не способных своим ходом заехать на платформу.
Опорные стойки, которые выполнены в виде одной или двух опорных башен, отличаются очень надёжным механизмом гидравлики, что обеспечивает продолжительный срок службы и безотказную работу. Опорные стойки по мере необходимости перемещаются вокруг рихтовочной платформы, тем самым способствуя вытягиванию дефектов и повреждений кузова, которые располагаются в разных точках.
Специальные крепёжные балки рассчитаны на перемещение тяжеловесных конструкций, масса которых превышает 20 тонн. Причём перемещение может осуществляться в разных необходимых направлениях.
Важной отличительной особенностью платформенного автомобильного стапеля для рихтовки и восстановления кузова является наличие телескопической шкалы. Она гарантирует проведение точных расчётов и определяет погрешности в осуществляемых измерениях. Фактически устройство не позволяет перетянуть металл или же вытянуть его не до конца.
Изготовители автомобильных платформенных рихтовочных стендов готовы предложить потребителям широкий набор дополнительных и вспомогательных комплектующих. Насколько те или иные приспособления необходимы, каждый покупатель определяет в индивидуальном порядке. Но все комплектующие направлены на то, чтобы расширить возможности и добавить новые функции стапелю.
Нельзя не отметить факт солидных размеров платформенного стапеля. Потому в условиях ограниченного пространства устанавливать такие стенды нецелесообразно. В основном они применяются в крупных автосервисах, располагающих соответствующими площадями для размещения рихтовочного оборудования.
При всех своих объективных преимуществах, только крупные размеры и необходимость стационарного размещения можно считать недостатками платформенного стапеля. Но в действительности, когда кузов сильно повреждён и геометрия серьёзно нарушена, только платформенные модели рихтовочных станков способны справиться с поставленной задачей. Отсюда можете делать соответствующие выводы.
Источник
Конструкции Стапелей
Проработав более 12 лет жестянщиком я могу поделиться своим опытом в деле тяжёлого труда под названием “кузовной ремонт”. Я работал на различных стапелях, практически всех существующих типов. Так же изготавливал стапели собственных конструкций, чем и занимаюсь сейчас, только на более высоком уровне. И теперь мне хотелось бы предложить Вашему вниманию краткий обзор рихтовочных стендов для кузовного ремонта.
Современные производители кузовного оборудования делят свою продукцию на несколько типов.
- Подкатные стапели.
- Платформенные стапели.
- Напольные стапели.
- Рамные стапели.
Рассмотрим достоинства и недостатки всех конструкций.
Подкатные стапели (выпрямляющие устройства).
Почти все купившие выпрямляющие устройства (они же подкатные стапели) сильно удивляются, когда начинают тянуть. Всё дело в том, что зона максимальной нагрузки в такой конструкции ни к чему не прикреплена, в то время как изворачивающая сила гидравлики в 10 тонн так же как и на других конструкциях стремится вывернуть силовое устройство вверх.
При покупке и дальнейшей установке автомобиля на подкатной стапель его изъян не так заметен, но стоит начать подавать давление на гидравлику и башня устремляется вверх! Кстати, усилия на ручке помпы так и не будет.
Вид сверху. Наличие раздвижных задних лап на это положение практически не влияет т.к. зона максимальной нагрузки находится на поперечной проставке с зажимами, которая, при небольшом усилии, легко проворачивается вокруг своей оси.
На этих устройствах можно работать только создав дополнительную опору на кузов автомобиля.
Но в любом случае не расчитывайте, что сможете при помощи таких устройств править сильные повреждения. Честные производители об этом говорят прямо (AUTOROBOT MICRO). А некоторые китайские изделия стоимостью около 40 тысяч вообще неработоспособны.
Платформенные стапели.
Наиболее популярный сейчас тип стапеля, среди владельцев крупных и развивающихся автосервисов, так же обременён недостатками.
Установка\снятие машины:
- Платформа наклоняется одной стороной и машина втягивается на неё лебёдкой.
- Платформа опускается вся и машина въезжает на неё сама.
- Платформа с ножничным подъёмником
Каждый из представленных вариантов подразумевает исправность подвески или наличной установочной перекатной системы. Для ремонта автомобиля на втором и третьем примере платформенного стапеля потребуется так же исправный двигатель, лебёдка или группа поддержки.
Силовые устройства:
Ключевой плюс современных платформ – это башни. Катаются на роликах по всему периметру, фиксируются в любом месте поворотом рычага или штырем, обладают постоянным 10 тонным усилием на любой высоте. Правда непонятно кому нужно такое усилие в случае правки крыши.
Недостатки:
- Габариты платформенного стапеля минимально требует помещения размеров 4х7 метра.
- Нет возможности заниматься ремонтом подвески.
- Нет возможности работать под машиной.
- Высота платформы 500-800мм (Для тех, кто только собирается купить себе платформенный стапель: При ремонте прийдётся стоять раком и тянутся к машине находящейся на расстоянии полуметра, а так же периодически зашагивать на высоту стола. Приятного пользования.)
- Ширина рабочей зоны на самой платформе 300-500мм.
- Платформенный стапель не используется ни одним ОД в России.
- Минимальная цена платформенного стапеля 300000 р.
Напольные стапели.
Очень хороший вариант, для тех у кого есть собственное помещение и ножничный подъёмник убирающийся в пол. Отличный доступ к любой точке автомобиля, комфортная высота. При отсутствии работы – ровная площадка. Напольный стапель так же как и платформенный имеет несколько разновидностей. Я приведу в пример две.
- Заливная напольная конструкция (рельсы)
- Анкерная напольная конструкция
Установка\снятие машины:
Ничего сложного. Машина въезжает на ремонтную площадку и поднимается домкратом. Наиболее удобная высота при работе на таком типе стапеля от 600мм. В таком положении авто нет необходимости обходить гуськом место вытяжки. Конечно, задрать машину на такую высоту проблематично, но этот конструкторский просчёт легко исправляет ножничный подъёмник.
Силовые устройства:
Как правило башенного типа, оснащённые колёсиками. Башня стапеля перемещается на колёсах, для изменения вектора тяги отсоединяется в двух-трёх местах. Ключевой отличии башни напольного стапеля от платформенного – отсутствие роликов.
Недостатки:
Рельсы.
- Габариты напольного стапеля минимально требует помещения размеров 5х8 метра.
- Наличие собственного помещения.
- Строительные работы.
- Неудобства при перестановке башни.
- Неудобства при установке машины без ножничного подъёмника.
Анкера.
- Габариты напольного стапеля с анкерным креплением минимально требует помещения размеров 5х8 метра.
- При установке стапеля, особо не заморачиваясь, сверлим 100 отверстий под анкера.
- Отсутствие ровной площадки, за исключением полного разбора стапеля по окончанию ремонта.
- Неудобства при перестановке башни.
- Неудобства при установке машины без ножничного подъёмника.
Рамные стапели.
Первый вариант.
Силовое устройство (С.У.) крепится к раме в одной точке и работает используя прочность рамы в этом месте. Рама имеет длинну 3,5-5м, а С.У. 0.7-1.3м. Длиннее делать нежелательно т.к. возрастает изворачивающая нагрузка. Длинная рама нужна для того, чтобы уменьшить длину С.У. и крепить его в одной точке на раме. Это влечёт за собой увеличение толщины труб, из которых сделана рама и, как следствие, массы стапеля. Однако, при этом появляется возможность установить стапель на подъёмник. Классический пример тому – стапель MARK 6 фирмы CAR-O-LINER. Я некоторое время работал на таком стапеле и скажу, что штука довольно удобная. Особенно при наличии подъёмника. При ремонте переставлять трёхшарнирное С.У. на раме требуется редко.
При наличии подъёмника есть возможность так же заниматься слесарными, арматурными, малярными работами. Рамный стапель с подъёмником можно опустить в приямник на полу и получается ровная площадка. Сегодня выпускаются стапели с подъёмником имеющие в сложенном виде высоту 100-120мм, т.е. над ним проезжает практически любая машина, это серьёзно экономит время установки и снятия автомобиля, а так же позволяет использовать стапель как простой подъёмник, с высотой подъёма 800-1200мм.
Несколько европейских, американских и, разумеется, китайских фирм выпускают подобные стапели – эти модели наиболее удобные сегодня из всех стапелей, а при ограниченной площади сервиса – это вообще находка. Имея такой инструмент, Вы, практически на одном месте можете делать с машиной любые работы:
- Ремонт подвески
- Замена масла
- Шиномонтаж
- Арматурка
- Подготовка к покраске
Те, кто работал в кузовном цеху, поймут о чём я говорю. Насколько удобнее работать, если машину можно поднять на специальном подъёмнике. На современных станциях ножничные подъёмники обязательно есть в малярных цехах.
Единственное что сдерживает массовое применение этих стапелей – это их цена. Даже слабые китайские изделия начинаются с 250т.р., не говоря уже о европейских CAR-O-LINER SPEED от 650т.р.
Более года я разрабатывал, делал модели, испытывал отдельные элементы, подбирал комплектующие и наконец родил Vector NZ! Стапель, относящийся к описываемому типу, но оборудованный ножничным подъёмником с высотой подъёма 1м. NZ обладает очень прочной рамой. На испытаниях работал с 20 тонной гидравликой. Подъёмник поднимал длинный гружёный Ford Transit (2,8 тонны) см.фото по ссылке.
Второй вариант.
Силовое устройство крепится к раме в двух точках разнесённых друг от друга. При такой схеме изворачивающая нагрузка распределяется более рационально и можно сделать стапель легче. Рама стапеля имеет длину 1,5-2,5м, С.У. так же 2-2,5м. Поскольку все силовые элементы кузова автомобиля находятся по его краям, то целесообразно размещать базовые точки крепления С.У. не по центру рамы, а сбоку. С.У. размещённое напротив лонжерона может развить больше усилия.
На стапеле Vector S, рама и силовое устройство сделаны таким же образом. Но помимо равномерного распрделения нагрузки по раме, С.У. сохраняет возможность быть закреплённым в любом месте и под любым углом. Так же на базе S создано целое семейство стапелей, отличающихся длинной рамы, С.У. (двух и трёхшарнирные), зажимами за отбортовку и т.д.
Теперь о силовых устройствах. Для начала немного теории.
Каждый автомобиль имеет силовой каркас, страдающий во время аварии и, выпрямление которого основная задача кузовного ремонта на стапеле. Чем ближе повреждения к капсуле безопасности, тем сложнее будет ремонт и тем большие усилия потребуются на стапеле. Посмотрим как будут распределятся нагрузки при вытяжке лобового удара и как различные конструкции стапелей будут воспринимать эти нагрузки.
При вытяжке лонжерона вперёд на раму и силовое устройство (С.У.) закреплённое на ней действуют две основные силы. F1 – Стремиться согнуть раму назад, а сила F2 – будет закручивать её вверх. И чем расстояние A больше, тем больше F2.
Вид спереди. Если тянуть лонжерон с откосом цепи, то появляется ещё одна сила, которая стремиться повалить руку вбок. Для того, чтобы этого избежать руку надо заранее отклонить в сторону. Или переставить с.у. целиком напротив лонжерона.
Если представить себе, что вертикальная и горизонтальная части с.у. образуют плоскость, то цепь при вытяжке должна находится в этой плоскости. Если этого не происходит, то при нагрузке появляется сила, валящая руку вбок.
Силовые устройства: (башня, рука, гусь и т.д.)
Башенные.
Gрименяются, в основном, на платформенных и напольных стапелях. Применение этих устройств на рамных стапелях крайне редко. Башенные с.у. отличает самая большая масса. Но главным отличием является то, что несмотря на высоту и направление вектора тяги усилие будет постоянным.
Рычажные.
Наиболее распространены. Они применяются практически на всех рамных и подкатных стапелях, и ограничено на напольных. Отличаются простотой устройства и малой массой. Чем выше закреплена цепь на рычаге, тем меньшее усилие развивает.
Векторные.
Самые простые по устройству, но, в то же время, позволяющие не только тянуть, но и толкать, поднимать и опускать кузовные элементы. Правда, при этом являются самыми сложными по использованию.
Немного о зажимах отбортовки порогов для стапеля.
Практически все производители стапелей выпускают зажимы оснащённые сменными губками со специальной насечкой. Зажимы различаются шириной от 80 до 250мм. Узкие зажимы не самый лучший вариант, если ремонт затянулся. Машина от долгого висения на стапеле может “надеться” на узкие зажимы (деформируется порог). С широкими зажимами таких проблем нет. Отдельные производители вместо губок ставят стальные штыри (обрезанные дюбеля), которые протыкая металл отбортовки очень надёжно фиксируют машину, но после снятия со стапеля в пороге остаётся 48 дырок. Одно лечим – другое калечим. Какие бы кузовные зажимы Вы не применяли, при больших усилиях вытяжки рекомендуется использовать цепь прикреплённую к раме стапеля и силовой точке кузова напротив тягового зажима. Например при вытягивании лонжерона за болт крепления подрамника.
В заключении хочу сказать,
что какой бы стапель Вы не выбрали, твёрдо помните одно: СТАПЕЛЬ – ЭТО ИНСТРУМЕНТ. О того как Вы будете им пользоваться зависит не только его успешная работа, но и Ваш заработок (микроскопом тоже можно гвозди забивать). Желаю успешной работы и правильного выбора оборудования!
Источник